РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Раменский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Шендеровой И.П.
при секретаре Барковой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4324/10 по заявлению Степановой А.Г. об оспаривании отказа Администрации <...> в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, -
Установил:
Степанова А.Г. обратилась в суд с заявлением об отмене решения Администрации <...> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, обязании Администрацию <...> поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с первоначальной датой принятия решения- ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 2-4). В обоснование заявленных требований в заявлении ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ на основании Указа Президента РФ « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов» и п.п.3.п.1 ст. 15 ФЗ « О Ветеранах» обратилась в Администрацию <...> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением <номер> о ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет было отказано, со ссылкой на то, что общая площадь жилого помещения, занимаемая заявительницей и членами ее семьи, более учетной нормы. Степанова А.Г. оспаривает указанное решение, ссылаясь на то, что из представленного ею технического паспорта видно, что кухня, ванная и туалет находятся в подвальном помещении, что не соответствует техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Более того, по мнению заявителя, жилое помещение является непригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию ею было подано соответствующее заявление о проведении осмотра жилого помещения, которое было администрацией проигнорировано. В уточненном заявлении ссылается также на то, что была нарушена процедура принятия решения, так как администрация надлежащим образом не исполнила свои обязанности по обследованию жилищных условий. В судебном заседании представитель Степановой А.Г. по доверенности (л.д. 193) Вълчева З.Д. доводы, изложенные в заявлении, поддержала.
Представитель заинтересованного лица- администрации городского поселения Быково по доверенности ( л.д.92) Черткова И.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая, что общая площадь жилого помещения, занимаемого заявителем и членами ее семьи, на одного человека превышает учетную норму. При подаче документов в администрацию заявителем не было представлено заключения МВК о признании жилого помещения непригодным для проживания. Помещения Лит. А7 приняты в эксплуатацию и учтены органами технического учета в общей площади жилого помещения. Считать эти помещения не относящимися к общей площади жилого помещения либо непригодными для проживания, у администрации не имелось оснований. Обследование жилищных условий Степановой А.Г. проводилось комиссией из состава работников администрации в день подачи заявления в установленном порядке, о чем был составлен акт.
Заинтересованные лица- Вълчева Т.И., Тыжнова Г.И., Вылчева З.Д. доводы, изложенные в заявлении, поддержали.
Заинтересованное лицо-Вълчев П.Д. о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, в силу ст. 167 ГПК РФ, постановлено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, полагает, что заявление Степановой А.Г. подлежит частичному удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Степанова А.Г., <...>, является участником Великой Отечественной войны, зарегистрирована по месту жительства и проживает по адресу: <адрес>( л.д. 10-14). Ей принадлежит на праве собственности 40\100 долей указанного жилого дома и земельный участок при доме площадью <...> кв.м. ( л.д. 17, 19, 25). Совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы : <...> Вълчева Т.И., <...> ФИО1,Вълчева З.Д., <...> ФИО2 ( л.д. 71-75). Из объяснений представителя Степановой А.Г. в судебном заседании следует, что Степанова А.Г. и члены ее семьи занимают изолированную часть дома, обозначенную в экспликации к поэтажному плану БТИ как помещение <номер> ( л.д. 31). Согласно данным технического паспорта, помещение <номер> состоит из : кухни, ванной, санузла, кладовой и коридора в Лит. А7; двух жилых комнат и коридора в Лит. А1; жилой комнаты в Лит. А3; двух веранд в Лит. а2 и веранды в Лит. а1. Площадь всех частей здания ( комнат и помещении вспомогательного использования), занимаемых Степановой А.Г. согласно данным БТИ – <...> кв.м.; в том числе : общая площадь жилого помещения- <...> кв.м., из нее жилая- <...> кв.м., подсобная -<...> ; площадь помещений вспомогательного использования ( лоджий, балконов, террас)- <...> кв.м. ( л.д.31). ДД.ММ.ГГГГ Вълчева Т.И., действующая по доверенности от Степановой А.Г., обратилась в администрацию городского поселения Быково с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с Указом Президента РФ от 7.05.2008г. №714 « Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ» ( л.д.107). В числе приложений заявителем были представлены: выписка из ЕГРП, выписка из домовой книги, копия удостоверения участника ВОВ, копии удостоверений личности, свидетельство о государственной регистрации права, договор купли-продажи доли жилого дома, технический паспорт на жилой дом ( л.д.107).Согласно сообщения Администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, Степановой А.Г. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку общая площадь жилого помещения, занимаемая заявителем и членами его семьи более учетной нормы на одного человека семьи (л.д. 7). ДД.ММ.ГГГГ Степанова А.Г. обратилась в Администрацию <...> с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания ( л.д. 116). Письмом от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ. <номер> заявителю было сообщено, что в силу ст. 246 ГК РФ, для рассмотрения вопроса о признании жилого дома непригодным для проживания, необходимо обращение всех совладельцев данного дома ( л.д.115).В последующем заявитель обращалась в Раменскую городскую прокуратуру, которой ДД.ММ.ГГГГ исх. <номер> был дан ответ о том, что по результатам проверки главе городского поселения <...> внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, так как орган местного самоуправления не освобожден от обязанности разрешить вопрос о признании частного дома непригодным для проживания( л.д. 46-47, 118-119). Рассмотрев представление прокурора, Администрация городского поселения <...> ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что на момент обращения Степановой А.Г. отсутствовали правовые основания для признания жилого помещения непригодным для проживания ( л.д. 117).
