Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Раменский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Фёдорова О.А.,
при секретаре Королевой А.А.,
с участием прокурора Абаимовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-416/11 по иску Раменского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОУ <...> с углубленным изучением отдельных предметов об обязании совершить действия,-
У С Т А Н О В И Л:
Раменский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению <...> (далее по тексту- МОУ <...>) об обязании обеспечения доступа инвалидов, использующих кресла-коляски в здание муниципального общеобразовательного учреждения <...> путем установления пандуса и поручней.
В обоснование требований в заявлении указывает, что в ходе проведенной Раменской городской прокуратурой проверки установлено, что ответчик уклоняется от исполнения требований Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О защите социальных прав инвалидов в Российской федерации» в части обеспечения прав инвалидов беспрепятственного доступа в здание школы, являющейся объектом социальной инфраструктуры, поскольку перед входом в здание МОУ <...> имеются ступени, однако, не имеется приспособлений для маломобильных посетителей, нет ни пандусов для подъезда на инвалидных колясках, ни поручней для доступного входа в помещение инвалидов.
В настоящее судебном заседании старший помощник Раменского городского прокурора Абаимова Е.А. иск поддержала.
Ответчик- Муниципальное общеобразовательное учреждение <...> в лице <...> Савченко Т.Л. иск не признало. В обоснование возражений представитель указывает, что школа представляет собой здание ДД.ММ.ГГГГ постройки, реконструкция которой до настоящего времени не проводилась. Крыльцо перед входом в здание школы находится на высоком расстоянии от земли, что является затруднительным для установки пандусов. Указывает, что здание школы имеет запасной выход, находящийся в пристройке к зданию школы, через который можно проехать на инвалидной коляске, так как перед ним ступеней не имеется. Кроме того, в школе отсутствуют инвалиды с теми физическими отклонениями, которые были указаны прокурором. В настоящее время отсутствие денежного финансирования исключает установку пандусов и поручней в школе, они пандусов не разрушали, если будут выделены средства, они его установят. В год им выделяется <...>, из них <...>
Третье лицо- представитель Комитета по образованию Администрации Раменского муниципального района Московской области по доверенности Желтухина Н.Н. поддержала ранее представленное в суд в письменной форме мнение (л.д.91), в котором указывает, что школа размещается в здании ДД.ММ.ГГГГ постройки, реконструкция и капитальный ремонт которого не производились. В микрорайоне, в котором расположена школа, детей-инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски, не проживает. В МОУ <...> обучается 5 детей-инвалидов, кроме того, в школе обучаются 73 детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых созданы все необходимые условия. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата функционирует Муниципальное специальное ( коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья <...> У1 вида ( л.д.90-93).
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что в результате проведенной ДД.ММ.ГГГГ Раменским городским прокурором проверки на предмет соблюдения действующего законодательства о защите социальных прав инвалидов в Российской Федерации, в <...> установлено, что перед входом в здание школы имеются ступени, однако не имеется приспособлений для маломобильных посетителей, нет пандусов для подъезда на инвалидных колясках, нет поручней для доступного входа в помещение инвалидов (л.д. 6).
Здание школы <номер> на праве оперативного управления закреплено за Муниципальным общеобразовательным учреждением <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 11).
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года и 25 апреля 2005 года.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. N 832.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание Муниципального общеобразовательного учреждения <...>.
Необходимость установления требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов усматривается из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в санитарных нормах и правилах 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденныех постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, которые предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Согласно п. 1.2 СНиП 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения" требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения (далее - МГН): входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство.
В соответствии с п. 1.6 указанных СНиП 35-01-2001 проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
При этом, согласно п. 1.5 СНиП 35-01-2001 проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения. Необходимость применения специализированных элементов, учитывающих специфические потребности инвалидов, устанавливается заданием на проектирование.
Согласно п. 3.13 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.
Пунктом 3.14 указанного СНиП предусмотрено, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2 %.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Таким образом, судом установлено, что при входе в здание Муниципального общеобразовательного учреждения <...> отсутствуют пандусы для подъезда на инвалидных колясках и поручни для доступного входа в помещение инвалидов, что является нарушением ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В ходе судебного разбирательства в своих письменных возражениях, представитель ответчика ссылался на то, что в законе отсутствует указание на то, что входом, приспособленным для проезда на инвалидных колясках, должен являться именно центральный вход, поэтому, по мнению ответчика, для прохода в школу указанной категории лиц может использоваться запасной выход, кроме того, отсутствие должного финансирования по техническому обеспечению здания школы, не позволяет в настоящее время установить указанные пандусы и поручни, более того, ответчик МОУ <...> не является юридическим лицом, а потому вопросы финансирования не могут решаться директором школы. Указанные доводы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку названный ответчиком запасной выход расположен с другой стороны школы, не оснащен контрольными устройствами, приспособленными для пропуска (звонком), является постоянно закрытым; поверхность входной площадки перед этим входом не является твердым покрытием. Указанные условия не отвечают требованиям закона о создании условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту ( школе).
Отсутствие у ответчика денежных средств также не является основанием для освобождения его от выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ РФ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О защите социальных прав инвалидов в Российской Федерации».
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что требования Раменского городского прокурора в интересах неопределенного округа лиц являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст.ст. 2,24,48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3,8,12,15,30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п.п. 1.2, 1.5, 1.6, 3.13, 3.14 Санитарных норм и правил 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", ст.12 ГК РФ, ст.ст.45,194-199 ГПК РФ суд,-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Раменского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОУ <...> с углубленным изучением отдельных предметов об обязании совершить действия – удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение <...> обеспечить свободный доступ инвалидов, использующих кресла –коляски в здание муниципального общеобразовательного учреждения <...>, расположенного по адресу: <адрес> путем установления пандуса и поручней.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Московский областной суд с подачей кассационной жалобы через Раменский городской суд Московской области со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: О.А.Фёдоров