Решение Именем Российской федерации 04 июля 2012 года Раменский городской суд Московской области В составе: председательствующего судьи Уваровой И.А. При секретаре Поляковой Е.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3286 по заявлению Белова О. П., Беловой М. И. об оспаривании решения администрации муниципального образования, У с т а н о в и л: Белов О.П., Белова М.И. в порядке главы 25 ГПК РФ обратились с заявлением, которым просят признать отказ главы муниципального образования «городской округ <...>» ФИО1 о переводе жилых помещений – <адрес>, в нежилое помещение незаконным; обязать главу муниципального образования «городской округ <...>» ФИО1 принять решение о переводе жилых помещений – <адрес>, в нежилое помещение. В обоснование требований ссылаются на то, что имеют в собственности указанные квартиры. <дата> на имя главы городского округа <...> было подано заявление о переводе названных жилых помещений в нежилые. Все документы, предусмотренные ч.2 ст.23 ЖК РФ, были представлены вместе с заявлением. Однако <дата> ими было получено уведомление <номер> об отказе в переводе помещений в нежилые ввиду отсутствия согласия собственников многоквартирного дома. По основаниям, изложенным в заявлении, считает данный отказ необоснованным. В судебном заседании Белов О.П. и Белова М.И. отсутствовали. О слушании дела извещены надлежащим образом. Их представитель по доверенности Белов Д.О. (л.д.36-37) поддержал заявление и просил его удовлетворить. Представитель органа, чьи действия обжалуются, по доверенности Табакова Л.Г. (л.д.38) возражала в удовлетворении требований, ссылаясь на отсутствие согласия сособственников дома (письменные возражения л.д.90). Суд, заслушав стороны, проверив материалы дела, приходит к следующему. Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что <дата> Белов О.П. и Белова М.И. обратились к главе <...> с заявлением о переводе жилых помещений – квартир <номер> в нежилые (л.д.23). Уведомлением <номер> заявителям было отказано в связи с отсутствием согласия собственников многоквартирного дома (л.д.21). Пункт 4 Положения о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения в <адрес>, утвержденного постановлением главы города <...> от <дата> <номер>, предусмотрен перечень документов, необходимых для решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое. В данном перечне, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, не упоминается согласие собственников многоквартирного дома (л.д.55-63). Однако, как указывается в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008) (ред. от 05.12.2008), Часть 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод. Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи. Однако, как следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Так, п. п. 1, 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"). При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 40 ЖК РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок предан в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения ч. ч. 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Из проекта, составленного ОАО «<...>», усматривается, что для объединения квартир <номер> под офисное помещение необходимо провести перепланировку и переустройство квартир (л.д.24-33). При этом необходимости присоединения части общего имущества в многоквартирном доме не имеется, отдельный вход планируется обустроить путем демонтажа балконных дверей и устройства лестницы с фасадной части дома (л.д.32). Земельный участок, на котором расположен спорный дом, находится в государственной собственности и в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома не передавался (л.д.44-46). Доказательств тому, что перевод жилых помещений в нежилые будет иным образом затрагивать права собственников многоквартирного дома, администрацией муниципального образования «городской округ Бронницы», не представлено. Кроме того, в судебном заседании представитель заявителей представил протокол <номер> от <дата>, в соответствии с которым 56% собственников дома <адрес> проголосовали за перевод квартир <номер> в нежилые помещения. К протоколу приложены решения собственников указанного дома (л.д.98-147). Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявителям было незаконно отказано в переводе жилых помещений в нежилые, поэтому их требования на основании ст.258 ГПК РФ подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56,254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Белова О. П., Беловой М. И. удовлетворить. Признать отказ главы муниципального образования «городской округ <...>» ФИО1 о переводе жилых помещений – <адрес>, в нежилое помещение незаконным. Обязать главу муниципального образования «городской округ <...>» ФИО1 принять решение о переводе жилых помещений – <адрес>, в нежилое помещение. Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья