ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И ЕДата обезличена г. г. Раменское
Раменский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Ермиловой О.А., при секретаре судебного заседания Коротковой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-874/10 по иску Аношкина В.В. к Территориальному управлению Росимущества в Московской области, ФГУ «...» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально истцы ФИО1 и Аношкин В.В. обратились в суд с иском о признании права собственности в порядке приватизации ( по ? доле за каждым) на жилое помещение – квартиру Номер обезличен расположенную по адресу: Московская область, Раменский район, ..., ..., ....
В обоснование своих требований указали, что они в спорной квартире Номер обезличен расположенной по вышеуказанному адресу постоянно проживают и зарегистрированы, жилое помещение было предоставлено ФИО1 на основании ордера Номер обезличен от Дата обезличена г. Дом Номер обезличен по ... Раменского района является федеральным имуществом, который закреплен на праве оперативного управления за ФГУ «...» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Они письменно обращались к ответчику с просьбой дать согласие на приватизацию квартиры Номер обезличен, на что ответа не получили. Полагают, что поскольку спорная квартира никогда не была служебной, то в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», они имеют право на приватизацию данного жилого помещения.
Истица ФИО1 умерла Дата обезличена г. Определением суда от Дата обезличена г. была произведена замена стороны на правопреемника – Аношкина В.В. л.д. 78).
В судебном заседании истец и его представитель Аношкина С.В. по доверенности л.д. 49) иск поддержали.
Ответчик- представитель ТУ ФАУГИ по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Ответчик: представитель ФГУ «...» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Панкова И.М. по доверенности л.д. 73) в судебном заседании по иску возражала, указав, что жилое помещение не является муниципальным, передача его в муниципальную собственности еще не состоялась.
Суд, заслушав сторон, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, жилое помещение по адресу: Московская область, Раменский район, ..., ..., ..., ... было предоставлено ФИО1 на основании ордера Номер обезличен от Дата обезличена г. на ее семью, в том числе ... Аношкина В.В. л.д. 8).
Согласно справки по месту жительства от ФГУ «...» от Дата обезличена г. и выписке из домовой книги ФИО1 и Аношкин В.В. зарегистрированы и проживали по ... (Аношкин В.В. проживает и зарегистрирован) л.д. 9-11).
Судом установлено, что письменный договор социального найма с истцами не заключался, однако фактически они выполняли в полном объеме все обязательства нанимателя жилого помещения: оплачивали коммунальные услуги и квартплату, что подтверждается выпиской из лицевого счета л.д. 20), приказами о перерасчете квартплаты и оформлении договора соц. найма л.д. 23-24).
Истцы письменно обращались к ответчику с просьбой дать согласие на приватизацию квартиры Номер обезличен, на что положительного ответа не получили л.д. 25).
Объект недвижимости: жилой 12-ти квартирный дом Номер обезличен по ... Раменского района Московской области значится в реестре федерального имущества и закреплен на праве оперативного управления за ФГУ «...» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», что подтверждено свидетельством о гос. регистрации права, выпиской из реестра федерального имущества л.д. 27, 81).
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации № 1541-1 от 04.07.1991г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других приравненных к ним сельскохозяйственных предприятий, а также коммунальные квартиры.
Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение дом Номер обезличен по ... Раменского района Московской области не является служебным, жилой дом в настоящее время находится в оперативном управлении ФГУ «...» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», является ведомственным и не относится к жилым помещениям, не подлежащим приватизации, исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 4 вышеуказанного Закона.
На момент рассмотрения дела в суде в спорной квартире Номер обезличен зарегистрирован и постоянно проживает истец Аношкин В.В., ФИО1 умерла Дата обезличена г. Аношкин В.В. является единственным наследником умершей матери л.д. 63-68).
Суд соглашается с мнением истца о том, что право бесплатно приватизировать жилое помещение им не было реализовано, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено семье истца ещё до принятия Закона Российской Федерации № 1541-1 от 04.07.1991г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в котором истец постоянно проживает и зарегистрирован с Дата обезличена г., выполняя права и обязанности нанимателя жилого помещения, вытекающие из договора социального найма (ст.ст.67,68 ЖК РФ). Кроме того, согласно сведений из БТИ и из ЕГРП истец не имеет в собственности иного жилого помещения л.д.82-83).
Право собственности на спорную ... не зарегистрировано, имеется выписка из ЕГРП л.д. 38).
На основании сведений их тех. паспорта БТИ – ... комнатная квартира Номер обезличен имеет общую площадь ... кв.м., в том числе жилую ... кв.м. л.д. 39-43).
В силу ст.18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности, либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий и оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственно ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений либо в ведение органов местного самоуправление поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Суд считает, что между истцом и собственником жилого помещения, сложились отношения, характерные для договора социального найма, поскольку по положениям действовавшего в то время ЖК РСФСР возможно было заключение только договора социального найма, в том числе и в отношении жилья, находящегося в ведомственном фонде. Поскольку в судебном заседании установлено, что спорная квартира была предоставлена истцу (правопредшественнику истца) в соответствии с действующим на тот момент законодательством, суд полагает, что в данном случае не имеет правового значения то, что имеющийся между сторонами договор социального найма жилья не облекался в письменную форму.
Судом также установлено, что спорный жилой дом Номер обезличен по ... Раменского района, состоящий в настоящее время на балансе ФГУ «...», является ведомственным жильем.
Таким образом, в силу специальных указаний закона, граждане, проживающие по договору найма в жилых помещениях ведомственного фонда, сохраняют свои жилищные права, в том числе и право на приватизацию занимаемого жилого помещения и после перехода государственных учреждений, в ведении которых находятся соответствующие жилые помещения, в иную форму собственности.
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно и обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со ст.8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Оценив в совокупности приведенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании за ним права собственности в порядке приватизации на квартиру Номер обезличен, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст.ст. 56, 61,194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Аношкина В.В. удовлетворить.
Признать за Аношкиным В.В. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру Номер обезличен общей площадью ... кв.м., в том числе жилой ... кв.м. расположенную по адресу: Московская область, Раменский район, ..., ..., ....
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Мособлсуд с подачей кассационной жалобы через Раменский городской суд.
Судья: