Именем Российской Федерации
7 мая 2010 г. г. Раменское
Раменский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Криволапова Д.В.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску К.Н.В., М.А.А. к Администрации сельского поселения ... Раменского муниципального района, МУП «... ПТО КХ» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л :
К.Н.В., М.А.А. обратились в суд с иском к Администрации сельского поселения ... Раменского муниципального района, МУП «... ПТО КХ» о признании права собственности на жилое помещение - комнату № <…> площадью 17.2 кв.м в кв. № <…>д. № <…>по адресу: Московская область, Раменский район, пос. <…> в порядке приватизации. В обоснование иска указали, что являются нанимателями указанного жилого помещения по договору социального найма с 1986 г. В 1995 г. приобрели по договору купли-продажи 44/100 доли указанной квартиры в собственность. Таким образом, они одновременно являются нанимателями одного жилого помещения и собственниками другого жилого помещения в одной и той же квартире. В передачу указанной комнаты им в собственность администрацией сельского поселения ... им отказано на том основании, что в реестре муниципального жилищного фонда указанное жилое помещение не значится л.д.4-5/.
Ответчик – администрация сельского поселения ... в письменном мнении с предъявленными к ней требованиями не согласна на том основании, что спорное жилое помещение в муниципальную собственность поселения не передавалось, а, следовательно, администрация не вправе и не имеет реальной возможности удовлетворить исковые требования. Просит исключить администрацию из числа ответчиков по делу и рассматривать дело в отсутствие ее представителя л.д.24-25, 34/.
Привлеченное истцами в качестве ответчика МУП «... ПТО КХ» в письменном мнении указывает, что истцы проживают в жилом доме, ранее находившимся на балансе ... завода .... В ноябре 1996 г.жилой фонд предприятия был передан на обслуживание МУП «... ПТО КХ». Поквартирные списки домов были переданы на электронном носителе, который при переезде предприятия в другое здание не сохранился. В указанном списке кв. № <…> значилась как приватизированная М.Н.В. В связи с чем в феврале 2008 г. при передаче муниципального жилого фонда с баланса предприятия в казну Раменского муниципального района комната площадью 17.2 кв.м в кв. № <…> д. № <…> в пос. <…> также не была учтена как муниципальная. В связи с чем просит исключить предприятие из числа ответчиков по делу и рассматривать дело в отсутствие его представителя л.д.31/.
В судебном заседании истица К.Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Истец М.А.А. в письменном заявлении просит рассматривать дело в его отсутствие л.д.35/.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились на основании ранее поданных заявлений.
Выслушав доводы истицы, проверив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истцы являются нанимателями комнаты площадью 17.2 кв.м в двухкомнатной квартире №<…> д. № <…> в пос. <…>на основании ордера Номер обезличен от 29.01.1986 г., выданного на основании решения исполкома Раменского городского Совета народных депутатов Номер обезличен от 24.01.1986 г. л.д.19/. Однако согласно выписке из финансово-лицевого счета кв. № <…> в д. № <…>в пос. <…> учтена как приватизированная л.д. 18/.
Данное противоречие объясняется следующим.
31.01.1995 г. истица <…> приобрела по договору купли-продажи у О.Л.И. в собственность 44/100 доли в праве собственности на коммунальную квартиру. Как следует из текста данного договора доля в квартире была передана в собственность О. Л.И. по договору от 10.01.1994 г. на передачу квартиры в собственность граждан. Данный договор был зарегистрирован в Раменском БТИ 29.12.1994 г. л.д.17/. В последующем действительно занимаемая истцами спорная комната в квартире, составляющая 56/100 в ней, учтена не была, что находит свое отражение в техническом паспорте квартиры л.д.10-13/.
Как следует из справки МУП «... ПТО КХ» при передаче муниципального жилого фонда с баланса предприятия в казну Раменского муниципального района комната площадью 17.2 кв.м в кв. № <…>д. № <…> в пос. <…> значилась как приватизированная л.д.32/.
Согласно постановлению Главы администрации Раменского района от 19.12.2008 г. Номер обезличен «Об исключении из состава муниципальной казны имущества, являющегося собственностью Раменского муниципального района Московской области, и передачи его в собственность сельского поселения ...» комната № <…>площадью 17.2 кв.м в кв. № <…>, расположенная по адресу: Московская область, Раменский район, пос. <…>, д. <…>, в муниципальную собственность поселения не передавалась и, следовательно, не значится в реестре муниципальной собственности сельского поселения л.д.34/.
В соответствии с Указом Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284, Постановлением Правительства РФ от 22.12.1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ» жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), подлежит передаче в муниципальную собственность.
В Преамбуле Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. 3 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ) указывается, что Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Согласно ст. 2 указанного закона граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
В силу ст. 18 указанного Закона ( в редакции Закона РФ от 23.12.1992 г.. № 4199-1; Федеральных законов от 20.05.2002 г. № 55-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) при переходе государственных и муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Как следует из ч. 2 п. 4 Постановления № 8 Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. (в редакции постановления Пленума № 11 от 21 декабря 1993 г., с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума № 10 от 25 октября 1996 г.) гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 Закона, поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.
Анализ представленных доказательств позволяет сделать вывод о том, что МУП «... ПТО КХ» лишено правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, т.к. не является балансодержателем спорного жилого помещения.
Администрация сельского поселения ... также не может осуществить передачу истцам в собственность занимаемое ими жилое помещение, поскольку не является ее собственником в силу допущенной ранее невнимательности работников муниципальных органов, и, соответственно, не имеет предусмотренного ст. 209 ГК РФ права на распоряжение этим жилым помещением.
В связи с этим у истцов имеется право требовать защиты принадлежащего им права на приватизацию занимаемой комнаты в квартире в соответствии со ст. 12 ГК РФ путем предъявления требования о признании за ними права собственности на эту комнату.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 12, 209 ГК РФ, Федеральным законом от 4.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», Указом Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284, Постановлением Правительства РФ от 22.12.1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ» ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования К.Н.В., М.А.А. удовлетворить.
Признать за К.Н.В., М.А.А. право общей долевой собственности в ? доле за каждым на жилое помещение – комнату №<…> площадью 17.2 кв.м в кВ. № <…> д. № <…> по адресу: Московская область, Раменский район, пос. <…> в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Председательствующий
судья ...