признание незаконны действия должностного лица



Дело №2-14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

14 февраля 2011 года                                                                г. Райчихинск

Райчихинский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Грачевой О.В.

При секретаре: Шпартун Е.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Присяжных Анжелики Владимировны о признании незаконными действий должностного лица ОГИБДД при ОВД по <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Присяжных А.В. обратилась в Райчихинский городской суд с заявлением о признании незаконными действий должностного лица ОГИБДД при ОВД по <адрес>, указав в обоснование своих требований, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в РЭО ОГИБДД ОВД по <адрес> с заявлением о перерегистрации транспортного средства «Hammer H2», государственный регистрационный номер rus, идентификационный номер , номер рамы , № двигателя , 2002 года выпуска.

Основанием для перерегистрации транспортного средства послужило свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому она является единоличным собственником указанного автомобиля.

ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в перерегистрации автомобиля с оставлением государственного регистрационного знака rus должностным лицом РЭО ОГИБДД ОВД по <адрес> по тем основаниям, что государственный регистрационный знак rus не соответствует ГОСТ Р 50577-93 от 22 мая 2009 года.

Считает отказ в перерегистрации указанного транспортного средства с оставлением государственного регистрационного знака rus незаконным и необоснованным.

Считает, что государственные регистрационные знаки rus соответствуют ГОСТ Р 50577-93. Регистрационные знаки имеют все необходимые обозначения и были выданы ДД.ММ.ГГГГ РЭО ОГИБДД Райчихинского ГОВД её отцу ФИО2.

Отказом в перерегистрации указанного транспортного средства с оставлением государственного знака rus, должностным лицом РЭО ОГИБДД ОВД по <адрес> нарушено её конституционное право на собственность.

Просит признать незаконным отказ должностного лица РЭО ОГИБДД ОВД по <адрес> о перерегистрации транспортного средства - автомобиля «Hammer H2», государственный регистрационный номер rus, идентификационный номер , номер рамы , № двигателя , 2002 года выпуска с оставлением государственного регистрационного знака rus на нового собственника.

Обязать РЭО ОГИБДД ОВД по <адрес> произвести перерегистрацию транспортного средства «Hammer H2», государственный регистрационный номер rus, идентификационный номер , номер рамы , № двигателя , 2002 года выпуска с оставлением государственного регистрационного знака rus на нового собственника автомобиля.

Заявитель Присяжных А.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания дела надлежаще извещена.

В судебном заседании представитель заявителя Солонин С.В. требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, пояснил, что при решении вопроса о назначении экспертизы заявитель ходатайствовала об исключении её назначения в учреждениях, подведомственных МВД РФ. Считает заключение не исключающим заинтересованности в результате рассмотрения дела, а также нахождение эксперта в служебной или иной зависимости от заинтересованной стороны. Перед проведением экспертизы эксперту не разъяснялись положения ст. 85 ГПК РФ, заключение в исследовательской части содержит опечатку, нет сведений, по каким основаниям rus принят в качестве оригинала для сравнительного исследования, не даны ответы на поставленные вопросы - в связи с чем считает ненадлежащим доказательством по делу. Кроме того пояснил, что гос. регистрационный знак с 2004г. был установлен на автотранспортное средство «Hammer H2», а с 2002г. был установлен на автомобиле «Тойота-Лэнд-Крузер». Гос. регистрационный знак не имеет износа, так как был установлен на автомобиль, которым не пользовались с 2004г. Просит заявленные требования удовлетворить.

