Дело № 2-166/2010 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Рамешки 08 сентября 2010 года
Рамешковский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.Н.
с участием прокурора Рамешковского района Михеева С.В., Цупрова А.Н.
заинтересованного лица Курныгина С.Ю.
представителей заинтересованных лиц Сухарева В.А., Соколовой В.А., Галкова С.В.
при секретаре Цециной М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Рамешковского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании постановления главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» незаконным и возложении обязанности на главу администрации Рамешковского района Тверской области отменить постановление от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» в течение трех дней со дня поступления в администрацию Рамешковского района вступившего в законную силу решения суда,
у с т а н о в и л :
Прокурор Рамешковского района Тверской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании постановления главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» незаконным и возложении обязанности на главу администрации Рамешковского района Тверской области отменить постановление от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» в течение трех дней со дня поступления в администрацию Рамешковского района вступившего в законную силу решения суда. Указанным постановлением утверждены изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен площадью ... кв. метров, местоположение которого определено ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области, принадлежащего на праве собственности Курныгину С.Ю. из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на разрешенное использование «для размещения дачного некоммерческого объединения».
Прокурор полагает, что указанное постановление издано в нарушение требований действующего законодательства, является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным актам субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.
Статья 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" обязывает органы местного самоуправления разрабатывать правила землепользования и застройки.
Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Кроме того, правила землепользования и застройки должны включать в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства, также определяются при зонировании территории.
Так как правила землепользования и застройки сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области до настоящего времени не приняты, то изменение вида разрешенного использования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения не возможно.
Статья 14 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает один случай предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения органом местного самоуправления, только в отношении земель фонда перераспределения и только для размещения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", ч. 1 ст. 34, п. 20 ч. 1 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиями по принятию решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков на территории поселений обладают главы администраций этих поселений, с учетом результатов публичных слушаний.
Данные полномочия органами местного самоуправления муниципального образования «Сельское поселение ...» органам местного самоуправления муниципального образования «Рамешковский район» не передавались.
Согласно абзацу 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» к компетенции органов местного самоуправления района отнесены вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
По мнению прокурора, администрация муниципального района не наделена полномочиями по изменению вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности.
Приведенные нормы земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, а также Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" допускают использование для садоводства, огородничества, дачного некоммерческого объединения и дачного строительства земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые были предоставлены для этих целей в установленном законом порядке.
Какого-либо иного права, на получение данной категории земельного участка с данным видом разрешенного использования действующим федеральным законодательством не предусмотрено.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление настоящего заявления прокурор обуславливает защитой неопределенного круга лиц, поскольку категория лиц, чьи интересы затрагивают выявленные нарушения требований федерального законодательства, непостоянна и персонально изменчива.
Предъявление настоящего заявления в интересах Российской Федерации обусловлено тем, что все правовые акты РФ, уставы и законы субъектов РФ, акты органов местного самоуправления должны соответствовать Конституции и законам Российской Федерации. Верховенство Конституции и законов РФ означает также обязанность всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, их объединений соотносить свое поведение с Конституцией и законами РФ.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, суду пояснил, что все доводы изложены в заявлении. Первым основанием невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка является отсутствие правил землепользования и застройки сельского поселения. До принятия этих правил не возможно изменение вида разрешенного использования земельного участка. Вторым основанием является то, что глава администрации Рамешковского района не имел полномочий на издание постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка. В постановлении указано, что оно издано главой администрации, но подписано постановление заместителем главы администрации района. Поскольку постановление вынесено с нарушением требований действующего законодательства, оно является незаконным. Сельским поселением ... полномочия главе района не передавались. Указанным постановлением затронуты интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Ст. 30 Градостроительного кодекса РФ гласит, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц. В данном случае затронуты права граждан на благоприятную окружающую среду, предполагается на этих землях построить дорогу, спортивные (детские) площадки, поставить контейнеры для сбора бытовых отходов. Все правовые акты должны соответствовать действующему законодательству, поэтому затронуты интересы Российской Федерации. Нормы законодательства перечислены в заявлении.
