Решение суда по заявлению прокурора о признании незаконным постановления главы администрации района



Дело № 2 - 141 / 2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рамешковский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Кирилловой Н.В.,

при секретаре Келейниковой Е.Н.,

с участием прокурора Рамешковского района Цупрова А.Н.,

заинтересованного лица Мамедова Р.М.

представителя заинтересованного лица администрации Рамешковского района - Сухарева В.А. по доверенности от Дата обезличена

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Рамешки «16» июля 2010 г.

гражданское дело по заявлению прокурора Рамешковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании незаконным постановления главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельных участков в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» и возложении на главу администрации Рамешковского района Тверской области обязанности по отмене постановления от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельных участков в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» в течение 3 дней со дня поступления в администрацию Рамешковского района вступившего в законную силу решения суда,

У С Т А Н О В И Л :

Дата обезличена прокурор Рамешковского района Тверской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и не действующим с момента принятия постановления главы Рамешковского района от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельных участков в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области», указав, что Дата обезличена главой администрации муниципального образования «Рамешковский район» принято постановление Номер обезличен, согласно которому утверждены изменения вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих гражданину Мамедову Р.М. на праве собственности из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на разрешенное использование «для дачного хозяйства» на следующие земельные участки: с кадастровым Номер обезличен площадью ... кв. м., местоположение которого определено ... с кадастровым Номер обезличен площадью ... кв. м., местоположение которого определено ...

Прокурор полагает, что указанное постановление издано в нарушение требований действующего законодательства, является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным актам субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.

Статья 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" обязывает органы местного самоуправления разрабатывать правила землепользования и застройки.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства, также определяются при зонировании территории.

Так как правила землепользования и застройки сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области до настоящего времени не приняты, то изменение вида разрешенного использования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения не возможно.

Статья 14 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает один случай предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения органом местного самоуправления, только в отношении земель фонда перераспределения и только для размещения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", ч. 1 ст. 34, п. 20 ч. 1 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиями по принятию решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков на территории поселений обладают главы администраций этих поселений, с учетом результатов публичных слушаний.

Данные полномочия органами местного самоуправления муниципального образования «Сельское поселение ...» органам местного самоуправления муниципального образования «Рамешковский район» не передавались.

Согласно абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» к компетенции органов местного самоуправления района отнесены вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Прокурор считает, что администрация муниципального района не наделена полномочиями по изменению вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности.

Приведенные нормы земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, а также Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" допускают использование для садоводства, огородничества, дачного некоммерческого объединения и дачного строительства земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые были предоставлены для этих целей в установленном законом порядке.

Какого-либо иного права, на получение данной категории земельного участка с данным видом разрешенного использования, действующим федеральным законодательством не предусмотрено.

Вынесение постановления об изменении вида
разрешенного использования земельных участка из состава земель
сельскохозяйственного назначения противоречит федеральному
законодательству и является незаконным.

В целях устранения указанных нарушений закона прокуратурой района Дата обезличена в адрес главы Рамешковского района был принесен протест на постановление от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельных участков в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области», который по результатам рассмотрения отклонен.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Предъявление настоящего заявления обусловлено защитой неопределенного круга лиц, поскольку категория лиц, чьи интересы затрагивают выявленные нарушения требований федерального законодательства непостоянна и персонально изменчива.

Предъявление настоящего заявления в интересах Российской Федерации обусловлено тем, что все нормативные правовые акты РФ, конституции, уставы и законы субъектов РФ, акты органов местного самоуправления должны соответствовать Конституции и законам РФ. Верховенство Конституции и законов РФ означает также обязанность всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, их объединений соотносить свое поведение с Конституцией и законами РФ ...

Дата обезличена прокурор изменил исковые требования ... и просил суд признать постановление главы Рамешковского района от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельных участков в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» незаконным, обязать главу администрации Рамешковского района отменить указанное постановлении.

Дата обезличена в заявлении об изменении требований ... прокурор указал, что просит суд признать незаконным постановление главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельных участков в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области», возложить на главу администрации Рамешковского района Тверской области обязанность по отмене постановления от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельных участков в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» в течение 3 дней со дня поступления в администрацию Рамешковского района вступившего в законную силу решения суда, возложить на главу администрации Рамешковского района Тверской области обязанность по опубликованию сообщения о данном решении в печатном издании – еженедельной газете ...

В судебном заседании прокурор суду пояснил, что указанная в заявлении об изменении требований формулировка «опубликовать сообщение о данном решении» подразумевает необходимость опубликования сообщения о решении суда, которое будет вынесено по рассматриваемому делу.

Дата обезличена прокурор отказался от требования о возложении на главу администрации Рамешковского района Тверской области обязанности по опубликованию сообщения о данном решении в печатном издании – еженедельной газете ... поскольку все решения суда с Дата обезличена публикуются в интернете.