Указом Президента РФ « ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛЬЕМ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 - 1945 ГОДОВ» предусмотрено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 ЖК РФ. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан. К ним относятся: малоимущие; иные категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; иностранные граждане, лица без гражданства, в силу прямого указания международного договора. Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших ( умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные ФЗ « О ветеранах», при этом необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует.
Оспаривая отказ администрации, заявитель указывает, что имеет право на постановку на учет, поскольку является ветераном ВОВ обеспечена жильем менее учетной нормы, с данными об общей площади жилого помещения -<...> кв.м., указанными БТИ в техническом паспорте не согласна, полагая, что ванная, санузел, кладовая и коридор, расположенные в Лит.А7 ( подвал) не могут быть отнесены к общей площади жилого помещения. Кроме того, занимаемое ею жилое помещение является ветхим, непригодным для проживания, что администрация не выяснила, так как фактически никакого обследования жилого помещения не проводилось, представленный администрацией акт составлен уже после того, как был выдан отказ в постановке на учет.
Закон Московской области «О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА», в ст. 1 предусматривает, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими должностными лицами. В органах местного самоуправления для рассмотрения вопросов принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и снятия с учета создаются общественные комиссии по жилищным вопросам.
В силу ст. 2 указанного Закона МО, право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет. Для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданин подает заявление в орган местного самоуправления по месту постоянного проживания. В числе документов, необходимых для решения вопроса о принятии на учет, закон предусматривает акт проверки жилищных условий заявителя( ч.2, 3 ст. 2). Решение о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принимается органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и необходимых документов. Датой принятия на учет считается дата подачи заявления. Согласно ст. 3, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, допускается в случаях, если: не представлены документы, предусмотренные частью 3 статьи 2 настоящего Закона; представлены документы, не подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; имеются иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из сообщения Администрации городского поселения <...> от ДД.ММ.ГГГГ, причиной отказа послужило то, что представленные Спетановой А.Г. документы, не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, так как общая площадь жилого помещения занимаемого ею и членами ее семьи более учетной нормы( л.д.7). Согласно объяснений представителя заинтересованного лица, администрация при подготовке указанного отказа исходила из данных БТИ о занимаемом Степановой А.Г. жилом помещении и акта проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 114). Степановой А.Г. заявлено о подложности указанного акта проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на то, что никакого акта не было и не могло быть, так как условия проживания фактически исследованы не были, отказ был дан без выезда и проверки жилищных условий заявителя.
В силу ст. 186 ГПК РФ, в связи с заявлением стороны о том, что имеющееся в деле доказательство является подложным, суд предложил заинтересованному лицу представить иные доказательства в подтверждение указанного факта.
Из материалов дела усматривается, что и заявление Степановой А.Г. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ( л.д.107), и акт проверки жилищных условий ( л.д. 114) датированы ДД.ММ.ГГГГ Согласно указанного акта, обследование жилищных условий Степановой А.Г. проводилось в <...> по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе : зам руководителя администрации ФИО3, специалист администрации Черткова И.Н., специалист ФИО4 ( л.д. 114). По итогам проведенного обследования комиссия пришла к заключению, что оснований для принятия на учет в качестве нуждающейся не имеется. Указанный акт подписан членами комиссии : ФИО3, Чертковой И.Н., ФИО4 Подпись заявителя либо его представителя отсутствует ( л.д.114).
