Решение по делу 2-2117/2010



Решение

Именем Российской федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Раменский городской суд Московской области

В составе: председательствующего судьи Уваровой И.А.

При секретаре Савостиной Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2117 по иску Михайловой Л.Е. к ГУ УПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области, 3-е лицо Комитет по образованию Администрации Раменского муниципального района о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

У с т а н о в и л:

Михайлова Л.Е. обратилась в суд с иском, которым просит признать недействительным решение Комиссии УПФ РФ № 15 об отказе в назначении ей досрочной пенсии недействительным; обязать включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <...>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <...>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в должности <...>, обязать назначить досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ (уточненный иск л.д.26,68,102). В обоснование требований указывает, что все должности являются педагогическими. На момент обращения с заявлением ее специальный стаж составлял более 25 лет, поэтому ответчик незаконном отказал ей в назначении пенсии.

В судебном заседании истица Михайлова Л.Е. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

Ответчик ГУ УПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области представитель по доверенности Пакаркина Е.И. возражала в удовлетворении иска. Пояснила, что должности, занимаемые истицей, а также учреждения, в которых она работала, не поименованы в Списке (подробные возражения л.д.79).

3-е лицо Комитет по образованию администрации Раменского района по доверенности Самсонов Н.А. Пояснил, что период работы истицы в должности <...> подлежит включению в специальный стаж, т.к. комбинат «<...>» имел на своей базе <...>. Должность <...> также может быть включена в стаж (письменное мнение л.д.89).

Суд, заслушав стороны, проверив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17.12.2001 (далее -Закон) право на назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие <...> деятельность в учреждениях <...>, независимо от возраста.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (далее - Списки), правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии (далее - Правила) при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим <...> деятельность в государственных и муниципальных учреждениях <...> утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 (далее - Списки).

Истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Управление с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с <...> деятельностью в учреждениях <...>. Решением <номер> от ДД.ММ.ГГГГ Михайловой Л.Е. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы (л.д.18-20).

Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что Михайлова Л.Е. работала:

- c ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 10 месяцев 10 дней) в должности <...>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <...>, с ДД.ММ.ГГГГ в должности <...> (6 лет 8 месяцев 5 дней).

Указанные должности не предусмотрены Списком.

Как указывается в Определении Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2008 года № 1056-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. ФИО1 на нарушение ее конституционных прав положениями подпункта 20 пункта 1, пункта 3 статьи 28 и статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в действующей системе пенсионного обеспечения
установление для лиц, осуществлявших <...> деятельность, льготных
условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и
предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся ранее
действовавшим пенсионным законодательством) направлено, главным образом,
на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее
достижения общеустановленного пенсионного возраста, поэтому право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой
работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными
психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером
профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с
воспитанием детей (педагогической деятельности); при этом учитываются
также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц,
работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам
деятельности учреждениях, организациях или их структурных подразделениях.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации). Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных

критериев оценки характера груда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и, в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

Законодательство, действовавшее в период работы истицы в качестве <...>, <...> (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", его статья 58, и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров Союза ССР от 17 декабря 1959 года N 1397, Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", его статьи 80,83 и Список профессий и должностей работников <...> деятельность которых в <...> и других учреждениях <...> дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (утв. постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 « Об утверждении списка профессий и должностей работников <...> деятельность которых в <...> и других учреждениях <...> дает право на пенсию за выслугу лет»), не предусматривало право <...> на назначение пенсии за выслугу лет.

C ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (ДД.ММ.ГГГГ) истица работает в должности <...>.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ <номер> следует, что истица работала по совместительству в <...> (впоследствии <...>): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев) в должности <...>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев) - в должности <...>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев) в должности <...>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев) в должности <...>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 месяцев) в должности <...>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 месяца 19 дней) в должности <...> (л.д.14).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ <номер> истица работала в <...> по совместительству с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.15).

Должность «руководитель кружка» не предусмотрена Списком.

