Дело № 2-179
Р Е Ш Е Н И Е
(мотивированная часть)
Именем Российской Федерации
24 мая 2010 г. г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Качановой В.И.,
с участием помощника прокурора г. Райчихинска Манухина С.Н.,
при секретаре Хомяковой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Райчихинска, действующего в интересах Гиль А.Г. к Администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор г. Райчихинска, действуя в интересах Гиль А.Г. обратился в Райчихинский городской суд Амурской области с иском к Администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование своих требований следующие обстоятельства:
Прокуратурой г. Райчихинска проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно преамбуле к ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий закон распространяется также на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет.
В ходе проверки установлено, что Гиль А.Г., Дата обезличена года рождения остался без попечения родителей, мать Ш.О.Н. умерла, и отец Г.Г.А. - лишен родительских прав. Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии рабочего поселка (пгт) Прогресс от Дата обезличенаг. Номер обезличен Гиль А.Г. включен во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющие собственного жилья.
Гиль Г.А. окончил обучение в ГОУ НПО «профессиональное училище № …» пгт. Прогресс и получил свидетельство о начальном профессиональном образовании.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На территории Амурской области обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в соответствии с законом Амурской области от 11.04.2005г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с ч. 3 ст. 4 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
Однако в нарушение требований ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ФЗ № 159 от 21.12.1996г., Администрация рабочего поселка (пгт) Прогресс до настоящего времени не предоставила Гиль А.Г. жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1, 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства
Гиль А.Г. обратился в прокуратуру г. Райчихинска с заявлением оказать содействие в получении жилья, обращении в суд в защиту его интересов.
В связи с чем, в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, в суд было предъявлено исковое заявление о понуждении Администрации пгт. Прогресс к предоставлению Гиль А.Г. жилого помещения вне очереди.
Просит суд обязать орган местного самоуправления в лице Администрации пгт. Прогресс, предоставить Гиль А.Г. по месту жительства благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной социальной нормы (18 кв.м.), отвечающее санитарным и техническим нормам.
Определением Райчихинского городского суда от Дата обезличенаг. для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Амурской области и Министерство образования и науки Амурской области.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Райчихинска Манухин С.Н. на исковых требованиях настаивал, в обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Гиль А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика - Администрации рабочего поселка (пгт) в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Согласно представленному отзыву, иск прокурора г. Райчихинска не признал по тем основаниям, что норма ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, не возлагает обязанность по обеспечению внеочередным жильем на органы местного самоуправления. Ссылка истца на нарушение ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», также является неправомерной. В соответствии с выводами Конституционного Суда РФ изложенными в Определении от 5 февраля 2009г. № 250-О-П, обеспечение указанной категории граждан внеочередным жильем является государственным полномочием субъекта РФ по месту жительства таких людей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. В Постановлении губернатора Амурской области от 04.05.2009г. № 222 (п. 8) «Об утверждении порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», указано право, а не обязанность, органа местного самоуправления предоставить жилое помещение из муниципального жилищного фонда данной категории граждан с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий. Данное полномочие реализуется администрацией рабочего поселка (пгт) Прогресс при наличии свободного муниципального жилого фонда.
В соответствии с п. 4 Постановления губернатора Амурской области от 04.05.2009г. № 222 администрацией рабочего поселка (пгт) Прогресс сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительство), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и не имеющих закрепленного жилого помещения, который со всеми необходимыми документами направляется в Министерство образования и науки Амурской области в целях выделения денежных средств из областного бюджета для приобретения органами местного самоуправления муниципального жилья и предоставления его указанными лицам.
В связи с чем, в действиях администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс отсутствуют признаки нарушения действующего законодательства, исковые требования прокурора не подлежат удовлетворения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство финансов Амурской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещена. Отзыв на иск прокурора г. Райчихинска не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство образования и науки Амурской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещена. Отзыв на иск прокурора г. Райчихинска не представил.
Выслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд признает исковые требования прокурора города Райчихинска законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно заявлению Гиль А.Г. на имя прокурора города Райчихинска, он просит посодействовать в получении жилья и обратиться в суд в защиту его интересов л.д. Номер обезличен).
Таким образом, иск прокурора города Райчихинска, предъявленный в интересах Гиль А.Г., подлежит рассмотрению по существу.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение нашло свое развитие в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, согласно которой, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 октября 2002 г. N 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним, названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз. 4 ст. 1).
