Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Раменское
Раменский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Криволапова Д.В.,
при секретаре Лежневе И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2628/10- по заявлению Меньковой Г.Г., оспаривающей неправомерное действие (решение) должностного лица органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л :
Менькова Г.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании неправомерного действия (решения) органа местного самоуправления, должностного лица, в котором просит признать незаконным бездействие Главы администрации сельского поселения <...> Ломова М.В., выразившееся в не предоставлении Меньковой Г.Г. информации о деятельности органа местного самоуправления по запросу жителей сельского поселения <...> от ДД.ММ.ГГГГ вх. <номер>; признать незаконными действия заместителя Главы администрации сельского поселения <...> Демьяновского М.В. в части вынесения решения неуполномоченным лицом по запросу жителей сельского поселения Верейское от ДД.ММ.ГГГГ вх. <номер>. Восстановить с полном объеме нарушенные права заявителей и обязать Главу администрации сельского поселения <...> Ломова М.В. устранить допущенное нарушение Федерального законодательства, предоставив запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а именно: предоставить Меньковой Г.Г. копию согласованного, утвержденного проекта застройки торгового комплекса фирмы ЗАО «<...>», расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>; копию согласованного и утвержденного акта о выборе земельного участка под строительство торгового комплекса ЗАО «<...>» (расширение существующей территории) с кадастровым номером <номер> площадью <...> кв.м по адресу <адрес>; решение (постановление) Главы администрации сельского поселения <...> о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса ЗАО «<...>» по адресу: <адрес>.; копию ходатайства Главы администрации сельского поселения <...> перед Главой Раменского муниципального района о возможности проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земли по адресу: <адрес> из земель населенных пунктов под строительство торгового комплекса; копию ходатайства Главы администрации сельского поселения <...> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ г. перед Главой Раменского муниципального района о принятии в эксплуатацию здания фирмы ЗАО «<...>» общей площадью <...> кв.м адресу <адрес>; копию документации по планировке территории сельского поселения <...> (проектов планировки территории и проектов межевания территории). Менькова Г.Г. также требует привлечь Главу администрации сельского поселения <...> Ломова М.В. к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за непредоставление информации и нарушении порядка предоставления информации по запросу жителей от ДД.ММ.ГГГГ вх. <номер> /л.д.3-5,16-20/.
В письменном мнении администрация сельского поселения <...> считает доводы заявления Меньковой Г.Г. не состоятельными. Указывает, что администрацией своевременно в установленные законом сроки дан ответ на обращение группы граждан (контактное лицо ФИО1) с разъяснением того, что в силу п. 1.1 ст. 83 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,устанавливающего переходный период до ДД.ММ.ГГГГ, на основании соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по рассмотрению и утверждению правил землепользования и застройки поселения были переданы Раменскому району. В связи с этим предоставить заявителю запрашиваемые документы не представилось возможным. Ходатайства администрации сельского поселения перед Главой Раменского муниципального района о возможности проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земли по адресу: <адрес> из земель населенных пунктов под строительство торгового комплекса и о принятии в эксплуатацию здания фирмы ЗАО «<...>» общей площадью <...> кв.м адресу <адрес> не являются нормативно-правовыми документами и не влекут за собой правовых последствий. Запрос Меньковой Г.Г. выходит за пределы положений п. 2 ст. 8 ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», согласно которому гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы… Генеральный план сельского поселения и проекты планировки и застройки территории находятся в стадии разработки и в администрации сельского поселения отсутствуют. Ответ на письменное обращение группы граждан от ДД.ММ.ГГГГ дан заместителем Главы администрации сельского поселения <...> Демьяновским М.В. на бланке администрации в соответствии с административным регламентом рассмотрения обращения граждан в администрации сельского поселения <...>, утвержденным Главой сельского поселения <номер> от ДД.ММ.ГГГГ и в пределах его полномочий, определенных должностной инструкцией /л.д.28-30/.
В судебном заседании Менькова Г.Г. и ее представитель по доверенности Кадушкина Р.В. /л.д.27/ поддержали доводы заявления, представили письменные возражения на мнение администрации, настаивают на удовлетворении заявленных требований. Менькова Г.Г. пояснила, что данные документы ей необходимы для обращения ив суд за защитой права землепользования, нарушения которого допускаются со стороны ЗАО «<...>» при содействии администрации сельского поселения /л.д. 37-41,110-113/.
Представитель администрации сельского поселения <...> по доверенности Кирьянова В.Н. /л.д.26/, представляющая также по доверенности, удостоверенной нотариусом ФИО2 (реестровая запись <номер>), интересы Демьяновского М.В. /л.д.98/, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом /л.д.101/. Поскольку представитель администрации не поставил суд в известность об уважительности причин неявки, не просил рассматривать дело в его отсутствие, суд на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие представителя органа местного самоуправления должностного лица.
