Решение суда по иску прокурора о постановке на учет артезинской скважины



Дело № 2-168 / 2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рамешковский районный суд Тверской области в составепредседательствующего Кирилловой Н.В.,

при секретаре Келейниковой Е.Н.,

с участием прокурора Рамешковского района Чунина А.С.,

представителя ответчика Горчаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Рамешки

« 07 » сентября 2010 г.

гражданское дело по иску прокурора Рамешковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Кушалино Рамешковского района Тверской области об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи - артезианской скважины, расположенной на территории с. Кушалино сельского поселения Кушалино Рамешковского района Тверской области, в срок до Дата обезличена,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Рамешковского района обратился в суд с иском к администрации МО «Сельское поселение Кушалино», указав, что прокуратурой Рамешковского района совместно с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Бежецке проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего обеспечение населения питьевой водой. По результатам проверки было установлено, что на территории сельского поселения Кушалино Рамешковского района расположена бесхозяйная артезианская скважина.

Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на артезианскую скважину, расположенную на территории сельского поселения Кушалино Рамешковского района в с. Кушалино, которая не имеет собственника дают положения ст. 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Статус указанной артезианской скважины как бесхозяйной, являющейся объектом, создающим потенциальную опасность для водоносного горизонта и населения сельского поселения Кушалино Рамешковского района, требует принятия мер по передаче их в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения угрозы попадания в подземные питьевые воды опасных инфекционных заболеваний, кислот, следствием которых может быть причинение вреда здоровью людей, окружающей среде.

Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения поселений по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, которые относятся к биолого - социальным чрезвычайным ситуациям.

Содержание артезианских скважин имеет целью предупреждение заразных и массовых незаразных болезней животных, защиту населения от болезней, то есть предупреждение последствий таких явлений, как эпидемии, которые относятся к биолого- социальным чрезвычайным ситуациям.

Согласно акту санитарно-эпидемиологического обследования артезианской скважины, расположенной в с. Кушалино сельского поселения Кушалино от Дата обезличена централизованным водоснабжением пользуются ... население с. Кушалино ...

Как установлено проведённой проверкой указанная скважина не отвечает следующим требованиям действующего законодательства. Артскважина с. Кушалино - расположена в кирпичном павильоне, крыша - рубероид, оголовок не зацементирован, внутри павильона захламлено, зона санитарной охраны первого пояса не ограждена (нарушение п. 3.2.1.1.СанПиН 2.1.4.1110-02), водоразборного крана нет, крыша требует ремонта, искусственное освещение и отопление внутри павильона отсутствует, как и лицензия на право пользования недрами, программа производственного контроля не разработана, производственный контроль за качеством питьевой воды не проводится, что не соответствует п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.», СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий». Журнал регистрации аварийных ситуаций на водопроводных сетях отсутствует, информация в центр Госсанэпиднадзора не передается, что является нарушением п.2.5. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Указанные нарушения не исключают возможность загрязнения водоисточника (артезианской скважины), в случае использования данного источника водоснабжения населением создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний передающихся водным путём, массовых инфекционных заболеваний (отравлений) людей.

До настоящего времени со стороны администрации сельского поселения Кушалино Рамешковского района, на территории которого расположена бесхозяйная артезианская скважина, мер по принятию указанного объекта в муниципальную собственность не принято, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении органами местного самоуправления сельского поселения Кушалино вопросов местного значения по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения.

В связи с тем, что органом местного самоуправления - администрацией сельского поселения Кушалино Рамешковского района, не осуществляется каких-либо профилактических мероприятий и не принимается мер, направленных на принятие в муниципальную собственность бесхозяйной артезианской скважины, расположенной на территории сельского поселения Кушалино Рамешковского района, в с. Кушалино, обеспечить безопасность граждан, охрану их жизни и здоровья, прав последних на благоприятную окружающую среду, невозможно.

В судебном заседании прокурор Рамешковского района поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Горчакова Н.В. иск признала и суду пояснила, что действительно на территории сельского поселения Кушалино имеется одна бесхозяйная артезианская скважина, от которой водой питается детский сад, школа, котельная. В настоящее время администрация принимает определенные меры для исправления выявленных нарушений, проведен ремонт водокачки, подана заявка в БТИ на изготовление технического паспорта на скважину.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Бежецке, Бежецком, Весьегонском, Краснохолмском, Лесном, Максатихинском, Молоковском, Рамешковском, Сандовском, Сонковском районах ходатайствовал перед судом о рассмотрение дела в отсутствие его представителя, направив в суд информацию ... в которой указал, что по результатам проверки, проведенной совместно с прокуратурой Рамешковского района установлено нарушение действующего законодательства на артезианской скважине в с. Кушалино Рамешковского района.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления осуществляют деятельность в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Согласно п.1 и п.2 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

В соответствии с :

- п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» территория первого пояса зоны санитарной охраны ( ЗСО) должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной.

- п. 4.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лиц, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сетей.

- п.4.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий» при осуществлении эксплуатации водных объектов централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных автономных систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды указанных систем требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.

- п.2.5. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». При возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом органы Роспотребнадзора.

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Статья 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения поселения организацию в границах поселения водоснабжения населения.

Ст. 50 ч. 2 п. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для водоснабжения населения.

Бездействие администрации муниципального образования сельского поселения Кушалино нарушает права граждан, а именно неопределенного круга лиц, на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей природной среды и является незаконным.

Как установлено в ходе судебного заседания, для обеспечения населения питьевой водой на территории с. Кушалино сельского поселения Кушалино Рамешковского района используется бесхозяйная артезианская скважина. Централизованным водоснабжением пользуются ... население с. Кушалино. Согласно акту санитарно-эпидемиологического обследования от Дата обезличена данная скважина не отвечает требованиям действующего законодательства ...

Права на объект недвижимого имущества – артезианскую скважину в с. Кушалино в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы ...

В МУП «Жилкоммунсервис», администрации сельского поселения Кушалино, Комитете по управлению имуществом Рамешковского района, данная артезианская скважина на балансе не состоит, в казне Муниципального образования «Рамешковский район» не значится ...

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Рамешковского района Тверской области удовлетворить, обязать администрацию сельского поселения Кушалино Рамешковского района Тверской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи - артезианской скважины, расположенной на территории с. Кушалино сельского поселения Кушалино Рамешковского района Тверской области, в срок до Дата обезличена

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Рамешковский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья подпись

Решение не обжаловано, вступило в законную силу.