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. При этом конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Судом установлено, что Гиль А.Г. остался без попечения родителей, поставлен на учет как нуждающийся в получении жилого помещения по договору социального найма, в настоящее время он закончил образовательное учреждение, данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами:
Согласно постановлению главы Администрации центрального района ... над Гиль А.Г. установлено попечительство Г.Л.Н., в связи с тем, что мать Ш.О.Н. умерла, отец Гиль Г.А. лишен родительских прав л.д. Номер обезличен).
Дата обезличенаг. Гиль А.Г. закончил ГОУ НПО ... «Профессиональное училище № …», о чем ему Дата обезличена г. выдан диплом о начальном профессиональном образовании серии Номер обезличен Номер обезличен л.д. Номер обезличен).
Постановлением и.о. Главы рабочего поселка (пгт) Прогресс Номер обезличен от Дата обезличенаг. в связи с тем, что мать несовершеннолетнего Гиль А.Г. умерла, отец лишен родительских прав, а закрепленное жилое помещение признано непригодным для проживания, Гиль А.Г., поставлен на учет на внеочередное получение жилья л.д. Номер обезличен).
Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии рабочего поселка (пгт) Прогресс от Дата обезличенаг. Номер обезличен, Гиль А.Г. признан нуждающимся и поставлен в очередь для внеочередного получения жилья по категории - дети, оставшиеся без попечения и не имеющие собственного жилья л.д. Номер обезличен)
Таким образом, Гиль А.Г., остался без попечения родителей и поэтому имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Порядок предоставления жилого помещения в Амурской области лицам, оставшимся без попечения родителей, урегулирован в п. 3 ст. 4, ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 20005г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в Постановлении Губернатора Амурской области от 04.05.2009г. № 333 «Об утверждении Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения».
В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1, 7, 10 статьи 2 и частью 3 статьи 4 настоящего Закона.
В силу п. 1, 8 Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Губернатора Амурской области от 4 мая 2009 г. N 222 "Об утверждении Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" (с изменениями и дополнениями), настоящий Порядок разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Законом Амурской области "О жилищной политике в Амурской области", Законом Амурской области "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и определяет механизм обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и не имеющих закрепленного жилого помещения.
Орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Следовательно, предоставление Гиль А.Г. жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст.ст. 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании установлено, что Администрацией рабочего поселка (пгт) Прогресс, осуществившей постановку Гиль А.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицу из числа детей оставшихся без попечения родителей, жилое помещение не предоставлено.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с ч. 1, 2, 5 ст. 7 Закон Амурской области от 1 сентября 2005 г. № 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области" (с изменениями и дополнениями) (Принят областным Советом народных депутатов 19 августа 2005 года), нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размере: 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.
С учетом изложенного, суд считает требования прокурора г. Райчихинска о предоставлении Гиль А.Г. жилого помещения в пгт. Прогресс по договору социального найма обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что в действиях Администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс отсутствуют признаки нарушения действующего законодательства, поскольку все необходимые документы направлялись в Министерство образования и науки Амурской области в целях выделения денежных средств из областного бюджета для приобретения муниципального жилья и предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не состоятельны, так как не подкреплены никакими доказательствами и поэтому суд не имеет возможности дать им надлежащую юридическую оценку.
Суд учитывает, что в соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) в связи с чем, иных требований к жилому помещению предоставляемому по договору социального найма, Жилищный кодекс РФ не предусматривает.
Поэтому суд считает, что исковые требования прокурора г. Райчихинска к Администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс о предоставлении Гиль А.Г. по месту жительства благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, не ниже установленной социальной нормы (18 кв.м.), отвечающее санитарным и техническим нормам, подлежит удовлетворению в части, а именно на Администрацию рабочего поселка (пгт) Прогресс должна быть возложена обязанность предоставить Гиль А.Г. по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 кв.м. в черте рабочего поселка (пгт) Прогресс, без указания на его благоустроенность.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
иск прокурора города Райчихинска удовлетворить частично.
Обязать Администрацию рабочего поселка (пгт) Прогресс предоставить Гиль А.Г. по договору социального найма жилое помещение, расположенное в границах рабочего поселка (пгт) Прогресс Амурской области, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 кв.м.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в 10 дней в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд, начиная с Дата обезличенаг.
Судья Райчихинского
городского суда В.И. Качанова
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от Дата обезличена года решение Райчихинского городского суда от Дата обезличена года в части определения площади предоставляемого жилого помещения изменено. Абзац второй изложен в следующей редакции.
Обязать Администрацию рабочего поселка (пгт.) Прогресс предоставить Гиль А.Г. по договору социального найма жилое помещение, расположенное в границах рабочего поселка (пгт.) ..., отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33 кв. м.
В остальной части решение Райчихинского городского суда от Дата обезличена года оставить без изменения.
Решение суда вступило в законную силу 30 июля 2010 года