Решение по делу 2-3290/2011



Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

27 октября 2011 г.

Раменский городской суд Московской области

В составе: председательствующего федерального судьи Немовой Т.А.

при секретаре Поляковой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3290/11 по заявлению Боранцева О. В. о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (Конаковский отдел) об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности на земельные участки, обязании осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на земельные участки,-

установил:

Боранцев О.В. обратился в суд с заявлениями об оспаривании решений Конаковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области ( далее по тексту- Управление Росреестра) в государственной регистрации перехода права, права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, расположенные по адресу: <адрес>, и первоначально просил признать незаконными вынесенные <дата> указанным органом решения <номер> и <номер> об отказе в регистрации права собственности и обязать Конаковский отдел Управления Росреестра по Тверской области осуществить государственную регистрацию права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, расположенные по указанному адресу.

Заявления Боранцева О.В. (л.д.4-6;43-45) объединены в одно производство для совместного рассмотрения (л.д.1).

В ходе рассмотрения дела Конаковский отдел Управления Росреестра по Тверской области в связи с поступившим в суд ходатайством, с согласия заявителя, заменен на Управление Росреестра по Тверской области (л.д.88/об).

Уточнив требования, Боранцев О.В. просит признать незаконными решения Управления Росреестра по Тверской области (Конаковский отдел) <номер> от <дата> и <номер> от <дата> об отказе в государственной регистрации перехода права, права собственности на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, и обязать Управление Росреестра по Тверской области (Конаковский отдел) осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на указанные участки.

В обоснование требований Боранцев О.В. указывает, что, являясь собственником указанных участков, передал их по акту приема-передачи от <дата> безвозмездно в качестве паевого взноса в собственность кооператива «<...>». Государственным регистратором Конаковского отдела Управления Росреестра по Тверской области отказано в государственной регистрации перехода права собственности на указанные участки со ссылкой на отсутствие согласования с Государственным комплексом ФСО РФ. Требования регистрационного органа по представлению дополнительных документов считает незаконными, нарушающими его права на распоряжение своим имуществом.

В настоящем судебном заседании Николаев Е.В., Клемешев А.С., действующие от имени Боранцева О.В. на основании доверенности (л.д.7), заявления поддержали.

Заинтересованное лицо, чьи решения оспариваются,-Управление Росреестра по Тверской области – просит рассматривать заявления Боранцева О.В. в отсутствие своего представителя (л.д.313); в удовлетворении заявлений просит отказать (л.д.299). Ранее представило в суд письменное мнение, в котором указывает, что земельные участки в <адрес> расположены на территории Государственного комплекса «<...>», который отнесен к особо охраняемой природной территории и является национальным парком. Национальные парки имеют исключительное право приобретения расположенных на территории комплекса земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Согласно п.12 Положения о Госкомплексе «<...>» вопросы социально-экономической деятельности пользователей и собственников в пределах границ Комплекса, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории Комплекса и его охранной зоны, согласовываются с начальником Комплекса. В представленных заявителем документах отсутствовали сведения о согласовании с начальником Государственного комплекса «<...>» ФСО РФ перехода права на указанные участки. В связи с этим государственным регистратором сначала была приостановлена государственная регистрация, а затем решениями от <дата> отказано в государственной регистрации перехода права собственности на участки (л.д. 145-150).

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Боранцев О.В. принадлежащие ему на праве собственности земельные участки: с кадастровым <номер> общей площадью 178.142 кв.м. и <номер> общей площадью <...> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, передал безвозмездно в качестве паевого взноса (обязательного и добровольного) в собственность кооператива «<...>». Передача и прием недвижимого имущества оформлена актом от <дата> (л.д.23,22,65).

Клемешев А.С., действуя от имени кооператива «<...>» в качестве его председателя (л.д.266-267), а также на основании доверенности от имени Боранцева О.В. (л.д.232-235), <дата> обратился в Конаковский отдел Управления Росреестра по Тверской области с заявлениями о государственной регистрации перехода права и права собственности на указанные земельные участки (л.д.126,128,152.155).

Решениями <номер> и <номер> от <дата> государственным регистратором Конаковского отдела Управления Росреестра по Тверской области кооперативу «<...>», ФИО1 отказано в государственной регистрации перехода права и права собственности на земельные участки (л.д.220-222; 293-295).

ФИО1, оспаривая законность указанных решений, ссылается, что ему созданы препятствия для реализации правомочий собственника участков.

Согласно ст.6 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» ( в ред. ФЗ от 09.02.2009 г. №4-ФЗ) на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Согласно ст.ст.9,13,17 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ( далее – Закон о регистрации) при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, проверку законности сделки, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию право правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также д р у г и х оснований для отказа или приостановления государственной регистрации права.

Согласно п.1 ст.17 Закона о регистрации проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

В соответствии с п.2 ст.16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения.

Согласно п.1 ст.18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Как следует из представленных Управлением Росреестра по Тверской области копий регистрационных дел (л.д.151-296), в результате проведенной экспертизы документов установлено, что земельные участки в <адрес> согласно Перечню населенных пунктов Тверской области расположены на территории Государственного комплекса «<...>» ФСО России, который в соответствии с Положением, утвержденном Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. №1217, отнесен с категории особо охраняемых природных территорий и признан национальным парком.

Из представленной Управлением Росреестра по Тверской области карты ( является общедоступной в сети «Интернет») видно, что <адрес> расположено на территории Государственного комплекса «<...>» (л.д.314).

Правовой режим подобных участков регулируется нормами об особо охраняемых природных территориях. Исключительное право приобретения указанных земель принадлежит Национальному парку.

Согласно п.2 ст.15 ФЗ РФ №33-ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков, строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков.

Согласно ст.15 Положения о Госкомплексе на территории Комплекса запрещается отвод ( продажа) в границах территории Комплекса садоводческих и дачных участков, а также о т в о д п о л ь з о в а т е л е й и с о б с т в е н н и к о в, б е з с о г л а с о в а ния с Федеральной службой охраны России.

В соответствии с п.4 ст.12 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.

В силу п.12 Положения о Госкомплексе «<...>» вопросы социально-экономической деятельности пользователей и собственников в пределах границ Комплекса, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории Комплекса и его охранной зоны, согласовываются с начальником Комплекса.

В представленных на регистрацию документах отсутствовали сведения о согласовании с начальником Госкомплекса «<...>» ФСО РФ перехода права на спорные земельные участки, в связи с чем государственная регистрация была приостановлена сроком на 1 месяц с уведомлением заявителя о причинах приостановления (л.д.201-202; 213-214;276-277;289-290). В уведомлении о приостановлении государственной регистрации заявителям предложено, помимо представления надлежащей доверенности, представить согласование с ГК «<...>». Одновременно государственным регистратором сделан запрос начальнику ГК «<...>» о представлении сведений о согласовании перехода права собственности на участки и принятом решении (л.д.278). На указанное обращение получен ответ исх. <номер> от <дата> о том, что документы от Клемешева А.С., действующего от имени Боранцева О.В., и ДПК «<...>», на согласование перехода права собственности на земельные участки, расположенные по адресу:<адрес>, в Комплекс не поступали (л.д.281).

Согласно Устава ДПК «<...>», в собственность которого Боранцевым О.В. были переданы земельные участки, целью деятельности Корператива является получение дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение земельными участками, а также удовлетворение потребностей, связанных с реализацией таких прав, в том числе изменение режима использования земельных участков и/или категории земельных участков, строительство и благоустройство дачных домов, подсобных строений, создание инфраструктуры дачного поселка (л.д.174). Согласно п.3.2 Устава, предметом деятельности Кооператива является, помимо иной деятельности, строительство коммуникаций, объектов инженерной инфраструктуры, противопожарной безопасности, дорог, овоще,- и фруктохранилищ, коллективных стоянок личного транспорта, других строений и сооружений общегопользования; возведение садовых домиков, бань, парников, хозяйственных построек для содержания домашней птицы, кроликов, хранения хозяйственного инвентаря.

