Решение по делу о признании права общей долевой собственности на жилое помещение



 

 

 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской  Федерации

 

09 февраля 2010 г.

Раменский городской суд Московской области

В составе: председательствующего федерального судьи Немовой Т.А.

С участием адвоката Толчеева Д.Н.

при секретаре З. 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску  А., А., А. к Администрации городского поселения Раменское о признании права общей долевой собственности на жилое помещение,-

установил:

Истцы А., А., А.. обратились в суд с иском к Администрации городского поселения Раменское о  признании за ними права общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Московская область, г. Раменское, ..., д. <…>, кв. <…>, в размере  по 1/3 доле за каждым в порядке приватизации. В обоснование требований в заявлении указывают, что ответчик отказал им в передаче занимаемого ими жилого помещения в собственность бесплатно в порядке приватизации, ссылаясь на то, что квартира является служебной.  Полагают, что им необоснованно было отказано в приватизации квартиры, так  как, по их мнению, квартира не является служебной. Квартира была предоставлена А. в 1990 году на семью из трех человек, на время его работы. В настоящее время  квартира утратила статус служебного жилья и к ней  применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.  Из решения исполкома Раменского горсовета следует, что  квартира являлась государственной собственностью и находилась в оперативном управлении Раменского горжилуправления. В соответствии с п.2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. №3020-1 «О  разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и п.1 приложения 3 к указанному постановлению, объекты государственной собственности, в том числе жилищный фонд, ранее переданный местным советом в ведение ( на баланс) другим юридическим лицам, признаны находящимися в муниципальной собственности городов ( кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В связи с этим считают, что право муниципальной собственности Раменского района на спорную квартиру возникло на основании прямого указания нормативного акта.  Таким образом, считают, имел место переход права государственной собственности на спорную квартиру, находящуюся в оперативном управлении Раменского горжилуправления, в муниципальную собственность. Ссылаются на разъяснения Верховного Суда РФ, приведенные в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за 1 квартал 2006 г., утвержденном постановлением Президиума ВС РФ от 7 и 14 июля 2006 г., в котором указывается,  что «… служебные помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации. Полагают, что не  может быть отказано в получении занимаемой ими квартиры в собственность бесплатно в порядке приватизации (л.д.4-8).

В судебном заседании истцы,  а также  действующий в их интересах на основании ордера адвокат Толчеев Д.Н., исковые требования поддержали в полном объеме.

Ответчик- Администрация г/поселения  Раменское в лице представителя по доверенности К.  иск не признала по основаниям, изложенным в письменном мнении (л.д. 51-52).  Представитель в судебном заседании не опровергал доводы истцов о том, что спорная квартира относилась к государственной собственности, а впоследствии была передана в муниципальную собственность, однако  считает, что в данном споре  необходимо руководствоваться Положением о приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности городского поселения Раменское, утвержденном решением Совета депутатов городского поселения Раменское Номер обезличен от 01.10.2009 г., которое, как и ранее действовавшее, запрещает  приватизацию служебных жилых помещений. Просит отказать истцам в удовлетворении иска.

Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Исходя из положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что решением исполкома  Раменского горсовета  Номер обезличен от 13.07.1990 г. двухкомнатная квартира № <…> в доме №<…> ... в  г. Раменское была признана служебным жилым помещением (л.д. 11). Этим же решением  данная квартира была предоставлена А. на семью из трех человек;   14.08.1990 г. ему был выдан   ордер №<…> на право занятия данной квартиры, на котором сделана рукописная пометка « служебный» (л.д.9).

 Согласно выписки из л/счета (л.д.23) и выписки  из домовой книги (л.д.24) истцы постоянно зарегистрированы  с 16.08.1990 г. и проживают в спорной квартире.  А., обратившемуся 07.07.2009 г. в Администрацию  г/поселения Раменское, отказано в приватизации занимаемой  квартиры со ссылкой на то, что она является служебной, а для приватизации служебной квартиры необходимо наличие стажа работы нанимателя служебного жилого помещения на предприятии, предоставившем служебное жилое помещение, не менее 15 лет.  (л.д.15,16).

Суд полагает, что истцам необоснованно было отказано в передаче занимаемого жилого помещения в собственность бесплатно в порядке  приватизации.

Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденногоПостановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. №1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности на жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специализированные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

 Исходя из  указанного, суд полагает, что  после принятия решения о признании спорной квартиры служебным помещением, указанная квартира должна была быть зарегистрирована в качестве служебного жилого помещения в органах государственной регистрации недвижимости. Однако, запись о регистрации прав на спорное жилое помещение в ЕГРП отсутствует, что подтверждается сообщением Управления ФРС по Московской области (л.д.25). В соответствии с сообщением Раменского филиала ГУП МО «МОБТИ»,  БТИ не располагает сведениями о статусе и правообладателе спорной квартиры (л.д. 31).

