РЕШЕНИЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Раменское
Раменским городским судом Московской области
в составе председательствующего судьи Липилиной О.А.,
при секретаре Казанцевой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2279/10 по исковому заявлению Молодцова В.В. к Администрации сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области, Администрации Раменского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании предоставить жилое помещение.
Установил:
Молодцов В.В. обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области о признании отказа в постановке на учёт по улучшении жилищных условий его и членов его семьи недействительным, обязании поставить его и членов его семьи на учёт по улучшению жилищных условий, обязании предоставить до ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение площадью соответствующей социальным нормам. В обоснование требований истец указал, что является участником Великой Отечественной войны, ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о поставке его и его семьи на учёт по улучшению жилищных условий и предоставлении жилья по договору социального найма в связи с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 г. № 174. Ответчик отказал истцу в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилой площади и указал, что у истца и членов его семьи имеется площадь для проживания <...> кв.м. на 7 человек, а в соответствии с Решением Совета Депутатов сельского поселения <...> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ установлена учётная норма в размере <...> кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Истец считает данный отказ не обоснованным, поскольку в соответствии с вышеуказанным Указом на ветерана ВОВ полагается <...> кв.м. жилья, исходя из общей площади на человека, таким образом, его семье полагается по нормам сельского поселения <...> <...> кв.м.. Также указал, что ответчик не верно приплюсовал к жилой площади семьи истца жилой дом, принадлежащий <...> ФИО2 общей площадью <...> кв. м., так как в нём нельзя проживать круглогодично и он не соответствует социальным и санитарным нормам для проживания, участок на котором стоит дом выдавался для ведения личного подсобного хозяйства и строения стоящее на нём может использоваться для проживания только в летнее время.
При проведение подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Раменского муниципального района Московской области (л.д. 55).
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно уточнял исковые требования и дополнял их основания (л.д. 50, 149-150). В соответствии с уточненными исковыми требованиями истец просит: признать отказ Администрации сельского поселения <...> в постановке на учёт по улучшению жилищных условий недействительным; обязать Администрацию сельского поселения <...> постановить на учёт по улучшению жилищных условий в соответствии с Законом «О ветеранах»; обязать Администрацию Раменского муниципального района Московской области предоставить жилую площадь соответствующую социальным нормам в соответствии с Законом «О ветеранах» до 31 декабря 2010 г.
Истец Молодцов В..В. в судебное заседание не явился о месте и времени извещен надлежащим образом через своего представителя (л.д. 3, 154).
Представитель истца Мурашкин А.А. действующий на основании доверенности в судебном заседании уточненные исковые требования подержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Администрация сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 155-156, 157). Ранее в ходе судебного разбирательства представил возражения на иск (л.д. 61, 54). В обоснование возражений указал, что им было рассмотрено обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ <номер> о постановке на учет по улучшению жилищных условий, предоставляемом по договору социального найма поданное им на основании указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» по результатам которого выдан отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В соответствии с вышеупомянутым Указом, а также пп.3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» участники ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем… Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 Жилищного Кодекса РФ (далее – ЖК РФ). Данной нормой установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Решением Совета Депутатов сельского поселения <...> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма в размере <...> кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Из представленных истцом документов было установлено, что ему и членам его семьи на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение квартира общей площадью <...> кв.м., в квартире зарегистрировано по месту жительства 7 человек. Кроме этого дочери истца гр. ФИО2 на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью <...> кв.м. Суммарная площадь жилых помещений занимаемых истцом и членами его семьи составила <...> кв.м. и превысила установленную учётную норму площади.
Ответчик Администрация Раменского муниципального района Московской области в лице представителя Лавровой И.М. действующей на основании доверенности (л.д. 148) в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. В обоснование возражений указала, что истцу обосновано было отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, документов подтверждающих, что истец действительно является нуждающимся, к заявлению о постановке на учёт приложено не было.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив, представленные доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Исходя из положений ст. 12 и 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, а к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ, а порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен ст. 52 ЖК РФ. Ч. 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно положениям ч. 1, 3, 4 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) указано на необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон «О ветеранах»), за счёт средств федерального бюджета.