Представитель ОГИБДД ОВД по <адрес> Бусыгин В.В. заявленные требования не признал, суду пояснил, что его действия являются законными и обоснованными. Гос. регистрационный знак rus является подложным, не соответствующим требованиям ГОСТ, изготовленным не на предприятии гос. знака. Государственные номера с 001 по 999 серии В -ВМ 28 изготовлены в 1998 году и не имели изображения Государственного флага Российской Федерации. Установка изображения государственного флага РФ данной серии возможна была по заявлению владельца автотранспортного средства в УВД по <адрес>. На гос. регистрационный знак rus нанесено изображение Государственного флага Российской Федерации. Сведений о регистрации заявления для разрешении нанесения данного изображения по учету в УВД по <адрес> не имеется. В ходе осмотра номерного знака по внешнему виду очевидно и явно видно, что государственный знак новый и изготовлен недавно. Считает гос. регистрационный знак не соответствующим ГОСТ так как не имеет на оборотной стороне товарного знака предприятия-изготовителя, изображение государственного флага РФ на знак нанесено с нарушением. Выявленные нарушения ГОСТ препятствуют установке данного номерного знака на транспортное средство. Просит в удовлетворении требований отказать.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, представителя ОГИБДД ОВД по <адрес>, обозрев гос. регистрационные знаки rus и rus суд считает, что законных оснований к удовлетворению заявленных требований не имеется.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Присяжных А.В. обратилась в РЭО ОГИБДД ОВД по <адрес> с заявлением о перерегистрации перешедшего ей по наследству транспортного средства - автомобиля «Hammer H2», государственный регистрационный номер rus, идентификационный номер , номер рамы , № двигателя , 2002 года выпуска.

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом РЭО ОГИБДД ОВД по <адрес> ей было отказано в перерегистрации автомобиля с оставлением государственного регистрационного знака rus по тем основаниям, что указанный государственный регистрационный знак rus не соответствует ГОСТ Р 50577-93 от 22 мая 2009 года.

На основании ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Согласно п.16 Правил регистрации транспортных средств и прицепов к ним ГИБДД МВД РФ, утвержденных приказом МВД РФ от 27 января 2003 года №59, при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.

К государственным регистрационным знакам, устанавливаемым на транспортные средства Постановлением Госстандарта РФ от 29 июня 1993 года №165 утверждены технические требования, которые являются обязательными.

Согласно основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета министров - Правительства РФ от 23 октября 1993г. №1090, на механических транспортных средствах и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца. Согласно п. 11 запрещается эксплуатация: автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечает требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

В соответствии с Приложением к основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Перечень устанавливает неисправности автомобилей и условия, при которых запрещается их эксплуатация. В соответствии с п. 7.15 данного Перечня, запрещается эксплуатация транспортного средства, если государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.

Согласно абз.2 п.3.1 ГОСТ Р 50577-93 "Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования", утв. Госстандартом России от 29 июня 1993 года №165, в редакции от 22 мая 2009г., к 1 группе относятся транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам и гражданам Российской Федерации, юридическим лицам и гражданам иностранных государств, кроме отнесенных к группе 3, а также лицам без гражданства.

Пунктом 3.2 ГОСТ Р 50577-93 установлены типы регистрационных знаков.

В соответствие с п.3.2.1 ГОСТ Р 50577-93 для транспортных средств 1 группы - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов устанавливается 1 тип регистрационных знаков.

Согласно п.3.4 ГОСТ Р 50577-93, на регистрационных знаках типов 1, 2 и 15, 2, 4-6, 8-10, 15-22 должна быть надпись "RUS". На регистрационных знаках типов 1, 2 и 15 допускается дополнительно наличие изображения Государственного флага Российской Федерации. Изображение Государственного флага Российской Федерации должно представлять собой прямоугольник с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя - синего цвета и нижняя - красного цвета.

Согласно п. 3.5 ГОСТ Р 50577-93, основные размеры регистрационных знаков, расположение надписей "RUS" и "ТРАНЗИТ", цифр, букв и окантовки на лицевой стороне регистрационных знаков, размеры и расположение отверстий для крепления регистрационного знака на транспортном средстве должны соответствовать указанным на рисунках А.1-А.22 приложения А. В случае наличия на знаках типов 1, 2 и 15 изображения Государственного флага Российской Федерации надпись "RUS" размещается в соответствии с рисунком А.23 приложения А.

На основании п. 3.6 ГОСТ Р 50577-93, буквы, цифры и окантовка на лицевой стороне регистрационного знака должны быть выпуклыми (трапециевидной формы), одинаковой высоты (на одном регистрационном знаке) в пределах не менее 1,0 мм и не более 2,0 мм относительно поля знака. Требование не является обязательным для надписи "RUS".

Согласно п. 3.8 ГОСТ Р 50577-93, форма и характер начертания цифр и букв, применяемых на регистрационных знаках (типов 1-10, 15, 19-22), должны соответствовать рисункам Б.1 и В.1 приложений Б и В, а толщина линий цифр и букв (включая толщину окантовки) - значениям, приведенным в таблице 1. Остальные размеры устанавливаются в конструкторской документации на регистрационные знаки, согласованной с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Разделом 4 ГОСТ Р 50577-93 установлены технические требования к регистрационным знакам.

На основании п. 4.11 ГОСТ Р 50577-93, на оборотной стороне каждого регистрационного знака (кроме знаков типов 16-18) должен быть нанесен товарный знак предприятия - изготовителя регистрационного знака способом, обеспечивающим его сохранность и различимость в течение не менее удвоенного гарантийного срока службы регистрационного знака. В случае изготовления регистрационных знаков на покупных изделиях (заготовках) на оборотной стороне знака должен быть нанесен также товарный знак предприятия - изготовителя заготовки. Изображение товарного знака при нанесении его ударным способом не должно проступать на лицевой стороне знака.

Согласно п. 4.17 ГОСТ Р 50577-93, гарантийный срок службы регистрационных знаков со дня их изготовления (кроме типов 15-18) при сохранении защитных свойств покрытия поля знаков по ГОСТ 9.407 не более балла 1 и декоративных свойств не более балла 2 должен быть не менее трех лет в условиях эксплуатации У1 и двух лет - в условиях эксплуатации ХЛ1 по ГОСТ 9.104.

Из содержания п.4.17 ГОСТ Р 50577-93 не следует, что по истечении гарантийного срока для эксплуатации номерных знаков, установленного названной нормой, регистрационные знаки не подлежат дальнейшей эксплуатации, если они соответствуют требованиям раздела 4 Технические требования. ГОСТ Р 50577-93 независимо от того, истек ли гарантийный срок для эксплуатации номерных знаков или нет.

Таким образом, с учетом изложенных требований государственного стандарта, государственный регистрационный номер должен соответствовать установленной форме и требованиям, перечисленным в ГОСТ Р 50577-93.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон, государственный регистрационный номер rus находится в эксплуатации с ДД.ММ.ГГГГ на автомобиле «Hammer H2». С 2002 года указанный государственный регистрационный номер rus эксплуатировался на автомобиле «Тойота-Лэнд-Крузер». Был установлен на автомобиле, который не эксплуатировался.

Как следует из пояснений представителя ОГИБДД ОВД по <адрес>, основанием в отказе в перерегистрации автомобиля заявителя с оставлением государственного регистрационного знака rus явилось нанесение изображения Государственного флага Российской Федерации, которое не было нанесено на номерных знаках данной серии и отсутствие обращения с данным заявлением в УВД по <адрес>, а также отсутствие на оборотной стороне регистрационного знака товарного знака предприятия - изготовителя регистрационного знака, что является нарушением требований п. 4.11 ГОСТ Р 50577-93.

В судебном заседании установлено, что регистрационный номер rus не соответствует предъявляемым к нему требованиям, так как на его оборотной стороне должны быть четко различимые знаки предприятия-изготовителя. В ходе осмотра номерных знаков rus, они не имеют на оборотной стороне товарного знака предприятия изготовителя, по внешнему виду новые и изготовлены недавно.

Товарный знак должен быть видимым в течение не менее удвоенного гарантийного срока службы знака.

В соответствии с п.42 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008г. №1001, по заявлениям юридических и физических лиц о сохранении регистрационных знаков при снятии с регистрационного учета принадлежащих им транспортных средств осуществляется выдача указанных знаков на вновь приобретенные ими или ранее зарегистрированные транспортные средства.

На основании п.7.15 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (с изменениями от 10 мая 2010 года) приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения от 23 октября 1993г. №1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, если государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.

В соответствии с паспортом транспортного средства, государственный регистрационный номер rus был установлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В ходе рассмотрения настоящего дела представителем ОГИБДД при ОВД по <адрес> было заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы государственного регистрационного номера rus, проведение которой было поручено ЭКЦ при УВД по <адрес>, одним из вопросов, поставленных перед экспертом: нанесен ли на оборотной стороне гос. регистрационного знака товарный знак предприятия-изготовителя.

Согласно заключению эксперта УВД по <адрес> ЭКЦ отдел криминалистических экспертиз и учетов от ДД.ММ.ГГГГ, на оборотной стороне гос. регистрационного знака транспортного средства rus товарный знак предприятия - изготовителя регистрационного знака отсутствует.

Утверждая о заинтересованности эксперта зам. начальника отдела ЭКЦ УВД по <адрес> ФИО6 в исходе дела, адвокат Солонин С.В. не привел достаточных обстоятельств, подтверждающих наличие личной, прямой или косвенной заинтересованности эксперта в определенном результате рассмотрения дела в отношении заявления Присяжных А.В., а также его нахождение в служебной или иной зависимости от стороны.

Приведенные защитником доводы о недопустимости назначения и проведения экспертизы номерного знака в УВД по <адрес>, когда по заявлению Присяжных А.В. обжалуются действия должностного лица ОГИБДД ОВД по <адрес> в порядке главы 25 ГПК РФ, суд находит не обоснованными.

В материалах дела имеется ответ заместителя начальника УВД по <адрес> ФИО7, согласно которому государственные регистрационные знаки тип-1 серии В-ВМ с номера 001 по 999, код региона - 28 изготовлены и поставлены в УГИБДД УВД ПО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ МНП «Автоспектрас» <адрес>. Сведениями о нахождении предприятия на настоящее время УГИБДД УВД по <адрес> не располагает.

Доводы представителя заявителя Солонина С.В. о том, что эксперту не были разъяснены положения ст. 85 ГПК РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку ст. 85 ГПК РФ регулирует обязанности и права эксперта, которые выполнены.

Обязанность предупреждения об уголовной ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения эксперт предупреждается судом или руководителем судебно-экспертного учреждения, если экспертиза проводится специалистом этого учреждения, предусмотрена ст. 80 ГПК РФ. Об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ эксперт был предупрежден.

Заключение экспертизы по вопросу о том, нанесен ли на оборотной стороне гос. рег. знака транспортного средства rus товарный знак предприятия - изготовителя, в силу ст. 79 ГПК РФ является одним из доказательств, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно пр.1 ст. 7 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ
"О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", при производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

На основании ст. 16 ФЗ от 31 мая 2001г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", эксперт обязан принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу; провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам; составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы; …

Трасологическая экспертиза включает в себя исследование следов орудий, инструментов, механизмов.

Одним из вопросов, поставленных перед экспертом являлся: нанесен ли на оборотной стороне государственного регистрационного знака транспортного средства rus товарный знак предприятия-изготовителя регистрационного знака одним из способов которого в ГОСТ Р 50577-93 указан нанесением его ударным способом.

Государственный регистрационный номер В 900 ВМ 28 rus был предоставлен ОГИБДД ОВД по <адрес> на основании определения Райчихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ

В связи с чем суд находит обоснованным производство трасологической судебной экспертизы по настоящему делу.

При этом суд учитывает то обстоятельство, что проводивший экспертизу в УВД по <адрес> ЭКЦ отдела криминалистических экспертиз и учетов эксперт имеет высшее юридическое образование, а также стаж экспертной работы с 1994 года.

Согласно заключению эксперта УВД по <адрес> ЭКЦ отдела криминалистических экспертиз и учетов от ДД.ММ.ГГГГ, на оборотной стороне государственного регистрационного знака транспортного средства rus, товарный знак предприятия-изготовителя регистрационного знака отсутствует. Выводы эксперта подтверждены фототаблицами.

В судебном заседании установлено, что гос. рег. знаки rus и rus одной серии, изготовлены ДД.ММ.ГГГГ на МНП «Автоспектрас» <адрес>.

Из пояснения представителя заявителя следует, что знаки rus с 2004г. не эксплуатировались.

Несоответствие государственного регистрационного знака транспортного средства rus техническим требованиям ГОСТ Р 50577-93 от 22 мая 2009г. (п. 4.11), на основании п.7.15 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, влечет запрет эксплуатации автомобиля.

Таким образом, у должностного лица имелись снования для отказа произвести перерегистрацию транспортного средства - автомобиля «Hammer H2» с оставлением гос. регистрационного номера В 001 ВМ 28 rus.

На основании изложенного, суд находит требования заявителя Присяжных А.В. о признании незаконными действий должностного лица ОГИБДД при ОВД по <адрес> не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Присяжных Анжелики Владимировны о признании незаконными действий должностного лица ОГИБДД при ОВД по <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд, начиная с 17 февраля 2011г.

Судья: О.В. Грачева

Рассмотрено кассационной инстанцией 18 марта 2011 года.