(мотивированное)
г. Райчихинск 30 апреля 2010г.
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Григорьевой В.А.
при секретаре Сулаковой Е.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Райчихинска Амурской области, действующего в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Михеевой Л.Н. к Администрации рабочего поселка пгт. Прогресс о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор г. Райчихинска Амурской области Порохов А.А., действуя в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Михеевой Л.Н. обратился в Райчихинский городской суд Амурской области с иском к Администрации рабочего поселка пгт. Прогресс о предоставлении жилого помещения, указав в его обоснование следующие обстоятельства:
Михеева Л.Н., Дата обезличена года рождения осталась без попечения родителей.
Михеева Л.Н. окончила обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище № …» в ... и получила диплом о начальном профессиональном образовании серии Номер обезличен Номер обезличен, выданный Дата обезличенаг., регистрационный № Номер обезличен.
Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии рабочего поселка ... Номер обезличен от Дата обезличенаг. Михеева Л.Н. включена во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих собственного жилья.
Ссылаясь на ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит суд обязать орган местного самоуправления в лице Администрации рабочего поселка пгт. Прогресс Амурской области предоставить Михеевой Л.Н., Дата обезличена года рождения по месту жительства благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной социальной нормы (18 кв. м), отвечающее санитарным и техническим нормам.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Райчихинска Амурской области Вельмискина Е.В. исковые требования поддержала полностью по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Михеева Л.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора г. Райчихинска, заявленные в её интересах, поддержала полностью, суду пояснила, что она осталась без попечения родителей. С Дата обезличена. по Дата обезличена. она обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище № …» в ..., где получила диплом. С Дата обезличена. по Дата обезличена. она обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище № …», где также получила диплом. Своего жилья она не имеет, близких родственников у неё нет. На протяжении 8 лет она вынуждена жить, где придется. В настоящее время она имеет регистрацию в доме своей дальней родственницы по ... Номер обезличен ..., фактически проживает по ... Номер обезличен ... .... Она обращалась в Администрацию рабочего поселка пгт. Прогресс с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, но до настоящего времени жилье ей не предоставлено.
Представитель ответчика - Администрации рабочего поселка пгт. Прогресс Гулевич Т.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в её отсутствие л.д. Номер обезличен).
Из отзыва Администрации рабочего поселка пгт. Прогресс на иск следует, что Администрация рабочего поселка пгт. Прогресс исковые требования прокурора г. Райчихинска не признает, полагает, что в действиях (бездействии) Администрации рабочего поселка пгт. Прогресс отсутствуют признаки нарушения действующего законодательства, просит прокурору в иске отказать. В обоснование своих доводов указывает, что положения части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не возлагают обязанность по обеспечению внеочередным жильем на органы местного самоуправления. Считает ссылку истца на нарушение ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» неправомерной.
Указывает, что Администрацией рабочего поселка пгт. Прогресс реализуется право органа местного самоуправления, при наличии свободного муниципального жилищного фонда, предоставить жилое помещение из муниципального жилищного фонда данной категории граждан с последующим возмещением понесенных расходов за счет субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий. В соответствии с п. 4 Постановления Губернатора Амурской области 04 мая 2009г. № 222 Администрацией рабочего поселка пгт. Прогресс сформирован Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и не имеющих закрепленного жилого помещения, который со всеми необходимыми документами направляется в министерство образования и науки Амурской области в целях выделения денежных средств из областного бюджета для приобретения органами местного самоуправления муниципального жилья и предоставления его указанным лицам л.д. Номер обезличен).
Представитель отдела образования рабочего поселка (пгт.) Прогресс в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. С требованиями, предъявленными прокурором г. Райчихинска, согласен л.д. Номер обезличен).
Представитель министерства образования и науки Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из отзыва на иск следует, что по состоянию на Дата обезличенаг. из отдела образования администрации рабочего поселка пгт. Прогресс не поступало заявки на финансирование из областного бюджета ввиду того, что министерство, как главный распорядитель не вправе осуществить перечисление финансовых средств на реализацию переданных полномочий. Обязанности министерства, как главного распорядителя средств субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по перечислению средств субвенции будут исполнены после направления в адрес министерства заявки на соответствующее финансирование л.д. Номер обезличен).
Представитель министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Из отзыва на иск следует, что на основании информации по использованию субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ..., представленной министерством образования и науки Амурской области, финансирование за Дата обезличена. выполнено в полном объеме в сумме 528000 руб. (приобретена одна квартира), остатка денежных средств нет, задолженности за Дата обезличена. нет, дополнительных заявок на финансирование в Дата обезличена. не поступало. В Дата обезличена. на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей финансирование за Дата обезличена. произведено в полном объеме в сумме 165000 руб. (приобретена одна квартира), остатка денежных средств нет, задолженности за Дата обезличена. нет, дополнительных заявок на финансирование в Дата обезличена. не поступало л.д. Номер обезличен).
