РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата обезличенагода
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего федерального судьи Шендеровой И.П.
при секретаре Сандиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 2714/10 по заявлению Куракиной Валентины Ивановны о признании отказа Раменского отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области незаконным, необоснованным, обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о категории и виде разрешенного использования земельного участка, заинтересованные лица: Администрация Раменского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,-
установил:
Куракина В.И. обратилась в суд с заявлением о признании отказа Раменского отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области Номер обезличен от Дата обезличенаг. незаконным, необоснованным; обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о категории земель- земли населенного пункта и виде разрешенного использования земельного участка- для ведения подсобного хозяйства в отношении земельного участка площадью 644 кв.м., с кадастровым номером Номер обезличен, расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, ..., ... (л.д.3-5). В обоснование заявления Куракина В.И. ссылается на то, что является собственником 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, ..., .... Жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 1456 кв.м. Споров между совладельцами о порядке пользования земельным участком нет, между ними были определены границы земельного участка, в пользовании заявителя находится земельный участок площадью 644 кв.м. В Дата обезличена года ею был получен отказ в оформлении испрашиваемого земельного участка в собственность, так как на указанной территории в будущем планируется постройка многоэтажного жилого дома. На основании решения Раменского городского суда от Дата обезличена года отказ Администрации Раменского муниципального района Московской области МО Номер обезличен от Дата обезличена года был признан незаконным и необоснованным, за заявителем признанно право собственности на земельный участок площадью 644 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Раменское, ..., .... Отделом по Раменскому району управления Роснедвижимости по Московской области ей был выдан кадастровый паспорт земельного участка от Дата обезличена года Номер обезличен. Однако в кадастровом паспорте отсутствуют сведения о категории земель и виде разрешенного использования указанного земельного участка. В ответ на ее обращение в Администрацию Раменского муниципального района сообщалось, что в связи с тем, что земельный участок расположен в границах городского поселения Раменское, категория земель испрашиваемого земельного участка - земли населенных пунктов, а также было сообщено, что вид разрешенного использования земельного участка устанавливается в соответствии со ст. 1 ЗК РФ при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет без проведения публичных слушаний и дополнительных постановлений органа местного самоуправления. На обращение в Отдел по Раменскому району управления Роснедвижимости по Московской области о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о категории земель - земли населенного пункта и виде разрешенного использования земельного участка, заявителю было сообщено, что установление категорий земель и вида разрешенного использования земельного участка в компетенцию отдела по Раменскому району не входит. Считает, что данный отказ противоречит действительности, поскольку ответ Администрации Раменского муниципального района Московской области от Дата обезличена года содержит сведения о категории земель - земли населенных пунктов. Кроме того, при подготовки документов в Дата обезличена году для обращения в суд, Отделом по Раменскому району управления Роснедвижимости по Московской области был выдан ответ на запрос, в котором указан вид разрешенного использования земельного участка - для ведения подсобного хозяйства. Указывает, что в связи с отсутствием в кадастровом паспорте земельного участка сведений о категории земель и виде разрешенного использования, не может зарегистрировать в установленном законом порядке свое право собственности на указанный земельный участок (л.д. 3-5). В судебном заседании Куракина В.И. доводы заявления поддержала.
Заинтересованное лицо- Администрация Раменского муниципального района, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом(л.д.42-43), представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд в известность не поставил.
