Решение
< b>
25 января 2010 года
Раменский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Уваровой И.А.
при секретаре судебного заседания П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по заявлению К. о признании незаконным отказа администрации в рассмотрении вопроса об изменении вида разрешенного использования земельных участков,
У с т а н о в и л:
К. обратился в суд с заявлением, которым просит необоснованным отказ администрации …… района Московской области в рассмотрении вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ХХХ площадью Х кв.м, расположенного примерно в Х м по направлению на юго-запад от ориентира: д.Щ., расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область Раменский район, с/п Ч, изложенный в письме № К от 24.11.20ХХ года; обязать администрацию …… района Московской области принять решение об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка с разрешенного - «для ведения сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для дачного строительства с правом возведения жилых домов с правом регистрации и проживания в них».
В обоснование требований ссылается на то, что является собственником выше названного земельного участка. 22 сентября 20ХХ года он обратился в администрацию Х района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства с правом возведения жилых домов с правом регистрации и проживания в них». Однако письмом от 24 ноября 20ХХ года № К- администрация Х района отказала в удовлетворении ходатайства. Полагает данный отказ незаконным по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании К. отсутствовал. Его представитель по доверенности Г. (л.д.8) заявление поддержала и просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель Администрации Х района по доверенности О. (л.д.19) возражала в удовлетворении заявления. Пояснила, что граждане и их объединения вправе использовать земельный участок для дачного строительства в соответствии с ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Такой вид использования земельного участка, о котором просит заявитель, земельным кодексом не предусмотрено. При обращении в администрацию Кравцов В.Ф. не представил документов, подтверждающих создание ДНО граждан. Публичные слушания об изменении вида разрешенного использования земельного участка были нецелесообразны, т.к. администрация уже дала свой отказ.
Суд, заслушав стороны, проверив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что К. является собственником земельного участка общей площадью Х кв.м. для ведения сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельхозназначения. Адрес объекта: земельный участок находится примерно в Х м по направлению на юго-запад от ориентира: д.Щ., расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область Х район, с/п Ч. (л.д.9).
22 сентября 20ХХ года К. обратился в Администрацию Х района с заявлением, в котором просил провести публичные слушания и изменить вид разрешенного использования с разрешенного - «для ведения сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для дачного строительства с правом возведения жилых домов с правом регистрации и проживания в них» (л.д.10).
Письмом от 24 ноября 20ХХ года №К- К. было отказано в удовлетворении заявления. Причиной отказа является отсутствие утвержденной документации территориального планирования муниципального образования Х район. Также указывается на то, что законодательством не предусмотрен испрашиваемый вид использования земельного участка и отсутствуют документы, подтверждающие создание соответствующего некоммерческого объединения граждан (л.д.11-14).
Однако отсутствие документов территориального планирования не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса изменения вида разрешенного использования земельных участков, поскольку действующим законодательством установлена специальная процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка на переходный период до утверждения в установленном порядке правил землепользования и застройки.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территории.
Следовательно, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст.8 Градостроительного кодекса РФ и ст.11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
Поэтому суд соглашается с доводами заявителя о том, что в данном случае следует руководствоваться переходными положениями, установленным ФЗ РФ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», поскольку правила землепользования и застройки Х района, а также сельского поселения Ч. не приняты.
В соответствии с п.п.3 п.1 ст.4 названного закона до принятия в установленном Градостроительном кодексом правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования принимается главой местной администрацией с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч.ч.3-10 ст.39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.
Как следует из ч.9 ст.39 Градостроительного кодекса РФ на основании рекомендаций по результатам публичных слушаний глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение об изменении вида разрешенного использования или об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Из выше изложенного следует, что на переходный период до утверждения правил землепользования и застройки действующим законодательством решение вопроса об изменении вида разрешенного использования земельных участков отнесено к исключительной компетенции главы местной администрации; также установлена обязательность проведения публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования земельных участков. При этом публичные слушания предшествуют принятию решения об изменении или об отказе в изменении вида разрешенного использования.
Статьей 28 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрена обязательность проведения публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования земельных участков.
Как следует из п.4.1 Положения о публичных слушаниях в Х районе, утвержденных решением Совета депутатов Х района МО № Х-СД от 22.02.20ХХ года, инициаторами их проведения могут выступать только население Х района, Совет депутатов Х района, глава Х района (л.д.20-23), что согласуется с положениями ст.39 Градостроительного кодекса РФ.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что решение вопроса об изменении вида разрешенного использования земельных участков отнесено к исключительной компетенции главы местной администрации, законодательно установлена обязанность проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования.
Таким образом, проведение публичных слушаний является неотъемлемой составной частью процедуры принятия решения.
Однако процедура по рассмотрению заявления К., в котором он просил, в том числе и о проведении публичных слушаний, не была соблюдена, поэтому его требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ссылку представителя администрации Раменского муниципального района о нецелесообразности проведения публичных слушаний суд находит необоснованной, поскольку вышеуказанная норма права прямо обязывает орган местного самоуправления организовать публичные слушания для разрешения данного вопроса в случае отсутствия территориального планирования. Кроме того, на момент подачи заявления 22.09.20ХХ года заявитель учредил ДНП «С…», что подтверждается Уставом, протоколом общего собрания учредителей от 22.09.20ХХ года. Поэтому обоснованных препятствий для рассмотрения заинтересованным лицом вопроса по существу, по мнению суда, не имелось.
Суд полагает, что в данном случае, вышеуказанная процедура по рассмотрению заявления К. об изменении вида разрешенного использования земельных участков не была соблюдена.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявление К. является обоснованным. В связи с чем, суд полагает необходимым признать незаконным отказ администрации Х района в рассмотрении вопроса об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, в случае признания заявления обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд, в целях восстановления нарушенного права заявителя, полагает возможным требование заявителя удовлетворить. Но при этом считает, что требования К. в части обязания администрации принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с разрешенного - «для ведения сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для дачного строительства с правом возведения жилых домов с правом регистрации и проживания в них» сформулированы некорректно и, поскольку процедура рассмотрения вопросов об изменении вида разрешенного использования земельных участков регламентирована не только Законами РФ, указанными заявителем, но и определена Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", уставом муниципального образования, решением Совета депутатов Х района Московской области от 22.02.ХХ г., которым утверждено Положение о публичных слушаниях в Х районе, полагает необходимым обязать администрацию рассмотреть вопрос об изменении вида разрешенного использования: земельного участка в порядке процедуры, установленной действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь Законом РФ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской федерации" N 191-ФЗ от 29.12.2004г., Градостроительным кодексом РФ, ЗК РФ, Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 г., ст.ст.194-199, 254-255 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Заявление К. удовлетворить.
Признать необоснованным отказ администрации Х района Московской области в рассмотрении вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ХХХ площадью Х кв.м, расположенного примерно в Х м по направлению на юго-запад от ориентира: д.Щ., расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область Х район, с/п Ч., изложенный в письме № К- от 24.11.20ХХ года.
Обязать администрацию Х района Московской области рассмотреть вопрос об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка с разрешенного - «для ведения сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для дачного строительства с правом возведения жилых домов с правом регистрации и проживания в них» и принять решение по итогам проведения публичных слушаний, в порядке процедуры, установленной действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в 10 дней в Мособлсуд с подачей кассационной жалобы через Раменский городской суд.
Судья