РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена г. г. Раменское
Раменский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Липилиной О.А.,
при секретаре Казанцевой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2563/10
по заявлению Кругловой Н.А. о признании отказа Территориального отдела по Ногинскому району Управления Росреестра по Московской области во внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учённом земельном участке незаконными и обязании внести сведения о ранее учтённом земельном участке в государственный кадастр недвижимости,
У с т а н о в и л:
Круглова Н.А. обратилась в суд с заявлением о признании действий Территориального отдела по Ногинскому району Управления Росреестра по Московской области выразившихся в отказе во внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке незаконными и обязании на основании заявлении от Дата обезличена г. Номер обезличен внести сведения о ранее учтённом земельном участке в государственный кадастр недвижимости. В обосновании заявленных требований указала, что Дата обезличена г. её поверенной Грищенко Е.Г. было направлено заявление в Территориальный отдел по Ногинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области о внесении в ГКН сведений о ранее учтённом земельном участке на основании представленного в подлинного экземпляра Решения Исполкома ... сельского Совета народных депутатов от Дата обезличена г. «О предоставлении в собственность земельных участков под индивидуальную застройку в ...». Дата обезличена г. поверенным было получено Решение Номер обезличен об отказе во внесении в ГКН сведений о ранее учтённом земельном участке на основании п. 2 ч ст.27 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон «О государственном кадастре недвижимости») с рекомендацией о доработке представленных документов, где указано, что заявителю необходимо представить в Управление Роснедвижимости помимо оригинала Решения исполком архивную выписку из этого Решения. Заявитель считает отказ во внесении изменений в ГКН незаконным, нарушающим её права и интересы, поскольку е созданы препятствия в оформлении и регистрации права собственности на предоставленный земельный участок. Заявитель считает, что рекомендация о доработке представленных документов противоречит действующему законодательству, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 21 Закона о кадастре орган кадастрового учёта не вправе требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных Законом о кадастре. Согласно п.2 ст.22 Закона о кадастре, представление копии не требуется, если заявитель лично представляет соответствующий документ в подлиннике. Кроме этого, приказ Минюста РФ от 20 февраля 2008 г. N 35 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», на который есть ссылка в решении об отказе во внесении в ГКН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости от Дата обезличена г. признан утратившим силу. Действующий в настоящее время нормативный акт устанавливающий порядок ведения государственного кадастра недвижимости утверждён приказом Министерства экономического развития РФ от 04 февраля 2010 г. N 42, где также прямо предусмотрено, что Решение о внесении сведен в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления правообладателя и документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания. Представленное в Управление Роснедвижимости Решение исполкома ... сельского Совета народных депутатов от Дата обезличена г. является правоустанавливающим документом в отношении выделенного под индивидуальную жилую застройку земельного участка .... Заявитель считает, что в соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае когда это прямо указано в законе. П. 9 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» императивно установлено, что Государственные акты, свидетельства и другие документы удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записям в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В связи с чем заявитель считает, что требование о представлении архивной выписки из решения исполкома при том, что в Управление Роснедвижимости был представлен подлинник этого решения, не основано на законе, является излишним и свидетельствует о превышении полномочий со стороны должностных лиц. Также указала, что в силу реализации положений Указа Президента РФ № 18 от 25 декабря 2008 г. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимое (Роснедвижимость) упразднено, его правопреемником, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является настоящее время Федеральная служба государственной регистрации, кадастра картографии (Росреестр). В связи с этим заявителем обжалуются действия территориального органа по Ногинскому району Управления Росреестра по Московской области.
Заявитель Круглова Н.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещалась надлежащим образом через представителя л.д. 27, 28).
Представитель заявителя Грищенко Е.Г., действующая на основании доверенности л.д. 28) в судебном заседании заявление поддержала, просила удовлетворить.
Орган, чьи действия обжалуются, Территориальный отдел по Ногинскому району Управления Росреестра по Московской области явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом л.д. 27, 11), причин не явки представителя суду не сообщил. Ранее в ходе судебного разбирательства представил письменные объяснения по делу л.д. 14, 15-17). В обоснование возражений указал, что Дата обезличена г. в отдел по Ногинскому району Управления Роснедвижимости Московской области поступило заявление о внесении в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о ранее учтённом земельном участке от заявителя Кругловой Н.А.. Заявление было зарегистрировано за Номер обезличен. В качестве документа, прилагаемого к заявлению на внесение сведений в ГКН, был представлен оригинал решения Исполнительного комитета ... сельского Совета народных депутатов Ногинского района Московской области, что соответствует Закону «О государственном кадастре недвижимости». Однако, в представленном решении отсутствует один из важных реквизитов документа, а именно номер. В соответствии со ст. 16 Закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется, если иное не установлено настоящим законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Указали, что в форме заявления для внесения сведений в ГКН в п. 4 в графе, предусматривающей предоставление документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданный уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания (наименование органа оформившего данный документ, дата и реквизиты документа), четко прописана необходимость в наличие реквизита документа. В представленном заявителем документе данный реквизит, а именно номер решения исполкома, отсутствует. Кроме этого, Дата обезличена г., было вынесено дополнительное решение к оспариваемому. Дополнительное решение доказывает правомерность вынесенного ранее отказа во внесении сведений в ГКН. Согласно поступившему в адрес отдела письму Администрации Ногинского муниципального района Московской области от Дата обезличена г. Номер обезличен, ... сельским Советом народных депутатов Ногинского района Дата обезличенаг. решение о предоставлении земельных участков под индивидуальную застройку в ... не принималось. В архиве Администрации Ногинского муниципального района Московской области оригинал указанного решения отсутствует. В п.2 представленного решения исполкома, говориться об утверждении дополнения к договору от Дата обезличенаг. к договору Номер обезличен от Дата обезличена г. между исполкомом Кудиновского сельского Совета и АТОО "...", из чьих земель и выделялся земельный участок заявителю. Считают, что Дата обезличена г. за Номер обезличен исполнительным комитетом ... сельского совета народных депутатов Ногинского района Московской области было принято решение об утверждении договора и дополнения к нему. В приложение к дополнению к договору от Дата обезличена г. указан список граждан, за которыми дополнением к договору Номер обезличен от Дата обезличенаг. закреплены земельные участки. Однако, в архиве отдела храниться постановление главы Администрации Ногинского района Московской области от Дата обезличена г. Номер обезличен «О прекращении прав пользования на землю», принятое в соответствии с решением Арбитражного суда Московской области от Дата обезличена г. по делу Номер обезличен.
