Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ гор. Раменское
Раменский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Криволапова Д.В.,
при секретаре Мироновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1655/11 по заявлению Нестеренко А.В., представляющего по доверенности интересы Гусевой М.В., об оспаривании бездействия органов местного самоуправления,
у с т а н о в и л :
Нестеренко А.В., представляющий по доверенности интересы Гусевой М.В. /л.д.4/, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации сельского поселении <...> по предоставлению Гусевой М.В. вне очереди жилого помещения по договору социального найма /л.д.3/.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Статья 255 ГПК РФ устанавливает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина…
Представитель администрации сельского поселения <...> по доверенности Кирьянова В.Н. /л.д.18/ в письменном мнении считает заявление не обоснованным /л.д.17/.
В соответствии со ст. 257 ГПК РФ заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.
(в ред. Федерального закона от 28.06.2009 N 128-ФЗ)
Представитель заявителя Гусевой М.В. по доверенности Нестеренко А.В., извещенный ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 38 мин. телефонограммой по указанному им в заявлении телефону <номер> о времени и месте судебного разбирательства /л.д.13/, в судебное заседание не явился.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. Таким образом, данная форма извещения представителя заявителя о времени и месте судебного заседания полностью отвечает требованиям закона.
В ч. 2 данной статьи указано, что неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. На основании данной правовой нормы суд рассматривает дело в отсутствие представителя Гусевой М.В.
Представитель администрации сельского поселения <...> по доверенности Кирьянова В.Н. в судебном заседании с доводами заявления категорически не согласна по основаниям, изложенным в письменном мнении.
Из представленных администрацией сельского поселения <...> документов следует, что она подтверждает факт получения администрацией ДД.ММ.ГГГГ заявления Гусевой М.В. о предоставлении ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма/л..д.5/. ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения, т.е. в пределах установленного федеральным законом срока для рассмотрения заявлений и обращений граждан, Гусевой М.В. был дан ответ за <номер>, отправленный по почте простым письмом /л.д.23/. В связи с возникшими сомнениями о месте проживания на территории РФ и выездом на другое место жительства администрацией поселения ей было предложено предоставить в администрацию документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку из имеющихся в распоряжении администрации сельского поселения документов, а именно решения Участкового суда по семейным делам <...> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что местом жительства Гусевой М.В. в связи с заключением брака с <...>/л.д.31/ являлась <адрес> /л.д.28.30/. Данное обстоятельство подтверждается исследованными в судебном заседании журналами регистрации входящей и исходящей корреспонденции, ксерокопии страниц которых, содержащие изложенные факты, приобщены к материалам дела /л.д.24-27/.
Из объяснений представителя администрации следует, что жилищный фонд передан в муниципальную собственность сельского поселения <...> только в ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время администрация формирует и перерегистрирует списки лиц, являющихся очередниками на предоставление жилых помещений по договорам социального найма, в том числе, имеющих право на предоставление жилья вне очереди. После обращения ДД.ММ.ГГГГ никаких документов Гусевой М.В. представлено не было, больше в администрацию сельского поселения она с подобным заявлением не обращалась. При любых обстоятельствах предоставление Гусевой М.В. жилого помещения на условиях договора социального найма может быть осуществлено только в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Изучив доводы заявления, исследовав представленные Нестеренко А.В. доказательства, суд приходит к следующему.
Из текста заявления и копии доверенности от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.4/ следует, что заявитель Гусева М.В. зарегистрирована в доме <адрес>. Согласно справке <номер> от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом сгорел при пожаре, произошедшем ДД.ММ.ГГГГ /л.д.6/. Именно по данному адресу она состоит под <номер> в списках нуждающихся во внеочередном получении жилой площади согласно справке <номер> от ДД.ММ.ГГГГ администрации сельского поселения <...> /л.д.4оборот/.
Подпункт 1 части 1 ст. 51 ЖК РФ, определяющая основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, к числу нуждающихся относит лиц, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений.
Исходя из представленных документов следует, что Гусева М.В. поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения в соответствии с законом.
Нестеренко А.В. требует предоставления Гусевой М.В. вне очереди бесплатно благоустроенного жилого помещения в муниципальном жилищном фонде и его требования основаны на законе. Но при этом представитель полагает, что право граждан на получение жилого помещения вне очереди не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия других очередников и времени принятия их на учет. Категория нуждающихся в жилье граждан, к которой относится Гусева М.В., должна обеспечиваться жилыми помещениями по мере возникновения у нее права на получение помощи государства в жилищной сфере.
Однако статья 40 Конституции РФ, закрепляя право каждого на жилище, возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч.2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими гражданами применительно к жилищным правоотношениям являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Часть 2 ст. 52 ЖК РФ устанавливает, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно ч. 3 указанной статьи принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В 2009 г. на основании ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих началах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный жилищный фонд передан в собственность сельского поселения <...>. До этого жилищный фонд социального назначения находился в ведении администрации Раменского района, а учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, осуществлял отдел по учету и распределению жилой площади администрации района.
В настоящее время согласно представленным администрацией сельского поселения <...> сведениям Гусева М.В. числится в списке очередников по предоставлению жилья вне очереди поставлен 1 по очереди. Как следует из объяснения представителя администрации сельского поселения, в связи с отсутствием свободного жилого фонда в указанный период времени ни одному из очередников не предоставлялось жилье.
Исходя из вышеуказанного, суд не находит в действиях администрации сельского поселения <...> нарушений действующего жилищного законодательства, сопряженных с нарушением жилищных прав Гусевой М.В. Суд также не может согласиться с доводом ее представителя о незамедлительном предоставлении Гусевой М.В. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, поскольку внеочередное предоставление жилого помещения не означает немедленное его предоставление. Вопрос предоставления истцу жилого помещения должен быть решен администрацией сельского поселения <...> в строгом соответствии с законодательством при подходе очереди по списку внеочередников. Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, обязывающей стороны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, каких-либо доказательств того, что администрацией сельского поселения с момента принятия ее на учет нуждающихся в жилых помещениях в нарушение ч. 2 ст. 57 ЖК РФ кому-либо предоставлено жилое помещение на условиях социального найма, заявителем не представлено. Поэтому суд не считает установленным и доказанным факт нарушения жилищных прав Гусевой М.В., в том числе права на внеочередное предоставление отдельного жилого помещения. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления Нестеренко А.В. в интересах Гусевой М.В. не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 49, 51, 52, 57 ЖК РФ, ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Нестеренко А.В., представляющего по доверенности интересы Гусевой М.В., об оспаривании бездействия администрации сельского поселения <...> по внеочередному предоставлению Гусевой М.В. жилого помещения по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Председательствующий
судья Криволапов Д.В.