Именем Российской Федерации
Дата обезличена г. г. Раменское
Раменский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Криволапова Д.В.,
с участием помощника Раменского городского прокурора Симкина В.А.,
при секретаре Мироновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2964/10 по иску Раменского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «сельское поселение ...» об обязании совершить действия,
у с т а н о в и л :
Раменский городской прокурор обратился в суд с иском к муниципальному образованию «сельское поселение ...» Раменского района Московской области об обязании совершить действия, а именно, обязать Администрацию сельского поселения ... Раменского муниципального района Московской области составить в установленном законом порядке декларацию безопасности гидротехнического сооружения - плотины, расположенной в ... сельского поселения ... Раменского муниципального района Московской области, определить величину финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, застраховать риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что муниципальное образование «сельское поселения ... Раменского муниципального района Московской области» имеет в собственности гидротехническое сооружение, а именно: плотину общей площадью ... кв.м., расположенной по адресу: Московская область, Раменский район, ..., .... При этом администрацией сельского поселения ... не обеспечено соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, установленных федеральным законодательством.
Администрацией сельского поселения ... Раменского муниципального района Московской области не составлена декларация безопасности гидротехнического сооружения, не получено разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения, не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности, не застрахован риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения л.д.2-4/.
Представитель ответчика – муниципального образования «сельское поселение ...», копия искового заявления которому направлена в установленном законом порядке л.д.11/, письменных возражений по иску прокурора не представил.
В судебном заседании помощник Раменского городского прокурора Симкин В.А. поддержал доводы искового заявления, указал, что в процессе проведенной прокуратурой проверки выявлен ряд фактов несоблюдения муниципальными образованиями, являющимися собственниками гидротехнических сооружений, требований законодательства об обеспечении безопасности их эксплуатации, что не позволяет оценить степень их защищенности от аварий и чрезвычайных ситуаций, тем самым определить уровень их опасности для жизни, здоровья и законных интересов граждан, окружающей среды и хозяйствующих субъектов.
Представитель ответчика – муниципального образования «сельское поселение ...», извещенный о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке л.д.14/, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суд в известность не поставил, не просил рассматривать дело в его отсутствие.
На основании ч. 4 ст. 167 ГПКРФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав доводы представителя прокуратуры, проверив представленные доказательства, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что муниципальное образование – сельское поселение ... создано в структуре Раменского муниципального района Московской области Дата обезличена г. с постановкой на учет в налоговых органах л.д.9/. Главой муниципального образования избран ФИО1 л.д.7/, вступивший в должность Дата обезличена г. л.д.8/.
В собственности ответчика находится гидротехническое сооружение – плотина общей площадью ... кв.м, расположенная в ... Раменского района Московской области, что находит свое подтверждение в выписке из Реестра муниципальной собственности сельского поселения .... Балансодержателем сооружения является казна сельского поселения л.д.10/.
Согласно ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Пунктами 8, 23, 26 статьи 14 указанного закона к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что не составлена декларация безопасности гидротехнического сооружения, не получено разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения, не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности, не застрахован риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Акт проверки подписан Главой администрации сельского поселения без замечаний л.д.5-6/.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 19.05.2010) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса. В соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона на стадии эксплуатации собственник гидротехнического сооружения составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Собственник гидротехнического сооружения представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, каковым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.10.1997 № 1320 (ред. от 30.11.2009) «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений» является орган государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.
Также статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О безопасности гидротехнических сооружений» риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения.
Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.
Согласно статье 17 указанного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876 величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее именуется - вероятный вред).
Расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.
Документов, подтверждающих тот факт того, что администрация сельского поселения ... соблюдает требования вышеуказанного законодательства, при проведении проверки представлено не было.
Неисполнение муниципальным образованием требований федерального законодательства и иных нормативных правовых актов влечет за собой невозможность оценить безопасность данного гидротехнического сооружения, а также оценить его защищенность от аварий и чрезвычайных ситуаций, что не исключает создания угрозы причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения
Учитывая изложенное и руководствуясь Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О безопасности гидротехнических сооружений», Постановлениями Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303, от 23.05.1998 № 490, от 18.12.2001 № 876, ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Раменского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения ... Раменского муниципального района Московской области в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу составить в установленном законом порядке декларацию безопасности гидротехнического сооружения - плотины, расположенной в ... сельского поселения ... Раменского муниципального района Московской области, определить величину финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, застраховать риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Председательствующий
судья Криволапов Д.В.