ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении уголовного дела в связи с примирением
г. Раменское Моск. обл. ДД.ММ.ГГГГ
Раменский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Баевой Т.О., с участием государственного обвинителя Бочаровой Н.И., подсудимого Ясакова В.Б., защитника – адвоката Полищук О.А., представившей удостоверение и ордер при секретаре Ткаченко С.Я., а также потерпевшего ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Ясакова В.Б., <...>,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ около 18 часов Ясаков В.Б., находясь в состоянии алкогольного опьянения, в <адрес>, где совместно с ФИО8 распивал спиртные напитки. Затем, в ходе возникшей между ним и ФИО8 ссоры из личных неприязненных отношений, ФИО8 стал замахиваться на Ясакова В.Б. ножом, при этом наступая на Ясакова В.Б., делал в его сторону неоднократные выпады рукой, в которой был зажат нож, в результате чего ножом причинил Ясакову В.Б. телесные повреждения в виде резаной раны боковой поверхности шеи слева в верхней трети, резаную рану в области левой скуловой дуги, а также резаную рану на ладонной поверхности средней фаланги 4-го пальца левой кисти, которые не причинили вреда здоровью. В целях защиты от нападения со стороны ФИО8 Ясаков В.Б. выхватил из рук ФИО8 нож и явно превышая пределы необходимой обороны, не соразмерив интенсивность своей защиты, совершил действия, не соответствующие интенсивности посягательства, нанеся ФИО8 удар в область груди, причинив последнему колото-резаное ранение передней поверхности грудной клетки слева с повреждением левого предсердия, которое по признаку опасности для жизни относится к тяжкому вреду здоровью. От полученного повреждения ФИО8 скончался на месте происшествия. Смерть ФИО8 наступила от острого малокровия внутренних органов в результате колото-резаного ранения грудной клетки и состоит в прямой причинно-следственной связи с причинением тяжкого вреда здоровью.
Допрошенный в судебном заседании подсудимый Ясаков В.Б. суду показал, что он был знаком с ФИО8 незначительный промежуток времени. ДД.ММ.ГГГГ они совместно распивали спиртное в <адрес>. Позже к ним присоединилась хозяйка дома ФИО2. Во время распития спиртного ФИО8 стал оскорблять ФИО2, та ушла, а он (ФИО14) сделал замечание ФИО8, между ними возникла обоюдная ссора, в ходе которой ФИО8 схватил со стола нож и стал махать им у него перед лицом. Один раз он успел увернуться, ФИО8 продолжать размахивать ножом, стал высказывать угрозы убийством и с силой размахнувшись, попал ему по горлу. Он (ФИО16) сумел отклониться назад, поэтому удар пришелся касательный, у него пошла кровь, тогда он (ФИО15) попытался схватиться рукой за лезвие ножа и вырвать нож, то порезал ладонь, но ФИО8 не выпустил нож, во второй раз он сумел вырвать нож и поскольку ФИО8 продолжал стоять перед ним, то он ткнул ножом в грудь ФИО8, отталкивая того от себя. После этого ФИО8 отошел и лег на диван, а он (ФИО17) упал на пол и потерял сознание.
Из показаний потерпевшего ФИО1 следует, что ФИО8 являлся его братом, с которым он длительное время не проживал, отношений с ним не поддерживал. Ему известно, что его брат ранее судим, после освобождения из мест лишения свободы с ним не проживал, остался проживать в Московской области, связи не поддерживал. Ему известно, что ФИО8 злоупотреблял спиртными напитками. В состоянии алкогольного опьянения несдержан, груб, мог нанести оскорбления, поскольку очень вспыльчив. Очевидцем происшествия не был, причины конфликта ему неизвестны. Полагает, что конкретных обстоятельствах у Ясакова имелись все основания опасаться агрессивных действий ФИО8 и защищаться от нападения.
Свидетель ФИО2 суду показала, что ДД.ММ.ГГГГ в ее доме находились ФИО8 и Ясаков, которые на террасе распивали спиртное. Некоторое время она присутствовала с ними за одним столом, также употребляла спиртное. ФИО8 оскорбительно высказался в ее адрес, Ясаков сделал ему замечание, между ними произошла ссора. Дальнейшего развития конфликта она не видела, поскольку ушла спать. Среди ночи она проснулась, вышла на террасу и увидела лежащего на полу без сознания Ясакова, вокруг которого имелась кровь. Рядом на диване лежал ФИО8 без признаков жизни. Она позвала своего сына ФИО2 и тот вызвал милицию и скорую помощь. Вместе с <...> они посадили Ясакова в кресло и увидели у того раны в области шеи, а также на ладони. Ясаков был в бессознательном состоянии, на вопросы не отвечал.
Свидетель ФИО3 подтвердил показания свидетеля ФИО2 и добавил, что вернувшись домой он увидел лежащего на диване на террасе ФИО8, а на полу – Ясакова. Он не придал этому значения, думая, что оба спят. Через некоторое время его разбудил крик <...>, он вышел на террасу и увидел, что ФИО8 лежит на диване без признаков жизни, а Ясаков лежит на полу в луже крови, на шее Ясакова были раны.
Свидетель ФИО4 дал суду аналогичные показания.
Свидетель ФИО5 суду показал, что являясь сотрудником милиции при исполнении своих должностных обязанностей, он получил сообщение от дежурного по <...> ГОМ об убийстве, совместно с ФИО6 прибыл по вызову в <адрес>. Они обнаружили труп ФИО8, а также подсудимого Ясакова с видимыми телесными повреждениями в области шеи и рук. Ясаков был в полубессознательном состоянии, смог только сказать, что погибший ему угрожал и он, защищаясь ударил того ножом.
Свидетель ФИО6 дал показания аналогичные показания.
Исследовав материалы дела, суд установил, что протоколом осмотра места происшествия установлено место происшествия - терраса <адрес>, где на полу обнаружены следы крови, на диване лежит труп ФИО8, на столе обнаружен и изъят нож со следами крови. На столе обнаружены рюмки, следы осколков стекол, предметы со следами крови (л.д. 5-24);
Согласно заключению эксперта у ФИО8 установлено колото-резаное ранение передней поверхности грудной клетки слева с повреждением левого предсердия, которое по признаку опасности для жизни относится к тяжкому вреду здоровью. Смерть ФИО8 наступила от острого малокровия внутренних органов в результате колото-резаного ранения грудной клетки и состоит в прямой причинно-следственной связи с причинением тяжкого вреда здоровью (л.д.34-39).
Согласно протоколу выемки у Ясакова В.Б. изъята одежда, в которой тот находился в момент ссоры с ФИО8
Согласно протоколу проверки показаний на месте с участием подсудимого Ясакова В.Б. (л.д.78-90), тот на месте показал и рассказал об обстоятельствах причинения телесных повреждений ФИО8, указывая на место совершения преступления – террасу дома, а также место распития спиртного, обстоятельства нанесения телесных повреждений как ФИО8, так и Ясаковым, а также место, где лежал Ясаков после полученных им телесных повреждений, сопоставляя которые суд убедился, что сообщенные Ясаковым сведения носят достоверный характер, поскольку полностью соответствуют следам обнаруженным в ходе осмотра места происшествия.
Согласно справке из приемного покоя у Ясакова В.Б. действительно имелись телесные повреждения в области лица, шеи и кисти руки (л.д.100).
Согласно протоколу осмотра признаны вещественными доказательствами и приобщены к материалам дела нож, рюмки, полотенца, газета, ткань с кресла имевшие следы крови, а также окурки и одежда Ясакова и ФИО8(л.д. 145-148)
Согласно заключению биологической экспертизы на ноже обнаружены следы крови принадлежащие как Ясакову В.Б., так и ФИО8, на джинсах Ясакова обнаружена кровь, принадлежащая как ФИО8, так и Ясакову, на рюмках обнаружены потожировые следы принадлежащие как ФИО8 так и Ясакову, что подтверждает доводы Ясакова о совместном распитии спиртного.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы у Ясакова В.Б. установлены резаная рана боковой поверхности шеи слева в верхней трети, резаная рана в области левой скуловой дуги, резаная рана ладонной поверхности, которые образовались от воздействия предмета имеющего острый режущий край, причинение которых при обстоятельствах изложенных Ясаков не исключается (л.д.174-176).
Допросив подсудимого, потерпевшего, свидетелей, исследовав материалы уголовного дела, суд считает что Ясаков В.Б. совершил убийство при превышении пределов необходимой обороны.
К такому выводу суд пришел исходя из анализа, как показаний подсудимого, так и других доказательств, оценив которые суд приходит к выводу об их достоверности.
Действия подсудимого Ясакова В.Б. органами предварительного следствия квалифицированы по ст. 105 ч. 1 УК РФ, как умышленное причинение смерти другому человеку, т.е. убийство.
Суд считает, что с данной квалификацией содеянного подсудимым согласиться нельзя.
Квалификация преступления зависит от мотивов, целей и последствий преступления.
При совершении убийства виновный совершает умышленные действия опасные для жизни другого человека, непосредственно направленные на лишение жизни, при этом виновным предвидит возможность наступления смерти желает ее наступления или сознательно допускает.
Между тем в судебном заседании установлено, что инициатором конфликта явился ФИО8, который своим неправомерным поведением, высказывая оскорбительные замечания в адрес присутствующих, спровоцировал в отношении себя конфликт.
Данный факт подтверждается показаниями свидетеля ФИО7, в адрес которой ФИО8 высказал оскорбительные замечания и Ясаков потребовал от ФИО8 прекратить противоправное поведение.
Однако ФИО8 не только не прекратить высказывать оскорбления в адрес ФИО2, а затем и Ясакова, но схватил со стола нож и стал им размахивать в непосредственной близости от лица Ясакова, высказывая угрозы убийством, которые воспринимались Ясаковым реально, поскольку сопровождались агрессивными действиями ФИО8, угрожавшего ножом. Затем Ясаков попытался уклониться от ударов, но ФИО8 нанес Ясакову два ножевых ранения: в шею и скуловую область, а когда тот попытался выхватить нож, но причинил Ясакову резаное ранение ладони.
