Дело № 2-662
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированная часть)
30 сентября 2010 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Грибовой Н.А.,
при секретаре Шпартун Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Есиповой Г.А. к МУЗ «Райчихинская центральная городская больница», о признании незаконным порядка начисления заработной платы, взыскании недоначисленной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Есипова Г.А. принята на работу в МУЗ «Райчихинская центральная городская больница» клиническим лаборантом детской поликлиники. ДД.ММ.ГГГГ работодателем МУЗ «Райчихинская городская больница» Есипова Г.А. переведена на должность лаборанта клинико-диагностической лаборатории.
Есипова Г.А. обратилась в Райчихинский городской суд с иском к МУЗ «Райчихинская центральная городская больница», о признании незаконным порядка начисления заработной платы, взыскании недоначисленной заработной платы, указав в обоснование заявленных требований следующие обстоятельства. Истица работает в должности клинического лаборанта в МУЗ «Райчихинская центральная городская больница» и её оклад с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составлял 3276 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ - составляет 3365 рублей, в то время как на основании федерального закона № 91-ФЗ от 24 июня 2008 года с 01 января 2009 года оклад не должен быть ниже минимального размера оплаты труда - 4 330 рублей. В связи с данным обстоятельством, полагает, что работодателем неверно исчисляется размер ее заработной платы, с учетом районного коэффициента - 30 %, надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока - 30 %, медицинский стаж, доплату за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Учитывая, что по основной должности истица отработала месячную норму рабочего времени, то полагает, что ее работа по совместительству не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Полагает, что работодатель фактически снижает заработную плату истицы за работу, выполняемую по основной должности и за совмещение профессий. По этой причине считает, что работодатель ежемесячно осуществлял недоначисление и недоплату прямого оклада, с учетом разницы положенного оклада - 4 330 рублей и фактически начисленного. Согласно предоставленному расчету, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма недоначисленной заработной платы составила 39 710 рублей. Со ссылкой на нормы ст. 129, 133 Трудового кодекса РФ, просит обязать ответчика производить начисление заработной платы, в соответствии с положениями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, то есть с начислением компенсационных и стимулирующих выплат, свыше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 39 710 рублей.
Истица Есипова Г.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что заработная плата ей выплачивается работодателем - МУЗ «Райчихинская центральная городская больница», которым неправомерно осуществляется исчисление размера заработной платы, при этом оклад установлен ниже минимального размера оплаты труда, что, по ее мнению, противоречит закону. Просит обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из оклада 4 330 рублей, взыскать с ответчика не начисленную сумму заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 39 710 рублей.
Представитель истицы Гладких Н.П. считает, что требования истицы являются обоснованными, поскольку порядок начисления заработной платы установлен нормами ст. 129, 133 ТК РФ, которые определяют тарифную ставку, оклад как базовую ставку начисления заработной платы работникам, выполняющим работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, т.е. работу в особых климатических условиях. Поэтому порядок начисления МУЗ «Райчихинская центральная городская больница» оплаты труда истицы, без учета надбавок, а именно включения надбавок в ограниченную сумму минимальной заработной платы, установленную на всей территории Российской Федерации считает необоснованным. Просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика - МУЗ «Райчихинская центральная городская больница» по доверенностив судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном отзыве относительно заявленных требований возражал.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - Администрации города Райчихинска по доверенностив судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном отзыве относительно заявленных требований возражал.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - Финансового управления Администрации города Райчихинска по доверенностив судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном отзыве относительно заявленных требований возражал.
Выслушав пояснения представителя истицы, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Есиповой Г.А. удовлетворению не подлежат.
Основанием для заявления рассматриваемого иска в суде явилось утверждение истицы о том, что работодателем - МУЗ «Райчихинская центральная городская больница» при начислении заработной платы положенные к выплате доплаты и надбавки стимулирующего характера включены в установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, в связи с чем, истица недополучила с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 39 710 рублей, которые просит взыскать с ответчика.
В ходе рассмотрения дела, судом добыты доказательства, свидетельствующие о том, что приведенные выше доводы истца о начислении Работодателем заработной платы в нарушение трудового законодательства не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса РФ (в редакции ФЗ РФ от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда, на что указывалось также в части 2 статьи 129 Трудового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяет минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ от 20 апреля 2007 года № 54 -ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных и стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса РФ).