В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и п.1 Приложения 3 к указанному Постановлению, объекты государственной собственности, в том числе жилищный фонд, ранее переданный местным советом в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, признаны находящимися в муниципальной собственности городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение  статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому, граждане, занимающие указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Решением Малого совета Московского областного совета народных депутатов № 4/23 от 30.10.1992 г. «О муниципальной собственности городов и районов Московской области» в муниципальную  собственность Раменского района было передано ПТО ГХ г. Раменское с государственным имуществом, используемым этим предприятием (л.д. 44-47).

Постановлением Главы Раменского района Московской области от 05.08.2004г. № 2945 был утвержден перечень имущества, являющегося муниципальной собственностью Раменского района, согласно которого был утвержден перечень имущества, находившегося по состоянию на 30.10.1992 г. на балансе ПТО ГХ, являющегося муниципальной собственностью Раменского района (л.д. 48).

Справкой ЖЭУ Номер обезличен Раменского ПТО ГХ, подтверждается, что жилой дом № <…> в ... г. Раменское  1962 г. постройки,  находится на балансе  ЖЭУ Номер обезличен Раменского ПТО ГХ с 1962 г. и является городским жилым домом (л.д. 49).

Согласно выписки из муниципальной собственности г/поселения Раменское жилой дом № <…> в ... г. Раменское является муниципальной собственностью  (л.д. 50).

Таким образом, при передаче жилого дома в муниципальную собственность, спорная квартира утратила статус служебного жилого помещения и к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Суд считает, что истцы  правильно ссылаются в обоснование своей правовой позиции по делу на разъяснения Верховного Суда РФ, который в  Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за 1 квартал 2006г., утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 7 и 14 июня 2006 г., указал однозначно, что  «...служебные помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации».

Решением Совета депутатов Раменского района Московской области от 29.05.2002 г. №5/4-СД было утверждено Положение о приватизации служебных жилых помещений, находящегося в собственности  муниципального образования Раменский район (л.д. 39). Согласно указанному Положению приватизация служебных жилых помещений, находящихся в собственности Муниципального образования Раменский район, производится в соответствии сЗаконом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и в порядке установленном настоящим приложением (л.д. 40-41). К условиям приватизации служебных жилых помещений относится наличие стажа работы нанимателя служебного жилого помещения на предприятии, предоставившем служебное жилое помещение, не менее 15 лет, проживание нанимателя и его семьи в служебном жилом помещении на менее 15 лет (л.д. 19).

В обоснование своих возражений представитель Администрации г/поселения Раменское ссылается на указанное Положение, однако суд считает, что в возникшем споре указанное Положение не применимо, так как спорная квартира не имеет статус служебного жилья.

Суд  отмечает по настоящему делу также  заслуживающие внимание  следующие обстоятельства. Более 18 лет назад, а именно 24.12.1992 году Раменским городским судом было постановлено решение, которым  Производственно-техническому объединению городского хозяйства города Раменское было отказано в удовлетворении исковых требований к семье А. о выселении из спорной квартиры (л.д.12-14).  Судебным решением установлено,    что А., состоял в трудовых отношениях с ПТО ГХ г. Раменское с 27.09.1982 г. , работал  в различных должностях, путем перевода увольнялся и вновь принимался в ПТО ГХ,   02.07.1992 г. был уволен по ст. 33 п. 2 КЗоТ РСФСР – по состоянию здоровья. На момент увольнения он работал в должности газоэлектросварщика, и согласно заключения ВКК, в связи с перенесенными заболеваниями выполнять данную работу не мог, в связи с чем по инициативе администрации, при наличии согласия профкома,  был уволен из ПТО ГХ 02.07.1992 г.

Таким образом, А. не отработал на предприятии  положенного срока по  независящим от него обстоятельствам; трудовые отношения с ним были прекращены по инициативе предприятия. В этой связи необоснованными являются доводы ответчика об отсутствии у главы семьи А. – А. необходимого стажа работы  на предприятии.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно ст.1 ГК РФ реализация гражданских прав может быть ограничена только федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В статье 12 ГК РФ указываются способы защиты гражданских прав, одним из которых является признание права.

Судом установлено, что  спорная квартира не  имеет статуса служебной,  является для истцов единственным и постоянным местом жительства.  Право на приватизацию занимаемого жилого помещения  реализуется истцами впервые; они не имеют в собственности никакого другого жилого помещения. Суд не усматривает обстоятельств, исключающих возможность передачи спорного жилого помещения в собственность истцам в порядке бесплатной приватизации.

На основании изложенного иск А.  следует удовлетворить. Настоящее решение является основанием для государственной регистрации  их права общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Московская область, г. Раменское, ..., д.<…>, кв.<…>.

Руководствуясь   Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»,  Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. №1301,   Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», ст.1,8,12  ГК РФ,   ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования А., А., А. удовлетворить.

Признать за А., А., А. право общей долевой собственности на жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: Московская область, г. Раменское, ..., д. <…>, кв. <…>, в размере по 1/3 доле за каждым.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Раменский городской суд.

 

 

 

Федеральный судья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

 

 

 

 

 

 

 

-32300: transport error - HTTP status code was not 200