Представитель заинтересованного лица администрации Рамешковского района Сухарев В.А. в судебном заседании не согласился с заявлением прокурора, суду пояснил, что в возражениях и дополнениях к возражениям на заявление прокурора изложена позиция администрации района. Просит обратить внимание суда на то, что кроме ст. 7 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» никакие иные акты прокурором не указаны. Ст.4 ч.1 пункт 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» не устанавливает и не указывает какие- либо полномочия ни муниципального района, ни поселения, ни городского округа. Данная статья определяет порядок принятия конкретного решения, то есть решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Пункт 20 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131 четко указывает на полномочия сельского поселения об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Прокурор не ссылается на ч.4 ст.15 Федерального закона № 131, хотя данная статья действует, данная норма содержится в Уставах муниципальных образований и она четко трактует, что органы местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, и орган муниципального района могут заключать соглашения. Данное соглашение заключено, прокурором оно не оспорено, судом не признано не законным, оно действует. Таким образом, постановление об утверждении изменения вида разрешенного использования глава администрации Рамешковского района мог принять. В заявлении прокурора не указано ни одного обстоятельства, которое подтверждает, что издание конкретного постановления главой администрации нарушало бы права неопределенного круга лиц или права Российской Федерации. В возражениях указано, что от имени Российской Федерации представляют ее полномочия определенные государственные органы, либо юридические лица. В данном случае прокурором в заявлении не указан государственный орган. Права и свободы Российской Федерации не указаны в заявлении прокурора. Данное постановление утверждает изменение вида разрешенного использования земельного участка, который находится в частной собственности гражданина Курныгина. Издали это постановление или не издали, право на этот земельный участок не изменилось и права неопределенного круга лиц не могут быть нарушены. В силу ст. 28 Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 года четко оговаривается, что публичные слушания проводятся с целью ознакомления всех граждан, всех заинтересованных лиц с проектом документа, правового акта. Из протокола публичных слушаний видно, что не было ни одного возражения ни от кого, поэтому говорить о нарушении прав неопределенного круга лиц не представляется возможным. Ни одного доказательства ни в заявлении, ни в выступлении прокурора не приведено. Считает, что заявление прокурора не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Оспариваемое постановление издано в июне ... года, прокурор обратился в суд спустя год. Эта позиция не объяснена. ... срок обращения в суд прокурором пропущен. В сопроводительном письме администрации района указано, что в прокуратуру Дата обезличена направлялись копии постановлений главы Администрации Рамешковского района, принятые в первом полугодии ... года с Номер обезличен по Номер обезличен, в том числе за июнь ... года с Номер обезличен по Номер обезличен. Постановление с Номер обезличен также входит в эти номера. Из журнала исходящей корреспонденции администрации Рамешковского района за ... год видно, что данное постановление направлялось прокурору. В силу представленных доказательств прокурор пропустил срок для обращения в суд. Кроме того, в главе 25 ГПК РФ четко указывается, откуда начинает течь срок, с даты, когда стало известно заявителю. В данном случае прокурор не заявитель, он имеет особый статус, заявителем может быть только государственный орган и необходимо его указатьсчитает, что прокурор пропустил срок для обращения в суд, так как узнать о постановлении он должен был на ту дату, которая указана в сопроводительной.
Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения Высоково Соколова В.А. суду пояснила, что администрация сельского поселения ... работает в соответствии с Федеральным Законом Номер обезличен и уставом администрации сельского поселения. Дата обезличена когда было подано заявление Курныгиным, Совет депутатов сельского поселения передал данное заявление в комиссию по проекту правил застройки и территории. В комиссию вошли главный архитектор района, комитет по управлению имуществом, депутаты районного и местного советов. На этой комиссии рассмотрели заявление Курныгина и направили его в Совет депутатов для проведения публичных слушаний. Весь пакет документов она предоставила в прокуратуру. Все было соблюдено. Комиссия по проекту правил застройки и территории сельского поселения предупредила всех жителей сельского поселения, смежников участка Курныгина, в газету ... было подано объявление. Советом депутатов были назначены публичные слушания, их провели Дата обезличена в ... кто желал, тот присутствовал. Она выступала не только как глава сельского поселения, но и как эксперт, и как председатель комиссии по проекту правил застройки и территории сельского поселения. В протоколе четко написано, что она выступала за утверждение изменения вида разрешенного использования земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского фермерского хозяйства для размещения дачного некоммерческого объединения с кадастровым номером Номер обезличен общей площадью кв. метров ... Земельный участок принадлежит на праве собственности Курныгину. Никто из выступающих ни одного возражения не высказал. Дата обезличена был издан итоговый документ по результатам публичных слушаний. Комиссия ей рекомендовала, как главе сельского поселения ... принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка. На основании этого принят итоговый документ, который был опубликован в районной газете. Администрация сельского поселения ... готовила весь пакет документов, направляла его в администрацию района на экспертизу, и глава администрации района утверждает принятое по итогам публичных слушаний решение, так как идет планирование территории Рамешковского района, учитывается решение в масштабах всего района.
Заинтересованное лицо Курныгин С.Ю. выразил свое несогласие с заявлением прокурора.
Представитель заинтересованного лица Курныгина С.Ю. адвокат Галков С.В. пояснил суду, что заявление прокурора не подлежит удовлетворению, позиция его и Курныгина изложена в возражениях на заявление. Заявление прокурора основывается на двух основных доводах. Первое это то, что не приняты правила землепользования и поэтому нельзя было изменить разрешенное использование. Очевидно, что это ошибка, так как эти правила не являются основанием к запрету изменения вида разрешенного использования земельного участка. Для этого требуется проведение публичных слушаний. Публичные слушания проведены, процедура, установленная законом соблюдена. Смысл заявления прокурора об отмене постановления Номер обезличен направлен на то, чтобы отменить его и запретить изменение вида разрешенного использования. Все решения по изменению вида разрешенного использования уже приняты и они соответствуют закону, а постановление Номер обезличен издано не для того, чтобы изменить вид разрешенного использования, а с целью контроля за тем, что происходит в районе. Глава района, чтобы использовать полномочия, которые ему предоставлены соглашением между муниципальным сельским поселением ... и Рамешковским районом, это пункт 1.3 Соглашения, просто получает информацию о том, что происходит в районе, утверждает ее или не утверждает, принимает или просит что-либо изменить. Считает, что постановление направлено не на изменение вида разрешенного использования, а на то, чтобы контролировать, происходящее в районе, в том числе и в сельском поселении ... Просит суд отказать в заявлении прокурора в полном объеме.
Допрошенный в судебном заседании по ходатайству представителя заинтересованного лица Сухарева В.А. свидетель ФИО1 пояснил, что он работает в ... администрации Рамешковского района. В его обязанности входит следить за зданием администрации и разносить документы по организациям. Ему в администрации выдают документы и сопроводительные к ним, которые он относит по назначению. Он приносит документы, например в прокуратуру, отдает их секретарю или работникам прокуратуры. Он регулярно каждый месяц относит документы в прокуратуру, смотрит номер документа в сопроводительной, сколько листов указано в сопроводительной, считает, сколько листов приложено, сами документы не читает. Подтвердить факт, что Дата обезличена он относил в прокуратуру копии постановлений, принятых администрацией района, он не может, прошло много времени, если он не находился в отпуске в это время, значит относил документы в прокуратуру. Он не сверяет номера постановлений, указанных в сопроводительной, с фактическим наличием этих постановлений. Когда он приносит документы в прокуратуру, никто не расписывается в их получении, он их просто отдает секретарю или другому работнику.
В представленных суду заинтересованными лицами администрацией Рамешковского района возражениях, а также в возражениях заинтересованного лица Курныгина С.Ю., указаны доводы, изложенные представителем администрации Сухаревым В.А. и представителем Курныгина С.Ю. адвокатом Галковым С.В.
Суд, заслушав прокурора, заинтересованное лицо, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, считает, что требования прокурора Рамешковского района подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что Курныгину С.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок категории «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», площадью ... кв. метров, по адресу: ... кадастровый Номер обезличен что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата обезличена Кадастровым планом также подтверждается разрешенный вид использования участка – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства ...