Подсудимый Ясаков последовательно утверждал, что не имел умысла на убийство ФИО8. Ножевое ранение он причинил потерпевшему, защищаясь от ударов наносимых ему потерпевшим.
Доводы подсудимого о самообороне обвинением не опровергнуты.
Между тем, показания подсудимого об данных обстоятельствах объективно подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Так, показания Ясакова о совершенном на него нападении ФИО8 подтверждаются заключением судебно-медицинской экспертизы, установившей наличие у Ясакова телесных повреждений, которые могли быть причинены при обстоятельствах изложенных Ясаковым.
Наличие крови на ноже принадлежащей как Ясакову, так и ФИО8 подтверждают показания Ясакова В.Б. о том, что после причинения ему ФИО8 резаных ранений, он выхватил нож у ФИО8 и этим же ножом нанес один удар ФИО8 в грудь, который продолжал находится от него в непосредственной близости, не давая возможности покинуть помещение. Доводы гос. обвинителя о том, что после того, как Ясаков вырвал нож из рук ФИО8, тот отступил и тем самым исчезла непосредственная опасность дальнейшего посягательства не нашли подтверждения в судебном заседании и опровергаются заключением биологической экспертизы о том, что на одежде Ясакова обнаружена кровь ФИО8, что подтверждает доводы Ясакова о том, что ФИО8 находился в непосредственной близости от Ясакова.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что со стороны потерпевшего ФИО8 имело место общественно-опасное посягательство на жизнь и здоровье подсудимого Ясакова В.Б. ФИО8, будучи физически крепче и крупнее Ясакова В.Б. имел в руке нож, действовал в замкнутом пространстве – на террасе дома, что препятствовало Ясакову В.Б. убежать или иным способом позвать на помощь, данное посягательство было наличным, т.е., начавшимся в отношении Ясакова В.Б., данное посягательство со стороны ФИО8 обладало способностью неминуемо, немедленно причинить общественно опасный вред Ясакову В.Б., что подтверждается наличием у подсудимого телесных повреждений в области жизненно важных органов – шеи. Данное посягательство закончилось только тогда, когда Ясаков В.Б. вырвал из руки ФИО8 нож. Однако, Ясаков В.Б., совершая действия по защите от общественно-опасного посягательства со стороны ФИО8, превысил ее пределы. Убийство в этом случае - результат явного несоответствия между вредом, которым угрожал посягавший и лишением его жизни в результате оборонительных действий, между способом и средством защиты с одной стороны и способами и средствами посягательства – с другой стороны, между интенсивностью защиты и интенсивностью посягательства.
В данном случае, нанесение Ясаковым В.Б. удара ножом в область грудной клетки, т.е. жизненно важного органа, в тот момент, когда у ФИО8 не было в руках какого-либо оружия, и он больше не имел возможности ножом причинить вред Ясакову В.Б., наступление смерти в результате этого удара, есть результат явного и значительного несоответствия между способом и средством защиты, который избрал подсудимый от нападения ФИО8
При таких обстоятельствах суд считает, что действия подсудимого Ясакова В.Б. следует правильно квалифицировать по ст. 108 ч. 1 УК РФ, как совершение убийства при превышении пределов необходимой обороны.
В судебном заседании потерпевший ФИО1 обратился с заявлением о прекращении производства по уголовному делу в связи с примирением с подсудимым, так как ему заглажен причиненный вред в полном объеме и каких-либо претензий к подсудимому он не имеет.
С аналогичным заявлением обратился подсудимый Ясаков В.Б., который не возражает против прекращения производства по данному делу за примирением сторон.
Поскольку установлено, что подсудимый Ясаков В.Б. совершил преступление, предусмотренное ст. 108 ч. 1 УК РФ, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, то преступление, в совершении которого обвиняется подсудимый отнесено законом к категории преступлений небольшой тяжести.
Суд, выслушав мнение участников судебного разбирательства, проверив представленные материалы, считает, что подсудимый Ясаков В.Б. в силу ст. 76 УК РФ может быть освобожден от уголовной ответственности, поскольку он является лицом, впервые совершившим преступление небольшой тяжести, примирился с потерпевшим и загладил причиненный вред.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 25 УПК РФ,
п о с т а н о в и л:
Прекратить уголовное дело в отношении Ясакова В.Б., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 108 ч. 1 УК РФ в связи с примирением с потерпевшим.
Меру пресечения – содержание под стражей в отношении Ясакова В.Б. отменить, освободить Ясакова В.Б. из-под стражи в зале судебного заседания.
Вещественные доказательства: 2 рюмки, газета, нож, полотенце, ткань с кресла, срез ткани с дивана, три окурка, смыв с пола, образцы крови, слюны, срезы ногтевых пластин, трусы, изъяты с трупа ФИО8 – уничтожить, джинсы и рубашку - вернуть по принадлежности Ясакову В.Б.,
Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.
Судья –
Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