Дело о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС



Дело №2-258/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2010г. п.Ракитное

Ракитянский районный суд Белгородской области в составе председательствующего судьи Богданова А.П.,

при секретаре Бондаренко В.А.,

с участием истца Самусева Н.Г., представителя ответчика - Управления социальной защиты населения администрации Ракитянского района Капустиной Е.Н., действующей на основании доверенности от 1.02.2010г.,

в отсутствие представителя ответчика - Управления социальной защиты населения Белгородской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самусева Николая Григорьевича к Управлению социальной защиты населения Белгородской области и Управлению социальной защиты населения администрации Ракитянского района о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,

УСТАНОВИЛ:

Самусев Н.Г. с 8 ноября 1986г. по 3 февраля 1987г., включительно, в числе призванных на специальные военные сборы в составе войсковой части 20040 принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

5 мая 1991г. Самусеву Н.Г. выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в соответствии с которым он до 1 июля 2008г. пользовался мерами социальной поддержки по месту жительства в респ.Киргизия.

В сентябре 2008г. истец приобрел гражданство Российской Федерации и переехал на постоянное место жительства в Белгородскую область.

В органах социальной защиты населения Белгородской области в получении удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС истцу отказывают по причине отсутствия документов, подтверждающих факт его участия в работах по ликвидации последствий в 30-ти километровой зоне отчуждения.

Дело инициировано иском Самусева Н.Г. Он просил обязать Управление социальной защиты населения Белгородской области выдать ему удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения администрации Ракитянского района иск не признала, пояснив, что у истца отсутствуют документы, подтверждающие факт участия в работах по ликвидации последствий в зоне отчуждения.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения Белгородской области в судебное заседание не явился. Просили рассмотреть дело в их отсутствие, против исковых требований возражали.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Обратившись с исковыми требованиями истец сослался на наличие у него права на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ввиду осуществления им в период 1986-1987г.г. работ в зоне отчуждения.

Ответчиками не оспаривается, что истец с 8 ноября 1986г. по 3 февраля 1987г., включительно, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Однако оснований для выдачи истцу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС они не находят.

Отказывая в выдаче удостоверения, ответчики ссылаются на статью 15 Закона РФ от 15.05.1991г. N1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и на Приказ МЧС РФ N 727, Минздравсоцразвития РФ N 831, Минфина РФ N 165н от 08.12.2006 "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", установившие порядок и условия выдачи статусных удостоверений.

Пунктом 6 вышеуказанного Приказа определен перечень документов, необходимых для представления в органы социальной защиты населения для получения истребуемого статусного удостоверения, подтверждающих участие истца в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Необходимость подтверждения истцом участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения для получения статусного удостоверения и мер социальной поддержки вытекает из п.п.3 п.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991г. N1244-1 и п.2 приведенного совместного Приказа.

Ответчики утверждают, что надлежащих документов, установленных законом, истцом в органы социальной защиты не представлено, против чего последний не возражает.

При этом истец настаивает, что факт выполнения им работ в 30-ти километровой зоне отчуждения и его статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС подтверждается представленными документами: выпиской из исторического формуляра войсковой части 20040, справкой командования войсковой части, сведениями Центрального архива Министерства обороны республики Узбекистан, копиями военного билета и удостоверения участника ликвидации, и справкой управления социальной защиты населения с предыдущего места жительства истца.

С данными заявлениями истца суд не может согласиться, поскольку вышеуказанные документы не содержат сведений о его личном участии в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.

Выпиской из исторического формуляра войсковой части 20040 устанавливается факт участия личного состава части в проведении дезактивационных работ на объектах Чернобыльской АЭС и прилегающих к ней территорий в период с 15.05.1986г. по 7.12.1989г. (л.д. 10). При этом факт личного участия истца в этих работах данным документом не подтверждается

Справка командования войсковой части №20040 (л.д.11) устанавливает факт участия истца в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, но не содержит сведений о выполнении им работ в зоне отчуждения.

Центральный архив Министерства обороны республики Узбекистан не располагает сведениями о выполнении истцом работ по ликвидации последствий катастрофы в 30-ти километровой зоне отчуждения (л.д. 13).

В военном билете на имя истца также не имеется отметок о его работе в зоне отчуждения (л.д. 19).

Наличие у истца удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС союзного образца (л.д. 16) не является основанием для выдачи ему истребуемого удостоверения.

В силу п.1 Приказа МЧС РФ N727, Минздравсоцразвития РФ N831, Минфина РФ N165н от 08.12.2006г., имевшееся у истца удостоверение союзного образца на территории Российской Федерации с 1.01.2007г. не действительно.

Обязательность представления документов, подтверждающих участие истца в работах по ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения, и при наличии удостоверения союзного образца предусмотрено пунктом 4 данного совместного Приказа, поскольку личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения союзного образца, в органах социальной защиты населения Белгородской области не имеется, и необходимых надлежащим образом заверенных копии документов из личного дела истцом представлено.

В Законе РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отсутствуют указания на автоматическое установление статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и на безусловную выдачу удостоверения лицам, ранее имевшим данный статус, и переселившимся из других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания.

Какого-либо межгосударственного соглашения между Российской Федерацией и республикой Киргизия по указанным вопросам не имеется.

Статьей 49 Закона РФ от 15.05.1991г. N1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные данным законом, гарантированы лицам, переселившимся на территорию Российской Федерации из других государств. Однако, в силу статьи 15 данного Закона, право на меры социальной поддержки возникает с момента предъявления удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, то есть после получения удостоверения в уполномоченных органах Российской Федерации.

Не подтверждает право истца на получение удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и то, что он до 1.07.2008г. пользовался мерами социальной поддержки в респ.Киргизия (л.д. 15).

Представленные суду благодарственное письмо (л.д. 9) и удостоверение к медали (л.д. 8), которыми истец отмечен в связи с участием в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, не могут быть приняты судом доказательствами, подтверждающими его участие в работах в зоне отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС.

Доказательств о том, что войсковая часть 20040, в составе которой истец проходил специальные военные сборы, дислоцировалась непосредственно в 30-ти километровой зоне отчуждения, суду не представлено. Равно как и не представлено суду иных доказательств, дающих суду основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

Наличие у него группы инвалидности и заболеваний, связанных с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, истец опроверг.

О возможности отнесения его к другой категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и указанных в ст.13 Закона РФ от 15.05.1991г. N1244-1, что могло бы изменить перечень требуемых для выдачи статусного удостоверения документов, истец не заявил.

При таких обстоятельствах, когда истцом не представлено доказательств, подтверждающих его участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, оснований для выдачи статусного удостоверения не имеется.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Самусева Николая Григорьевича к Управлению социальной защиты населения Белгородской области и Управлению социальной защиты населения администрации Ракитянского района о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС признать необоснованными и в их удовлетворении отказать. 

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Ракитянский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование судебных постановлений.  

Судья А.П. Богданов