Дело № 2-111/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рамешковский районный суд Тверской областив составе председательствующего Кирилловой Н.В.,
при секретаре Келейниковой Е.Н.,
прокурора Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры Олейник А.А. по доверенности от Дата обезличена
представителя ответчика Горшенева П.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Рамешки Дата обезличена 2010 г.дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Жилкоммунсервис» о возложении обязанности с Дата обезличена прекратить сброс сточных вод в реку ... до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование и утвержденного в установленного законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ,
У С Т А Н О В И Л:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд, указав, что при осуществлении надзорной деятельности было выявлено нарушение законодательства об охране окружающей среды в деятельности МУП «Жилкоммунсервис». Данное предприятие эксплуатирует комплекс очистных сооружений, расположенных по адресу: ..., с которых и производит сброс сточных вод в реку ... от населения, а также сточных вод принимаемых, на основании договоров от бюджетных организаций. Ответчик с Дата обезличена по настоящее время осуществляет сброс сточных вод в реку ..., в отсутствие права пользования водным объектом, а именно без решения о предоставлении в пользование водного объекта, и утвержденных нормативов (лимитов) допустимых сбросов вредных веществ и микроорганизмов. Река ... в соответствии ст. 8 ВК РФ находится в собственности Российской Федерации. На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Таким образом, при сбросе в акваторию реки ... сточных вод в отсутствие права пользования водным объектом, а именно без решения о предоставлении водного объекта в пользование, нарушают права собственника, а именно Российской Федерации. В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Действия МУП «Жилкоммунсервис» по сбросу сточных вод с нарушением требований природоохранного законодательства, нарушают права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор Олейник А.А. поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Горшенев П.Н. иск признал, суду пояснил, что МУП «Жилкоммунсервис» оказывает услуги по водоотведению, в связи с чем эксплуатирует комплекс очистных сооружений, с которых производит сброс сточных вод в реку ... без оформления надлежащей документации. В настоящее время разработан проект нормативов допустимых сбросов. Данный проект согласован с Роспотребнадзором, Ростехнадзором, ФГУ «Ценррыбвод», ГУ «Тверской ЦГМС», Верхневолжским территориальным управлением Росрыболовства. МУП получены санитарно-эпидемическое заключение и экспертиза. После всех согласований МУП намерены получить в Департаменте природных ресурсов Тверской области решение о предоставлении водного объекта в пользование.
Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что МУП «Жилкоммунсервис»» является юридическим лицом, что подтверждается п. 2.1 Устава (л.д. 8-10). Согласно п.п. 3.1, 3.3 Устава МУП оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению.
Сторонами не оспаривается тот факт, что МУП «Жилкоммунсервис» эксплуатирует комплекс очистных сооружений, расположенных по адресу: ..., с которых производит сброс сточных вод в реку ... с Дата обезличена по настоящее время, в отсутствие решения о предоставлении в пользование водного объекта, и утвержденных нормативов (лимитов) допустимых сбросов вредных веществ и микроорганизмов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов:
соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;
ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обеспечении снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со ст. 9, ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами для сброса сточных и (или) дренажных вод на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 21 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов, в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 1ст. 44 ВК РФ).
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других, опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается в порядке ч. 6 ст. 56 ВК РФ.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч. 4 ст. 35ВК РФ).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Одной из мер воздействия за нарушение природоохранных требований, предусмотренных ст. 56 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является, ограничение, приостановление или прекращение деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 80 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.
Статья 1065 ГК РФ предусматривает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ способом защиты нарушенных прав является пресечение действий нарушающих право.
Факт сброса сточных вод в реку ... в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и утвержденного норматива допустимых сбросов загрязняющих веществ подтверждается показаниями сторон, представлением об устранении нарушений закона (л.д. 13), сведениями об использовании воды (л.д. 14), платежными поручениями о перечислении платы за негативное воздействие на окружающую среду л.д. 15,16), нормативами допустимого сброса в реку ... (л.д. 32-35).
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд полагает, что исковые требования прокурора основаны на законе и полежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В порядке ст. 333.36 НК РФ прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Следовательно, государственная пошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, поскольку судом удовлетворено требование истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Тверского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилкоммунсервис» с Дата обезличена прекратить сброс сточных вод в реку ... до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование и утвержденного в установленного законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Жилкоммунсервис» государственную пошлину в сумме ... рублей в доход ...
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Рамешковский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Н.В.Кириллова
Решение вступило в законную силу.