Решение по делу 2-1415/2011



Решение

Именем Российской федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Раменский городской суд Московской области

В составе: председательствующего судьи Уваровой И.А.

При секретаре Савостиной Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1415 по иску Панасюк М.А. к ГУ УПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области о признании необоснованным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и назначении пенсии,

У с т а н о в и л:

Панасюк М.А. обратилась в суд с заявлением, которым просит признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в подсчет специального стажа период работы в <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <...>; обязать включить указанный период работы в <...> как стаж работы в сельской местности из расчета 1 год за 1 год 3 месяца. Обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии уточнила исковые требования. Просила признать решение ГУ УПФ РФ № 15 об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии необоснованным; обязать ответчика включить в ее специальный стаж период работы в <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44).

В судебном заседании истица Панасюк М.А. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

Ответчик ГУ УПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области – представитель в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. По факсу представил ходатайство, в котором просит дело рассматривать в свое отсутствие. Ранее иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.30-32).

Суд, заслушав истицу, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", право на досрочное назначение пенсии имеют лица, осуществлявшие <...> деятельность по <...> не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно подп.20 п.1 ст.27 указанной статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим <...> деятельность <...>, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.

Как усматривается из трудовой книжки истицы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности <...>. ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <...> от ДД.ММ.ГГГГ Затем ДД.ММ.ГГГГ вновь переведена на должность <...> (л.д.11-12).

Возражения ответчика по данному периоду сводятся к тому, что в Списке наименование должности «воспитатель» отсутствует.

Суд не соглашается с данными доводами по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в спорный период работы истицы действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам <...> и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности <...>.

Согласно разъяснению Верховного Суда РФ, данному в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дела, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В ходе судебного разбирательства было установлено, что запись в трудовой книжке истицы о переименовании должности с <...> на должность <...> была внесена во исполнение Постановления Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ года <номер> (л.д.33-35). Таким образом, в данном случае имело место переименование в централизованном порядке наименование должности, содержащейся в ранее принятых нормативных правовых актах.

При этом характер и условия работы Панасюк М.А. в связи с переименованием должности не изменились. Она по-прежнему исполняла обязанности <...>, т.к. имеет соответствующее <...> образование, то есть осуществляла <...> (л.д.16-20,23-25). <...> деятельность истица не могла осуществлять, т.к. не имеет соответствующего <...> образования. Данное обстоятельство ответчиком никак не оспорено и доказательств иному не представлено.

Из Устава Государственного учреждения <...> усматривается, что основной целью данного учреждения является <...> (л.д.52-59). Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, несмотря на переименование должности, истица продолжала работать <...>, т.е. осуществляла <...> деятельность.

В соответствии с абзацем третьим п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с <...>, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитывались в соответствии со списком профессий и должностей работников <...> работа которых по <...> дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Период работы Панасаюк М.А. в <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относится к периоду деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий <...>.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Судом учитывается и то обстоятельство, что до спорного периода и после него истица работала в той же должности медсестры.

Таким образом, период работы истицы в <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Льготный порядок исчисления стажа применяется лицам, <...> в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца (п.п. «а» п.5 Правил).

Из справки, представленной Администрацией городского поселения <...>, усматривается, что <...> находится на территории <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имел статус рабочего поселка. Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорный период работы истицы следует зачесть в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца.

В ходе судебного разбирательства было также установлено, что в период работы истицы в должности <...> имели место отпуска по уходу за детьми – <...>: до 1,6 лет – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и до 3-х лет – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из письменных возражений ответчика следует, что периоды нахождения истицы в отпусках по уходу за детьми, в том числе и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не включен в ее специальный стаж (л.д.31).

Суд не соглашается с возражениями ответчика в этой части по следующим основаниям.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с ДД.ММ.ГГГГ повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 г.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Учитывая, что отпуск по уходу за детьми в целом (до достижения детьми возраста 1,5 лет и до достижения ими возраста трех лет) Панасюк М.А. начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (после достижения возраста детей полутора лет и до достижения ими возраста трех лет) подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию, причем также в льготном исчислении.

Таким образом, период нахождения истицы в отпусках по уходу за детьми до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и до 3-х лет – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж истицы в льготном исчислении 1 год как 1 год и 3 месяца.

Другим оспариваемым периодом является период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 1 день). Из приказа <...> усматривается, что в этот период истица работала в <...> (л.д.36).

Возражая против включения данного периода в специальный стаж истицы, ответчик ссылается на п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в соответствии с которым периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Суд не соглашается с данными возражениями по следующим основаниям.

Как указывается в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года (утвержден постановлением Президиума ВС РФ от 7 и 14 июня 2006 года) Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого, утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Аналогичные положения были предусмотрены ст.112 КЗоТ РФ, утратившего силу с 1 февраля 2002 года. Согласно ст.112 КЗоТ РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что в период нахождения на курсах повышения квалификации Панасюк М.А. начислялась заработная плата и, следовательно, работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (л.д.46).

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Так, в соответствии со ст.54 «Основ законодательства <...>» от 22. 07.1993 года курсы повышения квалификации является прямой обязанностью <...> работника.

Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Так как суд по изложенным выше основаниям пришел к выводу о том, что <...> располагался в сельской местности (<...>), то период нахождения на курсах повышения квалификации следует включить в специальный стаж работы в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца за 1 год, что будет составлять 1 месяц 10 дней.

Не оспариваемый стаж истицы составляет 15 лет 11 месяцев 16 дней (л.д.32).

При условии включения в стаж истицы спорного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (календарно 9 лет 10 месяцев 20 дней, в льготном исчислении 12 лет 4 месяца 10 дней), а также периода нахождения на курсах повышения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (календарно 1 месяц 1 день, в льготном исчислении 1 месяц 10 дней), ее специальный стаж будет составлять 28 лет 4 месяца 27 дней, что достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Поэтому решение ГУ УПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области об отказе в назначении досрочной пенсии следует признать необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56,194-199 ГПК РФ, ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», суд

Р е ш и л:

Исковые требования Панасюк М.А. А. удовлетворить.

Признать отказ государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по Москве и Московской области Панасюк М.А. А. в назначении досрочной пенсии необоснованным.

Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по Москве и Московской области назначить Панасюк М.А. А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с <...> с ДД.ММ.ГГГГ, включив в стаж, дающий право на назначение пенсии в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца, период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Люберецкого дома ребенка, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в 10 дней в Мособлсуд с подачей кассационной жалобы через Раменский городской суд.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200