Р Е Ш Е Н И Е
< Российской Именем>
6 апреля 2010г. г. Раменское
Раменский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Криволапова Д.В.,
при секретаре М..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску Т. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, 3-му лицу – Туберкулезному санаторию Номер обезличен Департамента здравоохранения г. Москвы о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
у с т а н о в и л :
Т. обратилась в суд с иском к администрации Раменского района, Департаменту здравоохранения г. Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании права собственности на квартиру № <…> в д. № <…> по ул. <…> в с. ... Раменского района Московской области в порядке приватизации. В обоснование своих требований истица указывает, что является нанимателем указанной двухкомнатной квартиры. В передаче занимаемого жилого помещения ей отказано, поскольку права на спорное жилое помещение не зарегистрированы, отсутствует орган, к компетенции которого относится передача жилья в собственность граждан. Истица полагает, что данное обстоятельство не может служить препятствием в реализации его прав, предусмотренных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» /л.д.3-5/.
Ответчик – Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в письменном заявлении решение по делу оставляет на усмотрение суда, просит рассматривать его в отсутствие его представителя /л.д.27/.
3-е лицо – Туберкулезный санаторий Номер обезличен Департамента здравоохранения г. Москвы с письменном мнении иск Т. поддерживает /л.д.30/, не возражает как балансодержатель против передачи ей в собственность занимаемого жилого помещения, просит рассматривать дело в отсутствие его представителя /л.д.24,32/.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика – Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, 3-го лица – Туберкулезного санатория Номер обезличен Департамента здравоохранения г. Москвы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав доводы истицы, проверив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истица проживает в качестве нанимателя в 2-комнатной квартире № <…> д. № <…> по ул. <…> в с. ... Раменского района Московской области общей площадью 46.8 кв.м в том числе жилой 27.6 кв.м., что находит свое подтверждение в выписке из финансового лицевого счета Номер обезличен /л.д.14/. Администрация Раменского района не может выдать копию ордера на квартиру по вышеуказанному адресу, т.к. в архиве отдела учета и распределения жилой площади корешок ордера на данное жилое помещение от 1962 г. отсутствует /л.д.21/. Зарегистрирована истица в квартире с 26.03.1977 г., что подтверждается выпиской из домовой книги. Совместно с ней с 15.09.1994 г. зарегистрирован сын Т. <…> г рождения /л.д.7/. Т. нотариально отказался от приватизации занимаемого жилого помещения /л.д.37/.
Спорное жилое помещение зарегистрировано в Раменском филиале ГУП МО «МОБТИ» с составлением технического паспорта по состоянию на 20.11.2009 г. Инвентарный номер квартиры <…> . Сведения о собственнике в техническом паспорте отсутствуют. По данным технического паспорта в квартире произведена перепланировка, разрешение на которую не предъявлено /л.д. 8-12/. Проект перепланировки квартиры разработан ООО «...». Проектом предусмотрено увеличение жилой комнаты за счет присоединения площади кладовки и устройство коридора между прихожей и кухней путем установки перегородки из гипсокартона. Согласно пояснительной записке к проекту предполагаемая перепланировка не затрагивает существующую конструктивную схему здания и не влияет на прочностные характеристики его элементов.
Как следует из письма администрации сельского поселения ... Номер обезличен от 18.03.2010 г. выдача разрешения на перепланировку и переоборудование жилого помещения относится к компетенции собственника данного имущества. Жилой дом № <…> по ул. <…> в с. ... Раменского района Московской области в реестре объектов муниципальной собственности сельского поселения ... Раменского района отсутствует, в связи с чем выдать разрешение на перепланировку и переоборудование квартиры не представляется возможным /л.д.39/.
В муниципальной собственности сельского поселения ... спорный жилой дом не значится /л.д.15/.
Установлено также, что жилые дома №№ <…> по ул. <…> в с. ... Раменского района Московской области являются собственностью г. Москвы и числятся на балансе ГУЗ г. Москвы Туберкулезного санатория Номер обезличен Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы /л.д. 19/. Вместе с тем как следует из ответа начальника Управления приватизации и оформления прав собственности Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Номер обезличен от 26.10.2009 г. «записи, отражающие информацию о жилых помещениях, расположенных в доме № <…> (в том числе о квартире № <…>) по адресу: Московская область, Раменский район, пос. ..., ул. <…> , в Реестре объектов собственности города Москвы в жилищной сфере отсутствуют. В связи с этим организации города Москвы не правомочны заключать договоры на передачу указанной квартиры в собственность граждан» /л.д.18/.
В соответствии с Указом Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284, Постановлением Правительства РФ от 22.12.1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ» указанный жилой дом подлежит передаче в муниципальную собственность или собственность субъекта РФ.
ВПреамбуле Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ) указывается, что Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Согласно ст. 2 указанного закона граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
В силу ст. 18 указанного Закона ( в редакции Закона РФ от 23.12.1992 г.. № 4199-1; Федеральных законов от 20.05.2002 г. № 55-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) при переходе государственных и муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Как следует из ч. 2 п. 4 Постановления № 8 Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. (в редакции постановления Пленума № 11 от 21 декабря 1993 г., с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума № 10 от 25 октября 1996 г.) гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 Закона, поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.
Анализ представленных доказательств позволяет сделать вывод о том, что ни Туберкулезный санаторий Номер обезличен Департамента здравоохранения г. Москвы, ни администрация Раменского района не могут осуществить передачу истцам в собственность занимаемое ими жилое помещение, поскольку не являются собственниками жилого дома. В соответствии со ст. 131 ГК РФ. Однако до настоящего времени государственная регистрация права муниципальной собственности на подлежавшие передаче в муниципальную собственность объекты жилищно-бытового назначения администрацией Раменского района не произведена.
В связи с этим у истицы имеется право требовать защиты принадлежащего ей права на приватизацию занимаемой квартиры в соответствии со ст. 12 ГК РФ путем предъявления требования о признании за нею права собственности на эту квартиру.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 12, 131,164,209 ГК РФ, Федеральным законом от 4.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», Указом Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284, Постановлением Правительства РФ от 22.12.1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ» ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Т. удовлетворить.
Признать за Т. право собственности на кв. № <…> общей площадью 46.8 кв.м, в том числе жилой 27.6 кв.м в д. Номер обезличен по ул. <…> в с. ... Раменского района Московской области в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Председательствующий
судья ...