включение жилого помещения в муниципальную собственность



Дело № 2-253

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 мая 2011 года                               г. Райчихинск

Райчихинский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Качановой В.И.

При секретаре Хомяковой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матуриной Клавдии Кузьминичны к Администрации рабочего поселка пгт) Прогресс, отделу по управлению имуществом рабочего поселка (пгт) Прогресс о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения и понуждении к заключению договора на передачу жилого помещения в собственность,

У С Т А Н О В И Л:

Матурина К.К. обратилась в Райчихинский городской суд Амурской области с иском к Администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс, отделу по управлению имуществом рабочего поселка (пгт) Прогресс о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения и понуждении к заключению договора на передачу жилого помещения в собственность, указав в обоснование своих требований следующие обстоятельства:

её муж ФИО1, работая на комбинате «Амурский» на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ получил по договору социального найма жилое помещение - <адрес> в <адрес>. Она и их дети - ФИО5 и ФИО6, в тот момент несовершеннолетние, также были вселены в указанное жилое помещение.

В настоящее время в квартире осталась проживать только она, так как муж ДД.ММ.ГГГГ умер.

В 1997 году жилой <адрес> в <адрес> был передан в муниципальную собственность, что подтверждается актом приема-передачи объектов коммунально-бытового назначения.

ДД.ММ.ГГГГ она, действуя в своих интересах и интересах супруга, обратилась в отдел по управлению имуществом пгт. Прогресс с заявлением о приватизации квартиры.

ДД.ММ.ГГГГ отдел по управлению имуществом пгт. Прогресс заключил с ними договор найма жилого помещения. Тогда они, не владея юридическими познаниями, не придали этому значения, что договор был озаглавлен, как договор коммерческого найма. Но были уверены в том, что проживают в муниципальном жилом помещении и имеют право на ее приватизацию.

ДД.ММ.ГГГГ отдел по управлению имуществом пгт. Прогресс дал письменный отказ в приватизации жилого помещения по тем основаниям, что <адрес> в <адрес> не значится в реестре муниципальной собственности.

Она обратилась на комбинат «Амурский Росрезерв» на чьем балансе ранее был их дом, где ее заверили, что дом был передан в муниципальную собственность и выдали имевшиеся у них копии документов: Постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому жилой фонд комбината «Амурский» должен быть принят в муниципальную собственность.

Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ Председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Райчихинска о принятии в муниципальную собственность жилого фонда Комбината «Амурский» и передаче объектов в хозяйственное ведение МУП «Заказчик», акт приема-передачи конкретно их <адрес> в <адрес> МУП «Заказчик».

Согласно имеющихся документов, а также в соответствии с законодательством, действовавшим в 1997 года, а именно Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» указанный жилой дом должен быть принят в муниципальную собственность.

На все просьбы пересмотреть свое решение и принять меры к включению их квартиры в реестр муниципальной собственности получили отказ.

Ей не понятно, если ответчики отрицают тот факт, что квартира, где она проживает, муниципальная собственность, то на основании чего с ней и её мужем был заключен договор найма, да и еще с них взимали плату за найм жилого помещения.

Считает, что ответчики не исполнили свои обязанности и безосновательно не включили жилое помещение - <адрес> пгт. <адрес> в реестр муниципального жилья.

Она была вселена в квартиру на законных основаниях, по договору социального найма и поэтому имею право на приватизацию жилого помещения.

Считает, что отказ ответчика в приватизации указанной квартиры нарушает её право на приватизацию квартиры и является неправомерным.

     Основывая свои требования ст. ст. 2 и 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", просит признать отказ в приватизации <адрес> пгт. <адрес> незаконным. Обязать ответчика передать <адрес> пгт. <адрес> в собственность Матуриной Клавдии Кузьминичны, заключив с Матуриной Клавдией Кузьминичной договор передачи квартиры по правилам ст. 7 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержала, обосновав их обстоятельствами, изложенными в исковом заявлении.

Просит признать отказ в приватизации <адрес> пгт. <адрес> незаконным. Обязать ответчика передать <адрес> пгт. <адрес> в собственность Матуриной Клавдии Кузьминичны, заключив с Матуриной Клавдией Кузьминичной договор передачи квартиры по правилам ст. 7 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Представитель ответчика - Администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно отзыву на иск, с требованиями Матуриной К.К. не согласен, так как <адрес> в муниципальную собственность пгт. Прогресс не передавалась, Основанием для включения в реестр муниципального образования рабочего поселка (пгт) Прогресс является Постановление Правительства Амурской области от 02.03.2009 года № 73 «О разграничении имущества между муниципальными образованиями городским округом Райчихинск и городским округом Прогресс» и акт приема-передачи имущества из собственности городского округа Райчихинск в собственность городского округа Прогресс. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель ответчика - отдела по управлению имуществом рабочего поселка (пгт) Прогресс в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - ФГУ Комбинат «Амурский» ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, действительной по ДД.ММ.ГГГГ, против требований Матуриной К.К. возражений не имеет.

Представитель третьего лица - Комитета по управлению имуществом г. Райчихинска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - ГУ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Амурской области в судебном заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав истца, изучив материалы гражданского дела, суд признает исковые требования Матуриной К.К. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения жилища. При этом установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Приватизация, проводимая в соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», является законным способом возникновения права собственности в отношении, занимаемого гражданином жилого помещения на условиях социального найма, на добровольных и безвозмездных началах и однократно, на основе письменного заявления.

На основании решения профкома Комбината «Амурский» семье Матурина Александра Васильевича выдан ордер на вселение в <адрес> в <адрес> (л.д. 6).

Согласно справке ООО «Жилкомсервис» от 20.01.2011 года в <адрес> в пгт. Прогресс зарегистрированы Матурин А.В и ФИО3 (л.д. 20).

ДД.ММ.ГГГГ между отделом по управлению имуществом рабочего поселка (пгт) Прогресс Амурской области и ФИО1 был заключен договор коммерческого найма (л.д. 7).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ОТ (л.д. 31).

В спорном жилом помещении проживает жена Матурина А.В., - ФИО3, которая зарегистрирована в нем и несет ответственность за пользование жилым помещением, срок договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Матурина К.К. пояснила, что новый договор с ними не заключался, она продолжают проживать в квартире и оплачивать коммунальные платежи и квартплату, услуги отопления.

Следовательно, суд приходит к выводу, что к спорным правоотношениям применяется правовой режим установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Согласно Федеральному закону «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане, занимающие жилые помещения на условиях социального найма, вправе приобрести данное жилое помещение в собственность.

Судом установлено, что истец занимают жилое помещение - <адрес> в пгт. <адрес> на основании договора социального найма. Правом на приватизацию не воспользовалась Данное обстоятельство ответчиками не оспорено.

В связи с чем, Матурина К.К. обращалась с заявлением о приватизации квартиры, в отдел по управлению имуществом пгт. Прогресс (л.д. 11).

Согласно ответу начальника отдела по управлению имуществом пгт. Прогресс приватизацию осуществить не возможно, поскольку квартира не является муниципальной собственностью ( л.д. 8).

В судебном заседании исследовались обстоятельства по передаче объектов коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную собственность и суд пришел к следующим выводам:

Указом Президента РФ от 28 октября 1994 г. № 2027 «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственности (утратил силу), установлено, что при приватизации государственных предприятий передача отдельных объектов федеральной собственности, не включаемых в состав приватизируемого имущества, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации (приняты на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками), правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

В связи, с чем Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" (с изменениями от 27 августа 1999 г.) (утратило силу), с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1994 г. № 2027 "О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.

Положение определяет условия и порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и распространяется на приватизированные, находящиеся в стадии приватизации и неприватизируемые предприятия.

Кроме того им регламентировано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема - передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.

Согласно Постановлению главы администрации г. Райчихинска № 386 от 05 июля 1996 г. «О приеме в муниципальную собственность», Комитету по управлению муниципальным имуществом города Райчихинска указано принять в муниципальную собственность жилой фонд общей площадью 4 147,4 кв.м и объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, стоящие на балансе комбината «Амурский».

Распоряжением председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Райчихинска № 36 от 30 декабря 1997 г. «О принятии в муниципальную собственность жилой фонд Комбината «Амурский», в муниципальную собственность г.Райчихинска приняты …. жилой фонд Комбината «Амурский» общей площадью 4 141,4, балансовой стоимостью 10 358 499,5 т.руб…

Согласно акту приема-передачи объектов коммунально-бытового назначения от ДД.ММ.ГГГГ, от Комбината «Амурский» к МУП «Заказчик» <адрес> передан жилой дом по <адрес>, находящийся в ведении Комбината «Амурский».

Согласно акту технического состояния объектов коммунально-бытового назначения, передаваемых комбинатом «Амурский» в муниципальную собственность г. Райчихинска - УЖКХ п. Прогресс, объекты переданы в удовлетворительном состоянии.

Таким образом, судом установлено, что жилой <адрес> в <адрес> был передан в муниципальную собственность, с соблюдением порядка, установленного Правительством Российской Федерации.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О разграничении имущества между муниципальными образованиями городским округом Райчихинск и городским округом Прогресс" во исполнение Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Амурской области от 12 сентября 2008 г. № 104-ОЗ "О разграничении муниципального имущества", на основании согласованных предложений органов местного самоуправления городского округа Райчихинск и городского округа (поселка городского типа) Прогресс Правительство области, утверждены перечни имущества, подлежащего передаче из муниципальной собственности городского округа Райчихинск в муниципальную собственность городского округа (поселка городского типа) Прогресс согласно приложениям №№ 1, 2 к настоящему постановлению.

В соответствии с Уставом рабочего поселка (поселка городского типа) Прогресс, принятого решением Совета народных депутатов рабочего поселка (поселка городского типа) Прогресс, администрация поселка осуществляет управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В собственности поселка находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения: … жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселке и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.

К полномочиям Администрации поселка отнесено осуществление управления и распоряжения имуществом, наводящимся в муниципальной собственности в порядке, установленном Советом депутатов.

Согласно структуре Администрации поселка, она состоит из структурных подразделений. Заместителями Главы Администрации являются начальники отделов, имеющих статус юридических лиц.

Согласно Положению об отделе по управлению муниципальным имуществом рабочего поселка (пгт) Прогресс, отдел является юридическим лицом и создан для осуществления управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Таким образом, судом установлено, что Комбинатом «Амурский» был передан жилой фонд в муниципальную собственность, в том числе многоквартирный <адрес> в <адрес>.

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ними от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества - <адрес> в р.п. (пгт) <адрес> (л.д. 10).

Следовательно, права собственности на указанную квартиру не за кем не зарегистрировано.

Поэтому отказ отдела по управлению имуществом рабочего поселка (пгт) Прогресс Амурской области в приватизации жилого помещения является незаконным, нарушающим право Матуриной К.К. на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения, которое она занимает по договору социального найма.

В силу прямых указаний Закона РФ от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ», право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

Согласно ст. 8 указанного закона, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.

Из данной нормы следует, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с требованием о признании действий муниципального органа незаконными.

В судебном заседании установлено, что Матурина К.К. была вселена в жилое помещение на законных основаниях, пользуется им по договору социального найма, несет обязанности по договору, поэтому суд находит ее требования законными и обоснованными и поэтому подлежащими удовлетворению, то есть необходимопризнать отказ в приватизации <адрес> в пгт. <адрес> незаконным. Обязать ответчика - отдел по управлению имуществом пгт. Прогресс передать <адрес> в пгт. <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты> в собственность Матуриной К.К. в порядке приватизации.

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

исковые требования Матуриной Клавдии Кузьминичны удовлетворить в полном объеме.

Признать отказ в приватизации <адрес> в пгт. <адрес> незаконным.

Обязать ответчика - отдел по управлению имуществом пгт. Прогресс передать <адрес> в пгт. <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, с инвентарным номером <данные изъяты> в собственность Матуриной Клавдии Кузьминичны, в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд.

Судья