Курныгин С.Ю. обратился к Главе сельского поселения ... Рамешковского района с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, с вида разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид разрешенного использования «для размещения дачного некоммерческого объединения», обратился с заявлением о проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Советом депутатов сельского поселения ... Дата обезличена было принято решение Номер обезличен о проведении публичных слушаний ...
Дата обезличена по данному вопросу состоялись публичные слушания, в результате которых было разрешено изменить вид использования указанного земельного участка, что подтверждается протоколом публичных слушаний ...
Прокурором не оспаривается порядок проведения публичных слушаний и принятые документы. В кадастровом плане земельного участка, принадлежащего на праве собственности Курныгину С.Ю., в свидетельстве о государственной регистрации права указан вид разрешенного использования земельного участка «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства». Однако в протоколе публичных слушаний, итоговом документе публичных слушаний, заключении о результатах публичных слушаний указан вид разрешенного использования земельного участка Курныгина С.Ю. «для сельскохозяйственного производства», а не «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», чем нарушена процедура публичных слушаний.
Главой сельского поселения ... материалы публичных слушаний были переданы в администрацию Рамешковского района и Дата обезличена Главой администрации Рамешковского района вынесено постановление Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» ... которое прокурор считает незаконным.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст. 1 п.1 п.п.8 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Ст. 7 п.2 ЗК РФ регламентировано, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Ст.8 Градостроительного кодекса РФ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения отнесено, в частности, утверждение документов территориального планирования поселений, правил землепользования и застройки.
Судом установлено, что в сельском поселении ... Рамешковского района Тверской области зонирование территории не произведено, правила землепользования и застройки не приняты.
Согласно ст. ст. 30, 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и содержат, в том числе, градостроительные регламенты, карты градостроительного зонирования с отражением границ территориальных зон. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя, в том числе, и положения об изменении разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земель указывается в градостроительном регламенте.
Для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются, что предусмотрено ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.
Частью 2 ст. 37 Градостроительного кодекса предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Исходя из требований ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Прокурор суду пояснил, что изменять вид разрешенного использования земельных участков нельзя до тех пор, пока не будут приняты правила землепользования и застройки.
Суд не может согласиться с данным утверждением прокурора по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в ст. 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, в том числе, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Использование земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном ст. 81 ЗК РФ, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Ст. 4 ч.1 п.3 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» разрешает вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года принимать решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования.
Данные положения закона позволяют изменять вид разрешенного использования в установленном законом порядке.
Прокурор ссылается на положения статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", предусматривающие предоставление гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения органом местного самоуправления из фонда перераспределения для размещения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. По мнению суда указанная норма закона в данном случае неприменима, поскольку Курныгину С.Ю. принадлежит на праве собственности земельный участок, за его получением из фонда перераспределения не обращался.
В судебном заседании прокурор пояснил, что вид разрешенного использования земельного участка - «для размещения дачного некоммерческого объединения», предусматривает жилищное строительство, поэтому попадает под исключение, указанное в п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ». Соответственно переход с вида разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид разрешенного использования «для размещения дачного некоммерческого объединения» запрещено законом.
Однако суд не может согласиться с этими доводами прокурора. Ст. 4 ч.1 п. 3 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», в редакции ФЗ от 27.12.2009 г. № 343-ФЗ, предусматривает, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Вид разрешенного использования земельного участка «для размещения дачного некоммерческого объединения» предусматривает жилищное строительство, а именно строительство жилого дома, гаража, других хозяйственных построек, в порядке ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Оспариваемое постановление было принято Дата обезличена в момент действия редакции от 18.12.2006 г. № 206-ФЗ Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», ст. 4 ч.1 п.3 которая предусматривала, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 указанного Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого постановления запрета на изменение вида разрешенного использования земельного участка на вид, предусматривающий жилищное строительство, еще не существовало, запрета на переход с вида разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид разрешенного использования «для размещения дачного некоммерческого объединения» не было.