В судебном заседании представитель администрации городского поселения <...> по доверенности Черткова И.Н. пояснила, что заявление от имени Степановой А.Г. было подано в администрацию в ДД.ММ.ГГГГ., в этот же день был осуществлен выезд и проверка жилищных условий заявителя. Ездила она и ФИО3, а ФИО4, как соцработник, посещала Степанову А.Г. ранее и знала ее жилищные условия. Свидетель ФИО3, допрошенная по ходатайству администрации, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности заместителя руководителя администрации городского поселения <...>. Непосредственно ею было принято заявление Степановой А.Г. о принятии на учет в качестве нуждающейся. Она и Черткова И.Н. ездили к Степановой А.Г. вместе и составляли акт проверки жилищных условий, но это было не в день подачи заявления, а позднее, поскольку более недели юрист администрации-Черткова И.Н. была все время занята. ФИО4 посещала этот дом ранее, как соцработник. Свидетель ФИО4 пояснила, что подписала акт проверки жилищных условий Степановой А.Г. в ДД.ММ.ГГГГ., так как знала в каких условиях проживает заявитель, бывала у нее ранее как соцработник.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заинтересованным лицом, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено достоверных доказательств проведения ДД.ММ.ГГГГ комиссией администрации обследования жилищных условий заявителя и составления акта. Сами по себе доводы представителя заинтересованного лица – Администрации городского поселения <...> и свидетелей о том, что им хорошо известны жилищные условий Степановой А.Г. не позволяют считать данный акт допустимым доказательством, так как из пояснения всех членов комиссии, подписавших данный акт, следует, что никакого совместного выезда комиссии и обследования жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ не было, каждый из членов комиссии указывает различные периоды посещения данного жилого помещения. Доводы свидетелей, допрошенных по ходатайству заинтересованного лица, опровергают доводы самого представителя заинтересованного лица о времени и порядке проведения обследования и составления акта. Более того, из акта усматривается, что заявителем-Степановой А.Г. или ее представителями данный акт не подписан, что свидетельствует о том, что составлялся в их отсутствие( л.д.114). Доводы представителя администрации о том, что от подписания данного акта представители Степановой А.Г. отказались, суд не может считать достоверными, поскольку какого-либо акта об отказе от подписи суду не представлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что решение администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> об отказе в постановке на учет Степановой А.Г. в качестве нуждающейся жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, было принято без фактической проверки жилищных условий заявителя, что противоречит требованиям закона.
Заявление Степановой А.Г. о подложности ответа Администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в виду наличия « интеллектуального подлога» суд в рамках данного дела не оценивает, поскольку предметом рассматриваемого спора является отказ Администрации от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в постановке на учет Степановой А.Г в качестве нуждающейся жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Ответ администрации от ДД.ММ.ГГГГ <номер> по заявлению ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения непригодным, в предмет рассматриваемого спора не входит.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты ветеранам, инвалидам Великой Отечественной войны, должно осуществляться на началах преемственности; государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом ветеранов Великой Отечественной войны, выполнивших свой воинский долг и имеющих заслуги перед Отечеством, объем ранее предоставленных им социальных гарантий (постановление от 24 мая 2001 года N 8-П, определения от 4 апреля 2006 года N 89-О, от 8 февраля 2007 года N 321-О-П, от 8 февраля 2007 года N 323-О-П и др.).
Указанный отказ Администрации городского поселения <...> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в постановке на учет Степановой А.Г. в качестве нуждающейся жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, нарушает права заявителя, касающиеся обеспечения жильем всех нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, декларированные Указом Президента РФ от 7.05.2008г. №714, в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено наличие одновременно двух условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого акта, в связи с чем, отказ Администрации городского поселения <...> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в постановке на учет Степановой А.Г. в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подлежит признанию недействительным. Вместе с тем, требования об обязании принять на учет заявлены Степановой А.Г. преждевременно, так как в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение доводы заявителя о том, что фактически никакого обследования ( проверки) ее жилищных условий администрацией не проводилось. В связи с чем, для восстановления нарушенных прав заявителя, на администрацию следует возложить обязанность по проверке жилищных условий Степановой А.Г. с составлением акта, для последующего разрешения в установленном законом порядке заявления Степановой А.Г. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Руководствуясь Указом Президента РФ от 7.05.2008г. № 714, в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30, ст. 52 ЖК РФ, ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Степановой А.Г. удовлетворить частично.
Признать недействительным отказ Администрации городского поселения <...> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в постановке на учет Степановой А.Г. в качестве нуждающейся жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Обязать Администрацию городского поселения <...> провести проверку жилищных условий Степановой А.Г. с составлением акта.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд в 10-дневный срок.
Федеральный судья