Учитывая, что в соответствии с п.2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса РФ, неявка в судебное заседание представителя органа государственной власти, не является препятствием к рассмотрению заявления судом протокольным определением суда определено рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из положений ч.1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст.1 Закона РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее - Закон) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов и органов местного самоуправления нарушены его права и свободы.
К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, которые могут быть обжалованы в суд, согласно положениям ст.2 Закона, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы гражданина созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов, если оно повлекло за собой перечисленные последствия.
При этом, в согласно требованиям ст. 6 Закона РФ, на государственные органы, органы местного самоуправления, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
В соответствии с положениями ст. 3 Закона «О государственном кадастре недвижимости», ст. 4 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Ведение государственного земельного кадастра» утверждённого приказом Минэкономразвития РФ от 12 июля 2007 г. № 235, Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утвержденному приказом Минэкономразвития РФ от 21 февраля 2006 г. N 47, государственная функция по предоставлению государственной услуги по проведению государственного кадастрового учёта исполняется должностными лицами и специалистами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, его территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации и территориальных отделов Управлений.
Указанные органы государственной исполнительной власти осуществляют свои полномочия в порядке и пределах установленных Закона «О государственном кадастре недвижимости».
С Дата обезличена г. в соответствии с реализацией положений Указа Президента РФ № 1847 от 25 декабря 2008 г. «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) упразднено, а его правопреемником, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (п.5 Указа).
В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Пунктами 2 и 3 вышеуказанной статьи установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Согласно п. 8 ст.27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании п. 2 ч. 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Отказывая во внесении в ГКН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, в решении от Дата обезличена г. Номер обезличен территориальный отдел по Ногинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области (в настоящее время территориальный отдел по Ногинскому району Управления Росреестра по Московской области) указал, что представленный к заявлению о внесении в ГКН сведений о ранее учтённом земельном участке документ по форме и содержанию не соответствует действующему законодательству, а именно в решении ... с/с народных депутатов Ногинского района Московской области от Дата обезличена г. «О предоставлении земельных участков под индивидуальную застройку в ...» нет номера решения, а также указал основанием к отказу п.2 ч. 2. ст. 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с положениями п.2. ч.2. ст. 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закон.
Закон «О государственном кадастре недвижимости» не содержит требований к форме и содержанию актов органов местного самоуправления, поэтому отказ по основанию отсутствия регистрационного номера в представленном документе не правомерен.
Рекомендация о доработке, представленных документов указанная в решении от Дата обезличена г. Номер обезличен противоречит требованиям ст.21 Закона «О государственном кадастре недвижимости» устанавливающей порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учёта, а именно ч. 4 данной статьи, которая предусматривает, что орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представления документов, не установленных настоящим законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона «О государственном кадастре недвижимости» представление архивных копий правоустанавливающих документов не требуется, если заявитель или его представитель лично представляет в орган кадастрового учета соответствующий документ в подлиннике.
Кроме этого, ссылку в обжалуемом решении на приказ Минюста РФ от 20 февраля 2008 г. N 35 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» суд также считает не законной, поскольку приказом Минюста РФ от 24 марта 2010 г. N 67 (зарегистрирован в Минюсте РФ 31 марта 2010 г. N 16770) он признан утратившим силу и соответственно на момент принятия обжалуемого решения являлся не действующим.
Таким образом судом установлено, что обжалуемое решение Территориального отдела по Ногинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области от Дата обезличена г. Номер обезличен нарушает законные права заявителя, не основаны на законе и препятствуют дальнейшему оформлению заявителем права собственности на земельный участок, поскольку в силу требований Федерального закона от 21 июля 1997 г. N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на объект недвижимости не могут быть зарегистрированы установленном порядке, если объект недвижимости не идентифицируете государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Законом «О государственном кадастре недвижимости» его государственного учета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать решение территориального отдела по Ногинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области Номер обезличен от Дата обезличена г. об отказе Кругловой Н.А. во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости незаконным.
Обязать территориальный отдел по Ногинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на основании заявлений Кругловой Н.А. от Дата обезличена г. Номер обезличен, решения Исполнительного комитета ... сельского Совета народных депутатов Ногинского района Московской области от Дата обезличена года «О предоставлении в собственность земельных участков под индивидуальную застройку в ...» внести сведения о ранее учтённом объекте недвижимости земельном участке в Государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд в течение 10-ти дней со дня составления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Раменский городской суд Московской области.
Судья О.А. Липилина