Определением Рамешковского районного суда Тверской области от 16.07.2010 г. производство по делу в части требования о возложении на главу администрации Рамешковского района Тверской области обязанности по опубликованию сообщения о данном решении в печатном издании – еженедельной газете ... производством прекращено.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, суду пояснил, что постановление принято ненадлежащим лицом. Решение об утверждении изменения вида разрешенного использования земельных участков мог принять только глава администрации сельского поселения ... Соглашение о передаче полномочий от главы администрации сельского поселения ... главе Рамешковского района не содержит в себе передачу полномочия об утверждении изменения вида разрешенного использования земельных участков. Вид разрешенного использования земельного участка - «дачное хозяйство» предусматривает жилищное строительство, поэтому попадает под исключение, указанное в п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ». Соответственно переход с вида разрешенного использования «крестьянско-фермерское хозяйство» на вид – «дачное хозяйство» запрещено законом. Срок обращения прокурора в суд с заявлением не пропущен, так как прокурор ознакомился с оспариваемым постановлением только Дата обезличена в момент поступления в прокуратуру района запроса из Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области. Считает, что срок обращения следует исчислять с момента принесения прокурором района протеста, а именно с Дата обезличена Заявление прокурора было направлено в суд Дата обезличена то есть без нарушения трехмесячного срока. Земельный кадастр прокурором не проверяется. Оспариваемое постановление главы в средствах массовой информации не публиковалось. Принятие оспариваемого постановления означает последующее использование земельных участков для иных целей, чем производство сельскохозяйственной продукции, что означает потерю земель, как источника сельскохозяйственной продукции и фактически завуалированный перевод указанных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, и следовательно, противоречит интересам Российской Федерации и может повлечь нарушения экологии, в связи с чем, прокурор и обращается в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Представитель заинтересованного лица администрации Рамешковского района Сухарев В.А. выступил против удовлетворения заявленных требований прокурора, суду пояснил, что прокурор Рамешковского района не мог обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения администрации Рамешковского района в порядке ст. ст. 45, 245, 254 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Оспариваемое постановление является ненормативным правовым актом, затрагивает права и свободы конкретного гражданина Мамедова Р.М. относительно земельных участков, находящихся в его собственности, поэтому прокурор района мог обратиться в указанном случае лишь в защиту прав гражданина Мамедова Р.М. Прокурором района в заявлении не указаны, какие конкретные права и свободы Российской Федерации, либо неопределенного круга лиц, нарушены. Прокурор в ... году направил в администрацию района требование о предоставлении в прокуратуру Рамешковского района всех принятых правовых актов. С того времени администрация района ежемесячно направляет в прокуратуру принятые постановления. Таким образом, прокурор должен был ознакомиться с оспариваемым постановлением в ... года. Поэтому считает, что срок обращения в суд, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, прокурором нарушен. Администрация Рамешковского района считает, что имела полномочия принимать оспариваемое решение в силу того, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Такое соглашение от Дата обезличена было заключено между муниципальным образованием сельское поселение ... и муниципальным образованием Рамешковский район. В данном соглашении нет указания на передачу конкретного полномочия об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка. Однако данное полномочие подразумевается в полномочии об утверждении правил землепользования и застройки. Оспариваемое постановление выносилось главой администрации района в период действия редакции п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ» от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ, в которой запрета на изменение вида разрешенного использования земельного участка, предусматривающее жилищное строительство, еще не было установлено. Для земель сельскохозяйственного назначения градостроительный регламент не устанавливается, генеральный план сельского поселения ... и правила землепользования и застройки сельского поселения ... не утверждены, а лишь имеются в проектах. Постановлением главы администрации Рамешковского района от Дата обезличена Номер обезличен не изменило целевое назначение и категорию земель для земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих Мамедову.

Представитель заинтересованного лица - глава администрации сельского поселения ... Рамешковского района ФИО1, в судебном заседании Дата обезличена также выступила против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что в Совет депутатов сельского поселения ... от гражданина РФ Мамедова Р.М. Дата обезличена. поступило заявление об изменении вида разрешенного использования земельных участков «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид разрешенного использования земельных участков «для дачного хозяйства». В соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», Уставом сельского поселения ... Положением «О публичных слушаниях в сельском поселении ...», Советом депутатов сельского поселения ... было принято решение Номер обезличен от Дата обезличена «О проведении публичных слушаний». Оргкомитетом по проведению публичных слушаний проведена вся необходимая работа. Публичные слушания состоялись Дата обезличена в здании администрации сельского поселения. Принят итоговый документ публичных слушаний. В соответствии с соглашением о передаче органами местного самоуправления муниципального образования сельское поселение ... решения отдельных вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования «Рамешковский район», заявление гражданина Мамедова Р.М. было передано в администрацию Рамешковского района для утверждения изменений вида разрешенного использования земельных участков. Считает, что процедура не была нарушена.