Изучив материалы гражданского дела, заслушав заместителя прокурора г. Райчихинска Вельмискину Е.В., пояснения Михеевой Л.Н., суд находит исковые требования прокурора г. Райчихинска обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г.№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.
Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, в жилищных отношениях.
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
Порядок предоставления жилого помещения в Амурской области лицам, оставшимся без попечения родителей, урегулирован в п. 3 ст. 4, ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в Постановлении Губернатора Амурской области от 04 мая 2009г. № 222 «Об утверждении Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения».
В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1, 7, 10 статьи 2 и частью 3 статьи 4 настоящего Закона.
В соответствии с п. 9 Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…, орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Судом установлено и это подтверждается материалами гражданского дела, что Михеева Л.Н., Дата обезличена года рождения осталась без попечения родителей в Дата обезличена. Решением Райчихинского городского суда Амурской области от Дата обезличенаг. родители Михеевой Л.Н. - М.Т.Ф. и М.Н.А. лишены родительских прав л.д. Номер обезличен)
Постановлением главы Администрации ... от Дата обезличенаг. Номер обезличен Михеева Л.Н. определена в детский дом л.д. Номер обезличен).
Дата обезличенаг. Михеевой Л.Н. выдано охранное свидетельство на жилую площадь в квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ... л.д. Номер обезличен).
С Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. Михеева Л.Н. проходила обучение в Профессиональном училище № … ... л.д. Номер обезличен).
С Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. Михеева Л.Н. проходила обучение в ГОУ Профессиональном училище № … ... л.д. Номер обезличен).
Дата обезличенаг. Михеева Л.Н. обратилась к главе рабочего поселка ... с заявлением о предоставлении ей жилого помещения. Из данного заявления усматривается, что Михеева Л.Н. воспитывалась в детском доме № … ... .... Своего жилья не имеет. Дом, где ранее она проживала с родителями, в настоящее время снесен л.д. Номер обезличен).
В судебном заседании Михеева Л.Н. подтвердила, что вышеуказанный дом снесен. Данное обстоятельство также подтверждается сведениями, содержащимися в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилья по состоянию на Дата обезличенаг., сформированном Администрацией рабочего поселка пгт. Прогресс, где в графе, напротив фамилии Михеевой Л.Н. содержится указание на то, что дом № … по ... разобран (ветхий аварийный фонд) л.д. Номер обезличен).
В настоящее время Михеевой Л.Н., Дата обезличена года рождения, полных … лет.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Поскольку Михеева Л.Н. утратила родительское попечение в Дата обезличена г. и право претендовать на внеочередное получение жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда у неё возникло до введения в действие Жилищного кодекса РФ, к правам и обязанностям сторон подлежат применению нормы ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания у родственников, при прекращении опеки (попечительства), если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.
Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством.
Доводы ответчика о том, что жилищное законодательство РФ не возлагает обязанность по обеспечению граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей внеочередным жильем на органы местного самоуправления, являются несостоятельными, поскольку анализ положения Жилищного кодекса РФ, Жилищного кодекса РСФСР, Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» позволяет сделать вывод о том, что обязанность по внеочередному обеспечению жильем указанным категориям граждан лежит на органе местного самоуправления, в данном случае, на Администрации рабочего поселка пгт. Прогресс. Отношения по возмещению стоимости приобретенного органом местного самоуправления жилья для предоставления в порядке Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются статьей 5 указанного Закона, в которой предусмотрено возмещение расходов органов местного самоуправления за счет средств соответствующего бюджета, в данном случае - бюджета Амурской области в виде субвенций.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора г. Райчихинска Амурской области обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
удовлетворить заявление прокурора г. Райчихинска Амурской области, действующего в интересах Михеевой Л.Н. о предоставлении жилого помещения.
Обязать Администрацию рабочего поселка пгт. Прогресс Амурской области предоставить Михеевой Л.Н. жилое помещение по договору социального найма, расположенное в черте рабочего поселка ... ..., благоустроенное применительно к условиям рабочего поселка ..., отвечающее установленным санитарно-техническим требованиям с нормой предоставления жилой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования рабочего поселка ....
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда - Дата обезличенаг.
Судья Райчихинского
городского суда В.А. Григорьева
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от Дата обезличена года решение Райчихинского городского суда от Дата обезличена года оставлено без изменения, а кассационная жалоба Администрации рабочего поселка (пгт.) Прогресс - без удовлетворения.
Резолютивная часть решения дополнена указанием о предоставлении жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. м.
Решение суда вступило в законную силу 15 июля 2010 года