Ранее действовавшее постановление СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников <...> деятельность которых в <...> и других учреждениях <...> дает право на пенсию за выслугу лет» допускало зачет в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы во <...> учреждениях в должности <...>. Приказом Министерства просвещения СССР от 14.11.1986 № 227 «Об утверждении номенклатуры <...> учреждений» было определено, что к <...> учреждениям относился <...>.

Приказом Министерства образования РФ от 25 января 1993 г. N 21 должности <...> переименованы в <...>, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.

Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истицы, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, наряду с должностью "<...>" сохранено и прежнее название должности "<...>".

Выше изложенное подтверждено Определением Конституционного суда РФ от 25.12.2008 года № 1056-О-О, а также Обзором законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 4 квартал 2009 года (Определение от 19.11.2009 № 16-В09-15)

Таким образом, периоды работы истицы в <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по совмещению в должности <...>) не могут быть зачтены в специальный стаж работы истицы. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ <номер> с ДД.ММ.ГГГГ <...> был ликвидирован и создан <...>.

Из справки <номер> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности <...> (л.д.115). По данным о стаже (л.д.114) этот период учтен бесспорно, за исключением 15 дней нахождения на курсах повышения квалификации (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

В этот период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) истица также работала по совместительству в <...> в должности <...> (л.д.14,51).

Наименование должности «<...>» предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.

Наименование учреждения «<...>» не предусмотрен указанным Списком. Между тем, в нем содержится наименование учреждения <...> Суд полагает, что неточное наименование <...> учреждения не может влиять на пенсионные права истицы, поскольку данное обстоятельство от нее не зависит.

Таким образом, период работы истицы в должности <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 22 дня) подлежит включению в <...> стаж истицы.

Из выше изложенного следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица направлялась на курсы повышения квалификации.

Как указывается в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года (утвержден постановлением Президиума ВС РФ от 7 и 14 июня 2006 года), Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Однако в ходе судебного разбирательства истицей вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств в подтверждение того, что ей в период нахождения на курсах повышения квалификации начислялась заработная плата и работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Напротив, в справке <номер> от ДД.ММ.ГГГГ работодатель (<...>) указывает данный период как не подлежащий включению в специальный трудовой стаж (л.д.131).

При таких обстоятельствах, по мнению суда, истице обоснованно отказано во включении периода нахождения на курсах повышения квалификации в льготный стаж.

Согласно акту документальной проверки от ДД.ММ.ГГГГ <номер> (л.д.139), сведениям индивидуального (персонифицированного) учета (л.д.140-145), истица в период работы в должности <...> в <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не вырабатывала ставку.

Между тем, согласно п. 4 Правил, начиная с ДД.ММ.ГГГГ периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в саж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (<...>), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Одновременно в указанные периоды работы истица работала по совместительству в должности <...> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (с ДД.ММ.ГГГГ согласно акту документальной проверки <номер> от ДД.ММ.ГГГГ работала на 1 ставку) (л.д.155-156).

В соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, работа в <...> в должности <...>, за периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

- на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений » Списка.

Стаж работы истицы в должностях, в учреждениях дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей на ДД.ММ.ГГГГ составил: 09 лет 08 месяцев 28 дней. Истицей данное утверждение ответчика не оспорено и доказательств иному не представлено.

Таким образом, периоды работы по совместительству в <...> в должности <...>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть включены в специальный стаж работы истицы.

Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть зачтены в специальный стаж работы из-за отсутствия выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

Таким образом, специальный стаж работы Михайловой Л.Е. на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости составил 14 лет 11 месяцев 28 дней, менее требуемого 25 лет. Поэтому Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ <номер> ей является законным, поэтому в иске следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст.56,194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Михайловой Л.Е. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ по г.Москве и Московской области в части исключения из льготного педагогического стажа Михайловой Л.Е. периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ГУ ПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области включить в <...> стаж Михайловой Л.Е. период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <...>.

В удовлетворении исковых требований Михайловой Л.Е. о включении в льготный <...> стаж периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в 10 дней в Мособлсуд с подачей кассационной жалобы через Раменский городской суд.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200