Решение
Именем Российской федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Раменский городской суд Московской области
В составе: председательствующего судьи Уваровой И.А.
С участием адвоката Сугробовой А.В.
При секретаре Попковой Н.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1445 по иску Костикова В.А. к Администрации городского поселения <...>, 3-е лицо Администрация Раменского муниципального района об обязании принять на очередь и обеспечить жилой площадью на условиях социального найма,
У с т а н о в и л:
Истец Костиков В.А. обратился в суд с уточненным иском, которым просит обязать администрацию городского поселения <...> принять его на очередь для обеспечения жилой площадью с ДД.ММ.ГГГГ и обязать обеспечить его во внеочередном порядке однокомнатной квартирой на условиях социального найма в течение 3 месяцев (л.д.37-40).
В обоснование требований ссылается на то, что решением Раменского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ администрация Раменского района была обязана поставить его на очередь для обеспечения дополнительной жилой площадью с ДД.ММ.ГГГГ. Во исполнение данного решения постановлением главы Раменского района от ДД.ММ.ГГГГ <номер> он был принят на учет с целью обеспечения дополнительной жилой площадью с ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии полномочия по предоставлению жилой площади по договору социального найма были переданы администрации городского поселения <...>. При обращении в администрацию городского поселения Раменское с просьбой сообщить о номере очереди на получение жилья ему сообщили о том, что документы утеряны. При этом был выдан список документов, необходимых для принятия на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. По основаниям, изложенным в исковом заявлении, считает уклонение ответчика от постановки на очередь необоснованным, т.к. он, будучи инвалидом 2 группы должен быть обеспечен жилой площадью во внеочередном порядке в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В судебном заседании истец Костиков В.А. уточненное заявление поддержал в полном объеме и просил его удовлетворить.
Ответчик Администрация городского поселения Раменское представитель по доверенности Гуляева И.Н. (л.д.27) возражала в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.25-26).
3-е лицо Администрация Раменского муниципального района представитель по доверенности Иванова Н.А. (л.д.48) возражала в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменном мнении по иску (л.д.23,44-47). Пояснила, что истец в соответствии с решением Раменского городского суда поставлен на очередь на получение дополнительной жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Раменского района <номер> от ДД.ММ.ГГГГ. В случае признания его нуждающимся он будет обеспечен дополнительной жилой площадью. В настоящее время он на очередь как нуждающийся в жилой площади не поставлен и решением суда нуждающимся не признан. Из муниципального жилищного фонда не может выделяться жилое помещение лицам в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», т.к. денежные средства выделяются из федерального бюджета.
Суд, заслушав стороны, проверив материалы дела, материалы приобщенных дел <номер>., <номер>., приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 13 и пункту 2 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось одноразовое бесплатное обеспечение, независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте, благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.
Решением Раменского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Костикова В.А. удовлетворены частично. Суд признал отказ администрации Раменского района в предоставлении Костикову В.А. дополнительной жилой площади необоснованным и обязал администрацию Раменского района поставить Костикова В.А. в очередь для обеспечения дополнительной жилой площадью на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В остальной части иска отказано. При этом в мотивировочной части суд установил, что Костиков В.А. не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д.8-9).
Во исполнение решения Раменского городского суда глава Раменского района принял постановление <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, Костиков В.А. принят на учет с целью обеспечения дополнительной площадью с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11). Таким образом, Администрацией Раменского района решение суда было исполнено.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изложена в новой редакции.
Согласно пункту 2 части 1 вышеназванной статьи гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется: "обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации".
Данная норма не содержит указания на предоставление жилого помещения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы во внеочередном порядке. Отсутствовало такое указание и в Жилищном кодексе РСФСР, который действовал до ДД.ММ.ГГГГ.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст.51 Жилищного кодекса РФ.
Как указывалось выше, Костиков В.А. в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий не признан.
Правительством Российской Федерации 29 декабря 2004 года было принято Постановление N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц", пунктом 2 которого утверждены Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из указанных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из содержания вышеназванных Постановления и Правил, обеспечение жильем граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется путем предоставления им субсидий.
Таким образом, у граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, право на внеочередное предоставление жилого помещения отсутствует (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, постановление <номер>).
В своем исковом заявлении Костиков В.А. ссылается на то, что он имеет право на внеочередное получение жилой площади в соответствии с нормами Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В судебном заседании адвокат Сугробова А.В., представляющая интересы истца на основании ордера, пояснила, что исковые требования Костикова В.А. сводятся к тому, что он должен быть поставлен на внеочередную льготную очередь для получения жилья.
В соответствии с п.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей...; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Указанный перечень лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, является исчерпывающим, и Костиков В.А. к указанным категориям граждан не относится.
Таким образом, даже в случае удовлетворения требований Костикова В.А. решение суда будет неисполнимым.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Костикову В.А. следует отказать.
Руководствуясь Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст.ст.51,57 ЖК РФ, ст.ст.56,194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Костикова В.А. об обязании Администрации городского поселения <...> принять его на очередь для обеспечения жилой площадью с ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить во внеочередном порядке однокомнатной квартирой на условиях социального найма в течение трех месяцев – отказать.
Решение может быть обжаловано в 10 дней в Мособлсуд с подачей кассационной жалобы через Раменский городской суд.
Судья