В порядке исполнения Постановления Губернатора Амурской области от 22 декабря 2008 года N 486 «О введении новых систем оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Амурской области, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников учреждений, финансируемых из областного бюджета», в целях совершенствования организации заработной платы работников государственных бюджетных учреждений Амурской области и в соответствии со статьей 6 Закона Амурской области от 22 декабря 2004 года N 397-ОЗ «Об оплате труда работников учреждений, финансируемых из областного бюджета» (в редакции от 24 июня 2008 года N 51-ОЗ) осуществлен перевод на новые системы оплаты труда (начиная с 01 января 2009 года в срок до 01 июля 2009 года) работников государственных бюджетных учреждений Амурской области, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников учреждений, финансируемых из областного бюджета.
С 01 января 2009 года Федеральным законом Российской Федерации от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда - 4 330 рублей в месяц.
Согласно пункту 1.2 Постановления Губернатора Амурской области от 25 декабря 2008 года № 508 «Об увеличении фонда оплаты труда для работников учреждений, финансируемых из областного бюджета, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда» в целях обеспечения социальных гарантий работникам учреждений, финансируемых из областного бюджета, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда, с 01 января 2009 года размер месячной заработной платы работников государственных бюджетных учреждений обеспечен не ниже минимального размера оплаты труда в месяц, в размере 4 330 рублей.
Согласно Уставу МУЗ «Райчихинская центральная городская больница», Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, самостоятельно осуществляет определенную Уставом деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Амурской области, местного самоуправления. В соответствии с действующим законодательством Учреждение вправе определять систему оплаты труда работников, методы их стимулирования, устанавливать штатно-организационную структуру.
Постановлением № 150 от 11 марта 2009 года Главы города Райчихинска «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений города Райчихинска, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников учреждений, финансируемых из городского бюджета», установлено осуществление перевода на новые системы оплаты труда с 01 июля 2009 года работников муниципальных бюджетных учреждений города Райчихинска.
Постановлением № 372 от 17 июня 2009 года Главы города Райчихинска Амурской области в целях совершенствования организации заработной платы работников муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения города Райчихинска, в соответствии с Постановлением Главы города Райчихинска от 11 марта 2009 года № 150 «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений города Райчихинска, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников учреждений, финансируемых из городского бюджета» утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств городского бюджета. Главному врачу МУЗ «Райчихинская ЦГБ» предложено на основе Положения разработать штатное расписание, уведомить работников учреждения об изменениях условий труда.
Согласно Положению об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств городского бюджета, условия оплаты труда работников муниципального учреждения здравоохранения, финансируемого за счет средств городского бюджета, включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, повышающие коэффициенты, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Амурской области, нормативными правовыми актами города, а также настоящим Положением и являются обязательными для включения в трудовой договор.
Согласно разделу 2 «Порядок и условия оплаты труда» Положения, размеры окладов (ставок) работников муниципального учреждения здравоохранения, финансируемого за счет средств городского бюджета, устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим профессиональным квалификационным группам, квалификационным уровням и квалификационным категориям. Квалификационная категория учитывается при работе работников той специальности, по которой им присвоена квалификационная категория.
Размеры и сроки повышения оплаты труда устанавливаются в соответствии с решением Райчихинского городского Совета народных депутатов.
В соответствии с утвержденным постановлением Главы города Райчихинска от 11 марта 2009 года № 150 перечнем видов выплат компенсационного характера работникам могут быть установлены следующие выплаты:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (в южных районах Амурской области).
Система материального поощрения работников учреждения предусматривает выплаты стимулирующего характера, к которым отнесены: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, выплаты за непрерывный стаж и выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы.
Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), состоящих в трудовых отношениях на момент перехода на новые системы оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда, при условии сохранения должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
При этом оплата труда работников, состоящая из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, компенсационных и стимулирующих выплат не может быть меньше минимального размера оплаты труда (с 01 января 2009 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4 330 рублей).
Оплата труда по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени, или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени (раздел 1 Положения).
Коллективным договором МУЗ «Райчихинская центральная городская больница», установлено, что Работодатель обязуется выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную платы в сроки, установленные настоящим коллективным договором.
В соответствии со ст. 21, 22 ТК РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Как установлено судом и следует из пояснений представителя истицы, а также из материалов гражданского дела, истица Есипова Г.А.с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с МУЗ «Райчихинская центральная городская больница», где осуществляет работу по должности клинического лаборанта, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. №).
Согласно приказу № № от ДД.ММ.ГГГГ Есипова Г.А. переведена на должность лаборанта клинико-диагностической лаборатории, что подтверждается данными трудовой книжки (л.д. №).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Есипова Г.А. предупреждается о введении новых систем оплаты труда, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ оклад устанавливается в размере 3365 по должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории (л.д. №).
Согласно штатному расписанию МУЗ «Райчихинская центральная городская больница», штат МУЗ «Райчихинская центральная городская больница» отделение клинико-диагностической лаборатории стационара предусматривает наличие должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории.
Согласно установленному Положением об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств городского бюджета, размер оклада лаборанта клинико-диагностической лаборатории, отнесенной к Профессиональной квалификационной группе «Средний медицинский и фармацевтический персонал», составляет с учетом имеющейся квалификационной категории 3365 рублей.
Из представленных расчетных листков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), Есиповой Г.А. Работодателем производится оплата труда, в соответствии с трудовым договором, включающая оплату по окладу, выплатам компенсационного характера - за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Исходя из представленных доказательств, судом установлено, что месячный размер оплаты труда истицы Есиповой Г.А., с учетом фактически отработанного времени, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не начислялся работодателем ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством в размере 4 330 рублей.
При изучении материалов дела судом установлено, что определенный трудовым договором для истца, как работника муниципального учреждения здравоохранения размер оплаты труда и его составные части, соответствуют размерам, установленным Законом Амурской области, постановлением Губернатора Амурской области, Положением « Об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств городского бюджета» и не противоречат федеральному законодательству.
Поскольку совокупный размер месячной заработной платы Есиповой Г.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством, суд приходит к выводу о том, что нарушений трудовых прав истицы при начислении ей заработной платы со стороны работодателя - МУЗ «Райчихинская центральная городская больница» не допущено.
Ссылки истицы Есиповой Г.А., а также ее представителя в судебном заседании на нарушение ответчиком порядка начисления заработной платы, при котором доплаты и надбавки стимулирующего характера включены в установленный федеральным законом минимальный оклад и ограничены минимальным окладом, не основаны на законе, в связи с чем исковые требования о понуждении ответчика производить начисление компенсационных и стимулирующих выплат, свыше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда удовлетворению не подлежат.
Суд не может согласиться с утверждением истицы о том, что оплата за совмещение профессий подлежит начислению не ниже минимального размера оплаты труда, поскольку данные аргументы не основаны на законе.
При рассмотрении заявленных требований судом установлено, что оплата за совмещение профессий, которое осуществлялось истицей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производилась работодателем исходя из конкретной нагрузки, т.е. из расчета отработанных часов, что соответствует требованиям ст. 151 ТК РФ, которой не предусматривается порядок оплаты труда, на котором настаивает истица.
При этом, предусмотренные законом основания для возложения обязанности на работодателя производить выплату работнику заработной платы с установлением оклада не ниже минимального размера оплаты труда - 4 330 рублей, отсутствуют.
Кроме того, в судебном заседании не добыто доказательств, свидетельствующих о невыплате истице в полном объеме начисленной заработной платы.
Оснований для исчисления оплаты труда Есиповой Г.А. с учетом приведенного истицей расчета, у работодателя не имелось, в связи с чем требования истицы о взыскании в ее пользу недоплаты за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 39 710 рублей, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Есиповой Г.А. к МУЗ «Райчихинская центральная городская больница», о признании незаконным порядка начисления заработной платы, взыскании недоначисленной заработной платы следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Есиповой Г.А. к МУЗ «Райчихинская центральная городская больница», о признании незаконным порядка начисления заработной платы, взыскании недоначисленной заработной платы, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд, начиная с 05 октября 2010 года.
Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2010 года.
Судья Райчихинского
городского суда Н.А. Грибова
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 10 декабря 2010 года решение Райчихинского городского суда от 30 сентября 2010 года оставлено без изменения, а кассационная жалоба Есиповой Г.А. - без удовлетворения.
Решение суда вступило в законную силу 10 декабря 2010 года