Выслушав доводы заявителя и ее представителя, проверив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляется также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении органов местного самоуправления – муниципальными правовыми актами. Способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления установлены в ст. 6 ФЗ от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ группа жителей <адрес> обратилась с письменным запросом (<номер>) к Главе администрации сельского поселения <...> о выдаче копий ряда документов: постановления Главы администрации сельского поселения <...> о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса ЗАО «<...>» по адресу: <адрес>; согласованного, утвержденного проекта застройки торгового комплекса фирмы ЗАО «<...>», расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>; согласованного и утвержденного акта о выборе земельного участка под строительство торгового комплекса ЗАО «<...>» (расширение существующей территории) с кадастровым номером <номер> площадью <...> кв.м по адресу <адрес>; ходатайства Главы администрации сельского поселения <...> перед Главой Раменского муниципального района о возможности проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земли по адресу: <адрес> из земель населенных пунктов под строительство торгового комплекса; ходатайства Главы администрации сельского поселения <...> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ г. перед Главой Раменского муниципального района о принятии в эксплуатацию здания фирмы ЗАО «<...>» общей площадью <...> кв.м адресу <адрес>; документации по планировке территории сельского поселения <...> (проектов планировки территории и проектов межевания территории). В случае отсутствия требуемых документов просила указать причину отсутствия /л.д.6-7/.
В соответствии со ст. 12 ФЗ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в речение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Как следует из представленных заявителем Меньковой Г.Г. документов, письменный ответ на данный письменный запрос жителей д. Верея от ДД.ММ.ГГГГ был дан жителям <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за <номер>, т.е. в пределах установленного срока, за подписью заместителя Главы администрации сельского поселения Демьяновского М.В. В письменном ответе указывается, что в силу п. 1.1 ст. 83 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», устанавливающего переходный период до ДД.ММ.ГГГГ, на основании соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по рассмотрению и утверждению правил землепользования и застройки поселения были переданы Раменскому району. В связи с этим предоставить заявителю запрашиваемые документы не представилось возможным /л.д.8/.
Полагая, что письменный ответ должностного лица органа местного самоуправления нарушает ее право на доступ к информации, Менькова Г.Г. обратилась в суд, связывая обоснованность своего заявления, прежде всего, именно с ФЗ от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В том числе она считает, что зам. Главы администрации сельского поселения <...> Демьяновский М.В. не уполномочен рассматривать это обращение граждан.
Пункт 3 ст. 10 ФЗ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает, что ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом или уполномоченным на то лицом.
Исходя из положений ч.1 ст. 3 ФЗ 09.02.2009 г. № 8-ФЗ, суд считает необходимым в разрешении данного спора руководствоваться также муниципальными правовыми актами – Уставом сельского поселения <...> и «Административным регламентом рассмотрения обращений граждан в администрацию сельского поселения <...> Раменского муниципального района», принятым в соответствии с требованиями п. 2 ст. 9 настоящего закона, и утвержденным постановлением Главы сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ <номер>.
В соответствии с п. 3 Регламента функции по рассмотрению граждан осуществляются Главой сельского поселения <...> и заместителем Главы администрации, специалистами администрации сельского поселения /л.д.50/. Пункт 3.6 Регламента устанавливает, что ответы на обращения граждан в администрацию сельского поселения <...> оформляются на бланке администрации и подписываются ответственными исполнителями (главой сельского поселения, заместителем главы администрации, курирующими данный вопрос согласно распределению обязанностей). Организация приема населения и организаций, приема писем, заявлений, обращений граждан и организаций, рассмотрения жалоб, заявлений, предложений граждан и принятие по ним необходимых мер в пределах своей компетенции является одной из обязанностей заместителя Главы администрации сельского поселения в соответствии с должностной инструкцией /л.д.90/.
Таким образом, требование Меньковой Г.Г. о признании незаконными действий заместителя Главы администрации сельского поселения <...> Демьяновского М.В. в части вынесения им решения по запросу жителей сельского поселения <...> от ДД.ММ.ГГГГ, является не обоснованным и не подлежит удовлетворению. Представленный ею ответ должностного лица органа местного самоуправления дан в пределах его полномочий и в срок, предусмотренный федеральным законом.
Пункт 1 ст. 1 ФЗ 09.02.2009 г. № 8-ФЗ содержит разъяснение понятия информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными этим органам, либо поступившая в указанные органы и организации, а также… муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Из указанного в письменном обращении граждан от ДД.ММ.ГГГГ перечня требуемой ими информации указанным признакам соответствует лишь постановление Главы администрации сельского поселения <...> о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса ЗАО «<...>» по адресу: <адрес> как локальный ненормативный акт органа местного самоуправления, подпадающий под термин «иная информация». Исходя из этого, несмотря на то, что в самом запросе отсутствует указание на необходимые реквизиты этого акта, суд полагает возможным признать обоснованным заявленное требование Меньковой Г.Г. о предоставлении ей информации относительно этого акта органа местного самоуправления.
Одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона является соблюдение… права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В силу п.2 ст. 5 ФЗ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин иметь право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц…
В данном случае Менькова Г.Г. (и группа жителей <адрес>) требует предоставления им копий документов, касающихся предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта – ЗАО «<...>», что совершенно не относится к сфере информации, созданной в пределах своих полномочий органом местного самоуправления, но непосредственно затрагивает права и законные интересы акционерного общества, которое в соответствии с действующим законодательством представлять в органы местного самоуправления проекты застройки, акты выбора земельного участка и т.д. При этом в самом тексте обращения не содержится указания на то, в связи с чем и каким образом требуемые документы затрагивают права и законные интересы граждан.
При таких обстоятельствах требование Меньковой Г.Г. об обязании администрации сельского поселения <...> предоставить ей копии согласованного, утвержденного проекта застройки торгового комплекса фирмы ЗАО «<...>», расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>; копию согласованного и утвержденного акта о выборе земельного участка под строительство торгового комплекса ЗАО «<...>» (расширение существующей территории) с кадастровым номером <номер> площадью <...> кв.м по адресу <адрес>; ходатайства Главы администрации сельского поселения <...> перед Главой Раменского муниципального района о возможности проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земли по адресу: <адрес> из земель населенных пунктов под строительство торгового комплекса; ходатайства Главы администрации сельского поселения <...> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ г. перед Главой Раменского муниципального района о принятии в эксплуатацию здания фирмы ЗАО «<...>» общей площадью <...> кв.м адресу <адрес> являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.
Поскольку, как указано в ответе от ДД.ММ.ГГГГ документация по планировке территории сельского поселения Верейское (проектов планировки территории и проектов межевания территории) находится в стадии разработки и в администрации сельского поселения отсутствует, данное требование также не подлежит удовлетворению.
Предполагая, что в основе обращения группы граждан, в том числе заявителя, в администрацию сельского поселения <...> с запросом о предоставлении копий документов может лежать спор о границах землепользования с ЗАО «<...>», суд считает необходимым разъяснить заявителю, что в соответствии со ст. 57 ГПК РФ ходатайствовать перед судом об оказании ей содействия в истребовании доказательств, самостоятельное получение которых для нее является затруднительным, в том числе и вышеуказанных документов.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 24,33 Конституции РФ, ФЗ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ФЗ от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление Меньковой Г.Г. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Главы администрации сельского поселения <...> Ломова М.В., выразившееся в не предоставлении Меньковой Г.Г. информации о деятельности органа местного самоуправления - постановлении Главы администрации сельского поселения <...> о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса ЗАО «<...>» по адресу: <адрес>.
Обязать Главу администрации сельского поселения <...> Ломова М.В. предоставить Меньковой Г.Г. для ознакомления копию постановления Главы администрации сельского поселения <...> о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса ЗАО «<...>» по адресу: <адрес>.
В удовлетворении заявлении Меньковой Г.Г. о признании незаконными действий в части вынесения решения неуполномоченным лицом, Главы администрации сельского поселения <...> Демьяновским М.В. по запросу жителей сельского поселения <...> от ДД.ММ.ГГГГ;
о признании бездействия Главы администрации сельского поселения <...> Ломова М.В., выразившееся в непредставлении информации и нарушении порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу жителей сельского поселения <...> от ДД.ММ.ГГГГ;
обязании Главы администрации сельского поселения <...> Ломова М.В. предоставить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а именно: копию согласованного, утвержденного проекта застройки торгового комплекса фирмы ЗАО «<...>», расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>; копию согласованного и утвержденного акта о выборе земельного участка под строительство торгового комплекса ЗАО «<...>» (расширение существующей территории) с кадастровым номером <номер> площадью <...> кв.м по адресу <адрес>;
копию ходатайства Главы администрации сельского поселения <...> перед Главой Раменского муниципального района о возможности проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земли по адресу: <адрес> из земель населенных пунктов под строительство торгового комплекса;
копию ходатайства Главы администрации сельского поселения <...> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ г. перед Главой Раменского муниципального района о принятии в эксплуатацию здания фирмы ЗАО «<...>» общей площадью <...> кв.м адресу <адрес>;
копию документации по планировке территории сельского поселения <...> (проектов планировки территории и проектов межевания территории)
привлечении Главы администрации сельского поселения <...> Ломова М.В. к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за непредоставление информации и нарушении порядка предоставления информации по запросу жителей от ДД.ММ.ГГГГ вх. <номер> – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Председательствующий
судья Криволапов Д.В.