Заинтересованное лицо-Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ( Управление Росреестра по Московской области) в представленном письменном отзыве (л.д. 47-48) возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что в соответствии с п.2 ст.16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.13-20 ч. 2 ст. 7 указанного ФЗ сведений (далее также учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в п.10 ч. 2 ст. 7 указанного ФЗ (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в п.21 ч.2 ст. 7 указанного ФЗ (далее- учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено ФЗ, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с ФЗ для осуществления такого учета документов (далее необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Однако Куракина В.И. не обращалась в орган кадастрового учета с надлежащим заявлением. Следовательно, надлежащего отказа для оспаривания действий территориального отдела заявительница так же не получала. В данном случае заявительницей обжалуются действия, которые отдел не совершал. Ст. 22 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" четко регламентирован состав необходимых для кадастрового учета документов. Для внесения сведений о категории и виде разрешенного использования земельного участка в соответствии с п.8, 9 ч.1 ст.22 ФЗ заявитель должен представить: - копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в п.13 ч.2 ст.7 указанного ФЗ сведений о земельном участке); - копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в п. 14 ч. 2 ст. 7 указанного ФЗ сведений). В соответствии с п.8 ст. 15 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органом местного самоуправления должен быть принят нормативный акт, содержащий сведения о категории и виде разрешенного использования земельных участков и в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в п.7, 13, 14, 15 или 16 ч.2 ст. 7 указанного ФЗ кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения(л.д. 47-48 ). В судебном заселении представитель Управления Росреестра по Московской области по доверенности (л.д. 39 ) Шунько С.М. указанные возражения поддержала, одновременно пояснив, что сам по себе факт нахождения земельного участка на территории г. Раменское не может свидетельствовать о принадлежности участка именно к землям поселений, поскольку в границах городского поселения могут быть земли промышленности, земли обороны и т.д. В настоящее время отсутствует генплан застройки г. Раменское, определяющий содержание и границы территориальных зон, что лишает Управление возможности самостоятельно определить к какой именно категории земель, а также с каким видом разрешенного использования относится спорный участок. Для внесения необходимых изменений в ГКН, о которых указывает Куракина В.И., ей необходимо представить в Управление Росреестра заявление по установленной законом форме и постановление органов местного самоуправления об отнесении участка к конкретной категории земель с разрешенным видом использования, чего в данном случае сделано не было.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, в силу ст.257ГПК РФ, постановлено рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица-Администрации Раменского муниципального района, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав доводы заявителя, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, полагает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Раменского городского суда от Дата обезличена года по гражданскому делу Номер обезличен за Куракиной В.И. было признанно право собственности на земельный участок площадью 644 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Раменское, ..., ... л.д.15-16). Отделом по Раменскому району управления Роснедвижимости по Московской области ей был выдан кадастровый паспорт земельного участка от Дата обезличена, в котором отсутствуют сведения о категории земель и виде разрешенного использования указанного земельного участка (л.д. 17). Дата обезличенаг. Куракина В.И. обратилась в Отдел по Раменскому району Управления Роснедвижимости по Московской области с заявлением о внесении в кадастровый паспорт принадлежащего ей земельного участка сведений согласно прилагаемых документов. В числе приложений ею были представлены свидетельство на дом, письмо администрации и решение суда о праве собственности на землю (л.д. 50). Правоустанавливающий документ – решение суда сведений о категории и разрешенном виде использования участка не содержит (л.д.15-16). Сообщение администрации об отсутствии необходимости установления категории и вида разрешенного использования участка (л.д.7) правоустанавливающим документов не является и сведений установленной формы о категории и виде разрешенного использовании участка не содержит. Дата обезличенаг. Отделом по Раменскому району Управления Роснедвижимости по Московской области было сообщено Куракиной В.И., что в соответствии с п.8, 9 ч.1 ст. 22Ф « О государственном кадастре недвижимости», для внесения в ГКН интересующих ее сведений, необходимо представить документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом установление категории земель и вида разрешенного использования земельного участка. Заявителю также разъяснялось, что установление категорий земель и вида разрешенного использования земельного участка в компетенцию отдела по Раменскому району не входит (л.д. 9).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регламентируются ФЗ «О государственном кадастровом учете недвижимости». Постановка на учет и снятие с учета объектов недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 13 - 20 ч. 2 ст. 7 указанного ФЗ сведений осуществляется, если иное не установлено ФЗ, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным ФЗ для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений- ФОРМЫ ЗАЯВЛЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРОВОМ УЧЕТЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА УТВЕРЖДЕНЫ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 20 февраля 2008 г. N 34. Как усматривается из материалов дела, заявление Куракиной В.И. л.д. 50) не соответствовало установленной форме.
Согласно ч.5 ст. 4 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В силу п.8,9 ч. 1ст. 22 указанного ФЗ, в состав необходимых для кадастрового учета документов входит в том числе, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений).