Закон Московской области от 26июля2006г. N125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (в ред. Законов МО от 28.12.2006 N 258/2006-ОЗ, от 13.07.2007 N 109/2007-ОЗ, от 30.05.2008 N 74/2008-ОЗ, от 27.12.2008 N 239/2008-ОЗ, от 24.04.2009 N 39/2009-ОЗ, от 17.07.2009 N 94/2009-ОЗ, от 28.12.2009 N 183/2009-ОЗ, от 09.04.2010 N 35/2010-ОЗ) (далее - Закон МО N125/2006-ОЗ) устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающих на территории Московской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
В соответствии с положениями ст. 1 Закона МО N125/2006-ОЗ учёт участников ВОВ нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Московской области N 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон МО N260/2005-ОЗ), с предъявлением документа, подтверждающего право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, указанных в ч. 1 настоящей статьи, признание их малоимущими не требуется.
Исходя из изложенного, для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении участника ВОВ, необходимо выяснить его нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Ст. 2 Закона МО № 260/2005-ОЗ установлено, что к заявлению о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении прилагается ряд документов.
Согласно ст. 3 Закона МО № 260/2005-ОЗ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, допускается в случаях, если: не представлены документы, предусмотренные ч. 3 ст. 2 настоящего Закона; представлены документы, не подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; имеются иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что истец Молодцов В.В. является участником ВОВ (л.д. 4-10, 105).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику Администрации сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области с заявлением о постановке на учёт по улучшению жилищных условий его семьи (л.д. 65).
ДД.ММ.ГГГГ Главой сельского поселения <...> истцу был дан ответ, согласно которому в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий было отказано в связи с превышением суммарной площади жилых помещений занимаемых семьей истца учётной нормы (л.д. 11. 62-63).
Истец и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 151).
Согласно выписке из домовой книги по вышеуказанной квартире, копий паспортов, копий свидетельства о заключении брака и свидетельств о рождении, акту проверки жилищных условий заявителя усматривается, что по вышеуказанному адресу зарегистрированы по месту жительства: истец Молодцов В.В., <...> ФИО1, <...> ФИО2 и ФИО3, а также <...> ФИО4, ФИО5, ФИО6 (л.д. 64, 87-105, 151).
Квартира <номер>, где зарегистрирован истец и члены его семьи, имеет общую площадь <...> кв.м. и принадлежит на праве общей совместной собственности истцу, <...> ФИО1 и <...> ФИО2 Указанное обстоятельства подтверждается копией договора на передачу квартиры в собственность (л.д. 71), копией выписки из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 74), а также копий свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 16, 77).
Согласно техническому паспорту жилого помещения (квартиры) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанная квартира имеет общую площадь <...> кв.м. (л.д. 12-15).
Члену семьи истца, а именно <...> ФИО2 также на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью <...> кв.м. расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 76, 81). Согласно свидетельству о праве собственности на вышеуказанный дом назначение данного жилого дома – жилое.
В соответствии с техническим паспортом на жилой дом, составленным ДД.ММ.ГГГГ общая площадь вышеуказанного жилой дома составляет <...> кв.м. (л.д. 17-26).
Решением Совета депутатов сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области <номер> от ДД.ММ.ГГГГ на территории сельского поселения <...> установлена учётная норма площади жилого помещения 10 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (л.д. 158).
Таким образом, на членов семьи истца (7 человек) приходиться <...>. Соответственно на каждого члена семьи истца приходиться <...> кв.м. (<...>), что больше учётной нормы утвержденной на территории сельского поселения.
Суд не может принять довод истца, что в состав семьи также входит несовершеннолетняя внучка ФИО7 (л.д. 60), поскольку из представленных истцом документов усматривается, что несовершеннолетняя с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 60об).
Суд также не может принять доводы истца о том, что жилой дом принадлежащей его дочери ФИО2 не пригоден для проживания. В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, созданная в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Однако заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания суду не представлено.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что отказ истцу в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий правомерен, поскольку суммарная площадь жилых помещений занимаемых семьей истца превышает утвержденную в сельском поселении учётную норму.
Соответственно у суда отсутствуют основания об обязании Администрации сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области поставить истца на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании Администрации Раменского муниципального района Московской области о предоставлении истцу жилого помещения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Молодцову В.В. в удовлетворении исковых требований к Администрации сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области, Администрации Раменского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании предоставить жилое помещение - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Раменский городской суд Московской области в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья О.А. Липилина