17 ноября 2011 г. Раменский городской суд Московской области В составе: председательствующего федерального судьи Немовой Т.А. С участием ст.помощника прокурора Абаимовой Е.А. при секретаре Поляковой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4035/11 по заявлению Раменского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации с/поселения <...> в сфере пожарной безопасности,- установил: Раменский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области; возложении на Администрацию сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области следующих обязанностей: установить звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации в <адрес> обеспечить достаточное количество источников противопожарного водоснабжения с учетом положений ст.ст. 62,68 ФЗ от 22.07.2008 г. №122-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 3 ППБ 01-03, п.п. 2.11, п. 9.29 СНиП 2.04.02-84*; в <адрес> оборудовать площадки (пирсы) на всех источниках противопожарного водоснабжения, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды на цели пожаротушения, путем их установки; <адрес> обеспечить мотопомпой. В обоснование требований прокурор в заявлении указывает, что в результате проведенной Раменской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности на территории с/поселения <...> Раменского муниципального района Московской области, выявлены нарушения п. 4 ст. 4, ст. 151 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно: в <адрес> отсутствует звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации; в <адрес> отсутствуют площадки (пирсы) у всех источников противопожарного водоснабжения, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды на цели пожаротушения; в <адрес> отсутствует мотопомпа, а также противопожарное водоснабжение. Указывает, что несоблюдение требований указанного законодательства создает угрозу жизни и здоровью людей, а также повреждению, уничтожению имущества граждан при возникновении пожара на территории с/поселения <...> Раменского муниципального района Московской области. В настоящем судебном заседании старший помощник прокурора Абаимова Е.А. представила уточненное заявление, согласно которого Раменский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области, выразившееся в непринятии должных мер в сфере пожарной безопасности, и возложении на администрацию сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области обязанности установления в <адрес> достаточного количества источников противопожарного водоснабжения с учетом требований положений ст.ст. 62,68 ФЗ от 22.07.2008 г. №122-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 3 ППБ 01-03, п.п. 2.11, п. 9.29 СНиП 2.04.02-84*, а именно установить по три пожарных гидранта в каждом населенном пункте. Данные требования ст.помощник прокурора Абаимова Е.А. поддержала и просила удовлетворить. Представитель Администрации сельского поселения <...> Раменского муниципального района по доверенности Грачева Т.В. заявление не признала. В обоснование возражений указывает, что в настоящее время Администрацией предпринимаются все необходимые меры для устранения имеющихся недостатков в исполнении требований пожарной безопасности, в частности приобретен передвижной мобильный пожарный пост, первичные средства тушения пожаров, пожарный инвентарь, а также приобретены и установлены средства звукового оповещения (рынды) в количестве 10 штук для установки на территории с/поселения <...>. Представитель Отдела надзорной деятельности по Раменскому району ГУ МЧС России по Московской области по доверенности Темнов А.Д. заявление Раменского городского прокурора Московской области поддержал; просил заявление удовлетворить. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявление Раменского городского прокурора, с учетом его уточнений, подлежащим удовлетворению. Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что <дата> Отделом надзорной деятельности по Раменскому району ГУ МЧС России по Московской области была проведена выездная проверка соблюдения в <адрес> требований Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. №820 «О государственном пожарном надзоре», в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в <адрес> отсутствует звуковая система оповещения населения в случае возникновения пожара; в <адрес> пожарные водоемы не оборудованы пирсами для забора воды пожарными автомашинами; в <адрес> отсутствует пожарное водоснабжение, а также пожарная мотопомпа. Наличие указанных нарушений подтверждается актом проверки <номер> от <дата> (л.д. 7-10). В связи с нарушением требований в области пожарной безопасности на заместителя Главы Администрации с/поселения <...> ФИО1 наложено административное взыскание в виде административного штрафа в размере <...> (л.д. 10,11). В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Решение вопросов местного значения межпоселенческого характера осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно (статья 2 указанного Федерального закона). В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к первичным мерам пожарной безопасности относит реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. В силу статьи 19указанного Закона кполномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов и т.д. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Согласно ст. 21 указанного Закона меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. В соответствии со статьей 62 Федерального Закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Статьей 68 указанного Закона предусмотрено требование к поселениям и городским округам о необходимости иметь на своих территориях источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от 2 гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 и более литров в секунду, при расходе воды менее15 литровв секунду - 1 гидрант. Факт отсутствия достаточного количества источников противопожарного водоснабжения в <адрес> не оспаривался в ходе проверки в <дата> заместителем главы администрации сельского поселения. Судом установлено, что в нарушение ст.19Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.ст. 62 и 68 Федерального Закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органом местного самоуправления не принимается необходимых и достаточных мер, направленных на исполнение федерального законодательства в сфере пожарной безопасности, поскольку <адрес> не обеспечены достаточным количеством источников противопожарного водоснабжения, в связи с чем в случае возникновения пожара создается угроза жизни и здоровью людей. Таким образом, установлено, что имеет место бездействие Администрации с/поселения <...> Раменского муниципального района Московской области, выразившееся в непринятии необходимых и достаточных мер, направленных на исполнение федерального законодательства в сфере пожарной безопасности, а именно в не обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах поселения: в не обеспечении на территории сельского поселения достаточного количества источников противопожарного водоснабжения. На основании изложенного суд считает, что бездействием администрации нарушаются действующее законодательство в области пожарной безопасности, права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией РФ. Следовательно, требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. Поскольку обязанность по обеспечению наружного противопожарного водоснабжения на территориях населенных пунктов муниципального образования возложена законом на орган местного самоуправления, то суд считает необходимым возложить на Администрацию с/поселения <...> Раменского муниципального района Московской области обязанность по устранению выявленных нарушений. Руководствуясь ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 1,19,21 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.ст. 62, 68 Федерального Закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.ст. 45,194-199,254,258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Раменского городского прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации с/поселения <...> Раменского муниципального района Московской области в непринятии мер в сфере пожарной безопасности. Обязать Администрацию с/поселения <...> Раменского муниципального района Московской области в <адрес> Раменского муниципального района Московской области для обеспечения противопожарным водоснабжением установить на водопроводных сетях по три пожарных гидранта в каждом населенном пункте. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Раменский городской суд. Федеральный судья