Заинтересованное лицо Мамедов Р.М. и его представитель ФИО2, участвовавший в судебном заседании Дата обезличена в удовлетворении заявленных требований возражали, пояснили суду, что в соответствии со ст. 43 ЗК РФ, граждане осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению. В соответствии ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону. Мамедов по своему усмотрению решил изменить вид разрешенного использования, принадлежащих ему земель. Во время публичных слушаний Мамедов Р.М. говорил о своих планах по постройке дачных домов на принадлежащих ему земельных участках, но это не значит, что он действительно это сделает. Возможно, что он будет выращивать клубнику. Заявление прокурора нарушает его право собственности. Прокурор пропустил срок обращения в суд с заявлением.

Суд, заслушав объяснения прокурора, представителей
заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, считает, что требования прокурора Рамешковского района подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Мамедов Р.М. на основании договоров купли-продажи земельных участков от Дата обезличена приобрел в собственность два земельных участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Один земельный участок общей площадью ... кв. м., кадастровый Номер обезличен расположенный по адресу: ... Второй земельный участок общей площадью ... кв.м., кадастровый Номер обезличен, расположенный по адресу: ...

Право собственности на земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним Дата обезличена что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права ...

Дата обезличена с Мамедов Р.М. обратился с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, с вида разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид использования «для дачного хозяйства» ...

Дата обезличена Советом депутатов сельского поселения ... было принято решение Номер обезличен о проведении публичных слушаний ...

В газете ... было опубликовано данное решение ...

Дата обезличена по данному вопросу состоялись публичные
слушания, в результате которых было разрешено
изменить вид использования указанных земельных участков, что подтверждается протоколом публичных слушаний ...

Итоговый документ публичных слушаний ... был опубликован в газете ...

Судом установлено, что при проведении публичных слушаний нарушений Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании сельское поселение ... Рамешковского района, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения ... Номер обезличен от Дата обезличена допущено не было ...

Затем материалы публичных слушаний были переданы в администрацию Рамешковского района ...

Главой администрации Рамешковского района Дата обезличена вынесено постановление Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельных участков в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» ...

На основании указанного постановления в государственный кадастр недвижимости были внесены соответствующие изменения. В кадастровых паспортах земельных участков, указан вид разрешенного использования – «для дачного хозяйства» ...

В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиям законодательства.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Судом установлено, что в сельском поселении ... Рамешковского района Тверской области зонирование территории не произведено, правила землепользования и застройки не приняты.

Статья 8 ЗК РФ предусматривает, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок перевода земельных участков из одной категории в другую определен Федеральным законом от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Прокурор суду пояснил, что произошел завуалированный переход из одной категории земель в другую. При этом в какую именно категорию произошел переход, не указал. В тоже время полагает, что спорное постановление должен был вынести глава сельского поселения ....

Судом не установлено перехода земельных участков, принадлежащих Мамедову из одной категории в другую. Фактически спорным постановлением утверждено изменение вида разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земель указывается в градостроительном регламенте.

Для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельхозназначения градостроительные регламенты не устанавливаются, что предусмотрено ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.

Исходя из требований ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Прокурор суду пояснил, что изменять вид разрешенного использования земельных участков нельзя до тех пор, пока не будет приняты правила землепользования и застройки.

Суд не согласен с данным утверждением по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Виды разрешенного использования земель сельхозназначения конкретизированы в ст. 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, в том числе, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Использование земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном ст. 81 ЗК РФ, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

П. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» разрешает вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года принимать решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования.

Данные положения закона позволяют изменять вид разрешенного использования в установленном законом порядке.

Прокурор ссылается на положения статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривающие предоставление гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения органом местного самоуправления из фонда перераспределения для размещения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Указанная норма закона в данном случае неприменима, поскольку Мамедов Р.М. уже имеет в собственности земельный участки и за их получением из фонда перераспределения не обращался.

В судебном заседании прокурор пояснил, что вид разрешенного использования земельного участка - «дачное хозяйство» предусматривает жилищное строительство, поэтому попадает под исключение, указанное в п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ». Соответственно переход с вида разрешенного использования «крестьянско-фермерское хозяйство» на вид – «дачное хозяйство» запрещено законом.

Действительно, п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», в редакции ФЗ от 27.12.2009 г. № 343-ФЗ, предусматривает, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.

Вид разрешенного использования земельного участка «дачное хозяйство» предусматривает жилищное строительство, а именно жилого дома, гаража, других хозяйственных построек, в порядке ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Однако спорное постановление было принято Дата обезличена

В тот момент действовала редакция от 18.12.2006 г. № 206-ФЗ п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», которая предусматривала, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.