Представленный заявителем, в числе приложений к заявлению, правоустанавливающий документ- решение суда сведений о категории и разрешенном виде использования участка не содержит (л.д.15-16), сообщение администрации об отсутствии необходимости установления категории и вида разрешенного использования участка (л.д.7) актом органа местного самоуправления, устанавливающим категорию и вид разрешенного использования земельного участка не является, и сведений о разрешенном использовании участка не содержит. Ранее выданное сообщение о нормативной стоимости испрашиваемого участка (л.д.8), на которое в настоящее время ссылается заявитель, являлось ответом на запрос адвоката и также не является документом, устанавливающим в соответствии с ФЗ вид разрешенного использования участка.
В силу п.8 ч.1 ст. 1 ЗК РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу ч.4 ст. 5 указанного ФЗ, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Таким образом, в полномочия органов кадастрового учета относительно категории и вида разрешенного использования земельного участка входит внесение сведений, утвержденных уполномоченными на то законом органами.
Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, (ст. 14) и порядок информационного взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости ( ст. 15 ) установлены ФЗ « О государственном кадастре недвижимости». В силу указанного ФЗ, орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. Согласно п.11 ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРИ ВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008г. № 618, орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета следующие документы:
выписка из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов);
выписка из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
В настоящем судебном заседании представитель Управления Росреестра по Московской области ссылалась на то, что существующим генпланом городского поселения Раменское утверждена лишь внешняя граница городского поселения, что лишает возможности однозначно определить, находится ли спорный участок на землях обороны, промышленности или населенного пункта, к какому виду разрешенного использования он относится.
Согласно ст. 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно п.5 ч.1 ст. 4 ФЗ «О введении в действие ГрК РФ», вплоть до принятия в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
РЕШЕНИЕМ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ РАМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 21 февраля 2007 г. N 2/10-СД был утвержден Генеральный план городского поселения Раменское (в ред. решения Совета депутатов Раменского муниципального района МО от 31.10.2007 N 10/22-СД), содержащий описание границы г. Раменское. Правила землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, отсутствуют. Поскольку Генеральный план городского поселения Раменское содержит лишь описание внешней границы г. Раменское, без описания планировки территории, внесение в ГКН указанных Куракиной В.И. сведений возможно лишь при предоставлении заявителем соответствующих документов об установлении вида разрешенного использования ее земельного участка и категории земель.
Главами 23, 25 ГПК РФ регламентирован порядок ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ должен доказать орган, чьи действия оспариваются; 2) нарушение прав и охраняемых законом интересов гражданина оспариваемыми действиями ( бездействиями).
Указанная правовая позиция подтверждается разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ. Так, в п.28 Постановления от 10.02.2009г. № 2 « О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ» Верховный Суд РФ разъяснил, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом не установлено наличие одновременно двух условий, необходимых для признания незаконными оспариваемых действий ( бездействий), в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению. Указанный вывод суда основан на следующем:
В обоснование доводов заявления, Куракина В.И. ссылалась на то, что отсутствие в кадастровом паспорте участка сведений о категории и виде разрешенного использования лишает ее возможности в установленном порядке зарегистрировать свое право собственности на земельный участок. Однако в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, ни доказательств обращения с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, ни доказательств отказа в государственной регистрации заявителем не представлено. Из материалов дела усматривается, что право собственности на спорный земельный участок было признано за Куракиной В.И. решением Раменского городского суда от Дата обезличенаг., указанное решение вступило в законную силу л.д. 15-16). Согласно ст. 17 ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.
На основании изложенного, принимая во внимание, что поданное Куракиной В.И. заявление о внесении изменений в сведения ГКН не соответствует утвержденной форме, а также учитывая, что при подаче указанного заявления ею не было представлено документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, основания для признания отказа Раменского отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области Номер обезличен от Дата обезличенаг. незаконным отсутствуют, в связи с чем, не имеется и оснований для возложения на Управление Росрееста по Московской области (правопреемника Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области) обязанности по внесению в ГКН указанных заявителем сведений.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявления надлежит отказать.
Руководствуясь ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст.ст. 194- 199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Куракиной Валентины Ивановны о признании отказа Раменского отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области Номер обезличен от Дата обезличенаг. незаконным, необоснованным, обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о категории земель- земли населенного пункта и виде разрешенного использования земельного участка- для ведения подсобного хозяйства в отношении земельного участка площадью 644 кв.м., с кадастровым номером Номер обезличен, расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, ..., ...,- отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд в 10-дневный срок.
Федеральный судья