Таким образом, предметом и целью деятельности Кооператива «<...>» составляет деятельность, которая согласно ФЗ РФ №33-ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национального парка запрещена.

Из регистрационных дел следует, что до окончания срока проведения государственной регистрации прав причины, препятствовавшие проведению государственной регистрации прав заявителем устранены не были.

В соответствии с п.2 ст.19 Закона о регистрации, если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав. Согласно абз.10 п.1 ст.20 Закона о регистрации не представление документов, необходимых для государственной регистрации прав в соответствии с Законом о регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации прав.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решения Конаковского отдела Управления Росреестра по Тверской области <номер> и <номер> от <дата> об отказе в государственной регистрации перехода права, права собственности на земельные участки, расположенные по указанному адресу, являются законными и обоснованными.

Доводы заявителя Боранцева О.В. о том, что требования регистрационного органа о представлении дополнительных документов (согласование с ГК «<...>» ФСО РФ) не соответствуют п.1 и п.2 ст.17 Закона о регистрации, и что ни одним законодательным актом не установлена обязанность собственника земельного участка согласовывать передачу своего недвижимого имущества, являются несостоятельными, основаны не субъективном толковании отдельной взятой нормы Закона о регистрации.

Согласно п.1 ст.3 Закона о регистрации правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Следовательно, при принятии оспариваемых решений регистрационный орган обоснованно руководствовался не только Законом о регистрации, но и другими федеральными законами, Указом Президента РФ, нормативными правовыми документами. Суд находит, что Управлением Росреестра по Тверской области доказана законность и обоснованность принятых решений об отказе ФИО2 в государственной регистрации перехода права на спорные участки.

Согласно ст. 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее Закон) к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

На основании ст. 7 Закона обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к указанным в статье 2 настоящего Закона последствиям.

В силу ст.6 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» ( в ред. ФЗ от 09.02.2009 г. №4-ФЗ) гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Согласно ч.2 ст.1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Как установлено судом, государственная регистрация перехода права собственности на участки была приостановлена и заявителю обоснованно было предложено представить дополнительные документы. Данным правом Боранцев О.В. не воспользовался, хотя в пределах срока приостановлении регистрации имел реальную возможность обратиться за согласованием в ГК «<...>» ФСО РФ.

Суд находит, что Боранцевым О.В. не доказан факт, что оспариваемыми решениями ему созданы препятствия в осуществлении правомочий собственника и нарушено право на распоряжение принадлежащим ему имуществом. Поскольку суд признаёт оспариваемые решения законными и обоснованными, то законным и обоснованным решением не могут быть нарушены права заявителя.

Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Управление Росреестра по Тверской области в представленном отзыве, помимо прочих возражений, ссылается также на пропуск заявителем установленного законом срока для обращения в суд с требованием об оспаривании законности решений.

Решения об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на участки вынесены <дата> Боранцев О.В. срок на обращение в суд с требованием об оспаривании решений не пропустил, т.к. обратился <дата>, о чем свидетельствует почтовые штемпели (л.д.9,48).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявления Боранцева О.В. об оспаривании решений Конаковского отдела Управления Росреестра по Тверской области и возложении на Управление Росреестра по Тверской области обязанностей осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на земельные участки являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь Федеральным законом от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. ФЗ от 09.02.2009 г. №4-ФЗ), Федеральным законом РФ №33-ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях», Положением о Госкомплексе «<...>», утвержденном Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. №1217, ст.ст.245-240, 254-258,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Боранцева О. В. о признании незаконными: решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (Конаковский отдел) <номер> от <дата> и <номер> от <дата> об отказе в государственной регистрации перехода права, права собственности на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами соответственно <номер> и <номер>; возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (Конаковский отдел) обязанности осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на указанные участки,- отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Раменский городской суд.

Федеральный судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200