Судом принимаются доводы прокурора о том, что спорное постановление принято ненадлежащим лицом по следующим основаниям. Ст. 4 ч.1 п.3 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» предусматривает, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Под главой местной администрации следует понимать, согласно Уставу сельского поселения ... главу сельского поселения.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий.
Соглашение от Дата обезличена «О передаче органами местного самоуправления муниципального образования сельское поселение ... решения отдельных вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования «Рамешковский район», в частности п.1 п.п. 1.3 ... предусматривает передачу отдельных полномочий: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории сельского поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.
В данном соглашении не содержится положения о передаче полномочий по изменению вида разрешенного использования земельных участков. По мнению суда полномочия, переданные соглашением, указаны конкретно и расширенному толкованию не подлежат. Таким образом, суд приходит к убеждению, что оспариваемое постановление было принято администрацией Рамешковского района за пределами полномочий.
Оспариваемое постановление подписано первым заместителем главы администрации Рамешковского района ФИО2 ... Однако, по мнению суда ни глава администрации, ни его заместители не обладают полномочиями на вынесение указанного постановления.
Суд находит не убедительными доводы представителей заинтересованных лиц Сухарева В.А. и Галкова С.В. о том, что оспариваемым постановлением не принимается решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Курныгину С.Ю., а только утверждается ранее принятое сельским поселением ... решение с учетом итогов публичных слушаний для учета и контроля оборота земель в сельском поселении ...
По мнению суда постановлением главы администрации Рамешковского района от Дата обезличена Номер обезличен, которое является правовым актом, постановлено утвердить изменение вида разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид использования «для размещения дачного некоммерческого объединения». Постановление главы администрации Рамешковского района является первичным и единственным решением по изменению вида разрешенного использования земельного участка, а заключение по итогам публичных слушаний не является правовым актом и носит рекомендательный характер.
Статья 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Сохранение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения является одним из основных принципов оборота земель данной категории, что следует из ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
По мнению суда незаконное изменение вида разрешенного использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения затрагивает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе жителей сельского поселения ... поскольку препятствует созданию условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранению окружающей среды, ведет к изменению сложившейся инфраструктуры поселения.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Рассматриваемое гражданское дело относится к категории дел, возникающих из публичных правоотношений, спора о праве в данном случае не установлено. Статьей 245 ГПК РФ предусмотрено, что суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Суд считает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании постановления главы администрации Рамешковского района незаконным, и полагает необоснованными доводы представителей заинтересованных лиц о том, что прокурором не указан и не привлечен к участию в деле государственный орган, который выступал бы от имени Российской Федерации.
Суд не может согласиться с доводами заинтересованных лиц, что прокурором района нарушен срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен.
Согласно ст. 254 ГПК РФ.
Судом не принимаются доводы представителя администрации Рамешковского района Сухарева В.А. о том, что срок обращения прокурора с заявлением в суд следует считать с даты направления оспариваемого постановления в прокуратуру, то есть с Дата обезличена поскольку не приведены доказательства направления прокурору именно оспариваемого постановления, а также не подтвержден факт получения прокуратурой указанного постановления в ... году. Прокурором представлены доказательства получения указанного постановления Дата обезличена Ссылка Сухарева В.А. на сопроводительное письмо администрации района от Дата обезличена не состоятельна, так как в указанном письме не перечислены все направленные постановления, доказательства получения прокурором указанных в сопроводительном письме постановлений суду не представлены. Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО1также не подтвердил факт передачи оспариваемого постановления в прокуратуру и получение прокуратурой указанного постановления.
С учетом всех исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что постановление главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» является незаконным, требования прокурора Рамешковского района обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Рамешковского района удовлетворить.
Признать постановление главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области», незаконным.
Обязать главу администрации Рамешковского района Тверской области отменить постановление от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» в течение 3 (трех) дней со дня поступления в администрацию Рамешковского района Тверской области вступившего в законную силу данного решения суда.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Рамешковский районный суд Тверской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий. Подпись.
Мотивированное решение составлено 13 сентября 2010 года.
Судья. Подпись.
Решение обжаловано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 18 ноября 2010 года решение оставлено без изменения, кассационное представление прокурора без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.