Таким образом, на момент принятия спорного постановления запрета на изменение вида разрешенного использования земельного участка на вид, предусматривающий жилищное строительство, еще не существовало.

Суд согласен с мнением прокурора о том, что спорное постановление принято ненадлежащим лицом по следующим основаниям.

П. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» предусматривает, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.

Под главой местной администрации следует понимать, согласно Устава сельского поселения ... главу сельского поселения.

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий.

Подпункт 1.3 пункта 1 Соглашения от Дата обезличена «О передаче органами местного самоуправления муниципального образования сельское поселение ... Рамешковского района Тверской области решения отдельных вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Тверской области «Рамешковский район» ... предусматривает передачу следующих полномочий :

- утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки,

- утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории,

- выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения,

- утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.

В данном соглашении не содержится положения о передаче полномочия по утверждению изменения вида разрешенного использования земельных участков.

Заинтересованные лица считают, что данное полномочие подразумевается, поскольку фактически администрация сельского поселения по земельным вопросам за собой оставила только земельный контроль.

Суд полагает, что полномочия, переданные соглашением, указаны конкретно и расширенному толкованию не подлежат. Суд не вправе выносить решение на предположениях сторон.

Суд также полагает, что учет земельных участков в государственном реестре земель и внесение изменений в него, не является актом, порождающим права у владельцев земельных участков.

Статья 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Сохранение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения является, в порядке ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», одним из основных принципов оборота земель данной категории.

Суд признает, что незаконное изменение вида разрешенного использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения затрагивает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе жителей сельского поселения, поскольку препятствует созданию условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранению окружающей среды. Следовательно, прокурор вправе обратиться в суд с данным заявлением.

Суд считает, что прокурором Рамешковского района не нарушен срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Прокурор обратился в суд с заявлением Дата обезличена

Прокурор утверждает, что плановые проверки им осуществляются по нормативным правовым актам, издаваемым администрацией района. Спорное постановление является ненормативным и прокуратурой планово не проверялось. Нарушение было выявлено по результатам проверки проведенной в связи с запросом Федеральной регистрационной службы, по окончании которой Дата обезличена был направлен протест в администрацию Рамешковского района. С даты принесения протеста и следует считать начало срока обращения в суд.

Прокурор предоставил суду наряд по проверкам нормативно-правовых актов администрации Рамешковского района.

Представитель администрации Рамешковского района Сухарев В.А. суду пояснил, что прокурор в ... году направил в администрацию района требование о предоставлении в прокуратуру Рамешковского района всех принятых правовых актов. С того времени администрация района ежемесячно направляет в прокуратуру принятые постановления. Таким образом, прокурор должен был ознакомиться с оспариваемым постановлением в ... года.

Суду были предоставлены : запрос прокурора от Дата обезличена и сопроводительные письма о направлении в прокуратуру района копий постановлений администрации Рамешковского района ...

Однако, сопроводительного письма о направлении в прокуратуру постановлений за ... г. суду не предоставлено. В сопроводительных письмах о направлении постановлений за другие месяцы, не указаны номера направляемых постановлений.

Сухарев В.А. суду пояснил, что в ... г. работники администрации района были в отпуске и возможно направили постановления за ... вместе с постановлениями за ... года.

Однако суд считает, что администрация района не предоставила суду доказательств направления оспариваемого постановления в прокуратуру Рамешковского района в ... году.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными прокурором документами, о незаконном изменении разрешенного вида использования земельных участков прокурору стало известно из обращения регистратора Федеральной регистрационной службы, которое поступило в прокуратуру Рамешковского района Дата обезличена

Суд полагает, что срок обращения в суд следует считать с Дата обезличена Соответственно, срок для обращения в суд прокурором не нарушен.

Доводы заинтересованных лиц о том, что прокурор должен был узнать о нарушенном праве в ... г. после опубликования результатов публичных слушаний в газете ... и внесении записи об изменении разрешенного использования в государственный земельный кадастр не могут быть приняты судом во внимание, поскольку оспариваемое постановление не публиковалось, сведения, содержащиеся в земельном кадастре не публикуются, прокуратурой не проверяются.

Анализируя собранные доказательства по делу в совокупности, суд приходит к выводу, что постановление главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельных участков в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» является незаконным, поэтому требования прокурора Рамешковского района обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Рамешковского района удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельных участков в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области».

Обязать главу администрации Рамешковского района Тверской области отменить постановление от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельных участков в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» в течение 3 дней со дня поступления в администрацию Рамешковского района вступившего в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Рамешковский районный суд Тверской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий. Подпись.

Мотивированное решение составлено 21.07.2010 г.

Судья. Подпись.

Решение обжаловано, кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 14 сентября 2010 года исключено из мотивировочной части решения указание на то, что нормы действующего законодательства позволяют изменить вид разрешенного использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, в остальном решение оставлено без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.