о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-322

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

( мотивированная часть)

02 июня 2011 года г. Райчихинск

Райчихинский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Грибовой Н.А.,

при секретаре Радченко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску ФИО3 к Администрации городского округа города Райчихинска Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 имеет право на дополнительные гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

ФИО3 обратился в Райчихинский городской суд Амурской области с иском к Администрации городского округа города Райчихинска Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указав в обоснование заявленных требований следующие обстоятельства. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся воспитанником Дома детства № 1 <адрес>, где находился на полном государственном обеспечении, как оставшийся без попечения родителей. Закрепленное за ним жилое помещение на территории <адрес> сельсовета Октябрьского района Амурской области стало непригодным для проживания. На обращение истца о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Администрация города Райчихинска ответила отказом, ссылаясь на необходимость обращения в орган местного самоуправления по месту закрепления жилья. Просит обязать Администрацию города Райчихинска предоставить жилое помещение по договору социального найма в черте города Райчихинска, в виде однокомнатной благоустроенной квартиры, отвечающую санитарным и техническим условиям данного населенного пункта жилой площадью не менее 18 кв. м.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представив суду письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что ФИО3 в установленном законом порядке Администрацией города Райчихинска не признан нуждающимся в жилом помещении, поскольку обращение истца к ответчику оставлено без удовлетворения, со ссылкой на необходимость обращения в орган местного самоуправления по месту закрепления жилья, т.е. в администрацию <адрес>. За ФИО3 действительно на территории <адрес> сельсовета Октябрьского района Амурской области было закреплено жилье, однако данное жилое помещение признано непригодным для проживания. С 2007 года истец зарегистрирован в городе Райчихинске в жилом помещении, которое по договору коммерческого найма занимает его мать, лишенная решением суда в отношении него родительских прав. Истец окончил в 2007 году учебное заведение начального профессионального обучения. После окончания учебного заведения ФИО3 до настоящего времени не обеспечен жилым помещением по договору социального найма, что является существенным нарушением его прав. Считает, что ответчиком должна выступать Администрация города Райчихинска Амурской области, поскольку именно на орган местного самоуправления законом возложена обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма. Просит удовлетворить заявленные исковые требования.

Представитель ответчика- Администрации городского округа города Райчихинска Амурской области по доверенности ФИО6 исковые требования не признала, суду пояснила, что нормы жилищного законодательства не возлагают на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению во внеочередном порядке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ссылка истца на нарушение ответчиком норм Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», является неправомерной, поскольку свободным муниципальным жилым фондом администрация города Райчихинска не располагает. Нуждаемость ФИО3 в жилом помещении по договору социального найма не оспаривается, истец вместе с членами его семьи признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения в порядке очереди. Администрация города Райчихинска не имеет возможности предоставить ФИО3 жилье во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку ФИО3 имеет закрепленное за ним жилое помещение на территории иного муниципального образования. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель Министерства финансов Амурской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель Министерства образования и науки Амурской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд признает исковые требования ФИО3 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями на 17 декабря 2009 года) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996г.N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996годаN159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст.1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В соответствии с п.1 ст.8 названного Федерального закона, дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Системный анализ норм статей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, позволяет суду учитывать требования нормативных актов, принятых субъектом Российской Федерации, устанавливающих порядок предоставления жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления жилых помещений лицам, оставшимся без попечения родителей, в Амурской области регламентирован пунктом 3 статьи 4 и статьей 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 16 марта 2009 года), а также Постановлением Губернатора Амурской области от 04 мая 2009 года № 222 «Об утверждении Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (с изменениями от 04 сентября 2009 года).

Так, согласно пункту 3 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( с изменениями от 16 марта 2009 года), дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

Постановлением Губернатора Амурской области от 04 мая 2009 года № 222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

При принятии решения суд учитывает положения пункта 9 Порядка …, согласно которому орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, что подтверждается решением Октябрьского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому родители истца- ФИО1 и ФИО2 были лишены родительских прав в отношении четверых детей, в том числе в отношении истца. Несовершеннолетний ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по решению суда был передан на попечение органов опеки и попечительства ( л.д. 67-68);

Постановлением Администрации Октябрьского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ разрешен вопрос о направлении ФИО3, оставшегося без попечения родителей, в детское государственное учреждение. <данные изъяты>

Согласно справки Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детский дом – школа № 1, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся воспитанником Дома детства поселка Широкий, как оставшийся без попечения родителей, находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

Согласно постановлению Главы администрации Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 2 ст. 37, пункта 3 ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР, за несовершеннолетним ФИО3 закреплена жилая площадь в селе <адрес> Октябрьского района Амурской области.

