Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2010 г. г. Раменское
Раменский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Криволапова Д.В.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску Е., действующей также в интересах несовершеннолетних детей М., Е., к администрации городского поселения Раменское о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л :
Е., действующая также в интересах несовершеннолетних детей М., Е., обратилась в суд с иском к администрации городского поселения Раменское о признании права собственности на жилое помещение - комнаты № <…> и № <…> в д. № <…> по ул. <…> в г. Раменское Московской области в порядке приватизации. Свой иск Е. обосновала тем, что в 1996 г. ЗАО «Раменский текстиль» по ордеру Номер обезличен ей было предоставлено жилое помещение, состоящее из комнаты №<…> площадью 10.8 кв.м и № <…> площадью 1070 кв.м в д. № <…> по ул. <…> в г. Раменское Московской области. В 1997 г. жилой дом был передан в муниципальную собственность Раменского района. В заключении договора социального найма и в приватизации занимаемого жилого помещения ей отказано на том основании, что занимаемое ею жилое помещение находится в общежитии /л.д.8-10/.
Ответчик – администрация городского поселения Раменское в письменном мнении решение по делу оставляет на усмотрение суда с учетом представленных сторонами доказательств. Указывает, что предоставленное жилое помещение было и в настоящее время является служебным жилым помещением-общежитием. Решения об исключении спорного жилого помещения из состава служебного жилого фонда не принималось. Потому в силу ч. 2 ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат. Просит рассматривать дело в отсутствие представителя администрации /л.д.44 В судебном заседании истица Е. изменила предмет иска, просит признать право общей долевой собственности в 1/3 доле за каждым из членов семьи истицы на спорное жилое помещение /л.д.47/.
Представитель ответчика по доверенности Р. /л.д.45/ в судебное заседание не явился на основании поданного заявления.
Выслушав доводы представителя истца, проверив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение в общежитии предоставлено истице на семью из 3-х человек как работнику профилактория АО ... на основании совместного решения администрации и профсоюзного комитета ЗАО ... (протокол Номер обезличен от 18.09.1996 г.) с выдачей ордера Номер обезличен от 22.10.1996 г. /л.д.15/.
На момент рассмотрения дела квартира является муниципальной собственностью, что находит свое отражение в выписке из лицевого счета Номер обезличен /л.д.16/. Как следует из материалов дела, ранее спорное жилое помещение относилось к жилищному фонду ЗАО .... Постановлением Главы Раменского района Московской области № 1250 от 20.06.1997 г. объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения ЗАО ... переданы в муниципальную собственность Раменского района, включая спорный жилой дом /л.д.18/. На основании постановления Главы администрации Раменского района от 19.12.2008 г. № 3967 и Закона Московской области от 13.07.2007 г. № 106/2007-ОЗ весь жилищный фонд Раменского муниципального района передан городским и сельским поселениям согласно территориальной принадлежности. Спорное жилое помещение передано в собственность городского поселения Раменское.
Информация о присвоении статуса общежития зданию Номер обезличен по ... в г. Раменское собственником жилищного фонда – администрацией городского поселения Раменское представителем ответчика не представлено.
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1301, государственному учета подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Из изложенного следует, что жилое помещение должно было быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.
Сведения в ЕГРП о правах или обременениях на спорное жилое помещение - комнаты № <…> площадью 10.8 кв.м и №<…> площадью 10.7 кв.м в д. № <…> по ул. <…> в г. Раменское отсутствуют. В том числе отсутствуют и сведения о статусе объекта недвижимости как общежития. Отсутствуют такие сведения и в техническом паспорте жилого дома по состоянию на 23.07.2009 г. /л.д.21-30 /.
На момент обращения с заявлением о приватизации в квартире зарегистрирована истица с несовершеннолетней дочерью и сыном, что подтверждается выпиской из домовой книги /л.д.19-20/, а также ксерокопиями паспортов с отметкой о регистрации/52-
Письмом от 19.10.2009 г. Номер обезличен истице отказано в приватизации занимаемых жилых помещений по изложенным выше основаниям /л.д.17/.
Суд полагает, что данное решение органа местного самоуправления противоречит действующему законодательству.
В соответствии со статьей 18 указанного Закона жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 г.Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Таким образом, указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. В соответствии с абз. 2 пункта 1 Приложения № 3 к указанному Постановлению к муниципальной собственности относится жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно статье 4Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.
Вместе с тем в соответствии со статьей 7 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и должны были в силу закона быть переданными в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Анализируя в совокупности все исследованные в судебном заседании фактические обстоятельства дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты права, в которой указано, что защита гражданских прав осуществляется как перечисленными в ней способами, в том числе и путем признания права, так и иными способами, предусмотренными законом.
Учитывая изложенное и руководствуясь Законом РФ от 04.07.1991 г. / в ред. от 29.12.2004 г./ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ФЗ РФ от 24.12.1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики», ФЗ №189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст.ст.12,167,168 ГК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Е., действующей также в интересах несовершеннолетних детей М, Е. удовлетворить.
Признать за Е., М., Е. право общей долевой собственности в 1/3 доле за каждым на комнаты № <…> и № <…> в д. № <…> по ул. <…> в г. Раменское Московской области в порядке приватизации
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Председательствующий
судья ...