Из справки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3, 1988 года рождения жилья на территории <адрес> сельского совета Октябрьского района не имеет, жилье, которое было закреплено за несовершеннолетним пришло в негодность и разобрано. ( л.д. 10)

В материалы личного дела ФИО3, проживающего в <адрес> Октябрьского района Амурской области <адрес>, приобщен акт обследования помещения и заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым по <адрес> Октябрьского района Амурской области на земельном участке отсутствуют жилые и нежилые строения. ( <данные изъяты>

В соответствии со ст.5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Поскольку ФИО3 утратил родительское попечение в 2000 году и право претендовать на внеочередное получение жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда у него возникло до введения в действие Жилищного кодекса РФ, к правам и обязанностям сторон подлежат применению нормы ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно п.2 ст.37 Жилищного кодекса РСФСР, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания у родственников, при прекращении опеки (попечительства), если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

По смыслу закона право детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, которое сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством.

В соответствии с пунктом2 части 2 статьи57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

С учетом требований ЖК РФ, суд приходит к выводу о том, что предоставление ФИО3 как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения является обязанностью муниципального образования города Райчихинска Амурской области.

Так, материалы дела содержат сведения о том, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ получил диплом об окончании Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Амурской области «Профессиональное училище № 2» <данные изъяты>

ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ поставлен на регистрационный учет по месту жительства в городе Райчихинске <адрес>. <данные изъяты>

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается обращение ФИО3 в Администрацию <адрес> о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке, в связи с отсутствием жилья. <данные изъяты>

Администрацией города Райчихинска ФИО3 отказано в предоставлении жилья со ссылкой на необходимость обращения в орган местного самоуправления по месту первичного учета – в администрацию <адрес> сельсовета Октябрьского района Амурской области. <данные изъяты>

Суд не может признать правомерной позицию ответчика, возражавшего против заявленных требований, ссылаясь на то, что обязанность по предоставлению жилого помещения ФИО3 несет орган местного самоуправления по месту первичного учета истца, поскольку именно Администрация Октябрьского района Амурской области была обязана обеспечивать сохранность закрепленного за ФИО3 жилого помещения.

Как установлено судом и следует из материалов настоящего гражданского дела, ФИО3 является жителем города Райчихинска, закрепленное за ним ранее жилое помещение не пригодно для проживания, по месту первичного учета ФИО3 в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма по основаниям, предусмотренным федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не состоит.

По смыслу вышеприведенных норм ЖК РФ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма ФИО3, при наличии установленных в судебном заседании обстоятельств не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

В соответствии с ч.1 ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

С учетом изложенного пояснения представителя ответчика: об отсутствии у администрации города Райчихинска свободного муниципального жилья, а также о том, что строительство нового жилищного фонда не ведется, в связи с чем, не имеется возможности предоставить ФИО3 жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства, не основаны на законе.

Судом также не может быть принята во внимание ссылка представителя ответчика на то, что семья ФИО3 уже признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставлена в очередь.

Как следует из материалов дела, договор коммерческого найма на квартиру <адрес> в городе Райчихинске Амурской области, по месту жительства и регистрации истца, органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ заключен с ФИО1, которая в отношении ФИО3 лишена родительских прав. ( л.д. 38-40)

В продлении сроков действия договора коммерческого найма ФИО1 отказано в связи с аварийностью жилья<данные изъяты>

Суд считает, что указанные обстоятельства не могут повлиять на право ФИО3 претендовать на внеочередное предоставление жилого помещение по договору социального найма в соответствии с гарантиями, предусмотренными Федеральным законом от 21 декабря 1996годаN159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Неисполнение органом местного самоуправления города Райчихинска Амурской области обязанности по предоставлению жилья ФИО3, подтверждено доказательствами, исследованными в судебном заседании, в связи с чем, исковые требования ФИО3 суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению полностью.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

исковые требования ФИО3 удовлетворить полностью.

Обязать Администрацию городского округа города Райчихинска Амурской области предоставить ФИО3 в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договору социального найма жилое помещение, расположенное в черте города Райчихинска Амурской области, благоустроенное, применительно к условиям города Райчихинска Амурской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования города Райчихинска Амурской области, не менее 33 кв. м..

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд, начиная с 07 июня 2011 года.

Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2011 года.

Судья: