о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду



Дело № 2-399Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

( мотивированная часть)

11 июля 2011 года г. Райчихинск

Райчихинский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Грибовой Н.А.,

при секретаре Радченко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению

Амурского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах Российской Федерации, муниципального образования пгт. Прогресс Амурской области и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Комуслуги» о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду,

У С Т А Н О В И Л:

на основании договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры рабочего поселка пгт. Прогресс «а» от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «Комуслуги» получило в аренду муниципальное имущество, предназначенное для обеспечения населения и прочих потребителей, в том числе водоснабжением и водоотведением.

Амурский межрайонный природоохранный прокурор, в интересах Российской Федерации, муниципального образования пгт. Прогресс Амурской области и неопределенного круга лиц, обратился в Райчихинский городской суд Амурской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Комуслуги» о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, указав в обоснование заявленных требований следующие обстоятельства. Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой при проведении проверки установлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, в части своевременности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Комуслуги». ООО «Комуслуги» в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Из информации, представленной Управлением Росприроднадзора по Амурской области, ООО «Комуслуги» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 017 696 рублей 85 копеек. В силу ч.1 ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и зачисляется по нормативам : в федеральный бюджет – 20 %, в бюджет субъекта РФ – 40%, в местный бюджет- 40% от суммы уплаты. Невнесение ООО «Комуслуги» платы за негативное воздействие на окружающую среду повлекло недополучение средств бюджетами Российской Федерации, Амурской области, муниципального образования, на территории которого оно зарегистрировано, что в свою очередь не позволило увеличить расходы на реализации своих обязательств, в том числе на природоохранные мероприятия. Невыполнение ООО «Комуслуги» требований законодательства об охране окружающей среды нарушает не только интересы Российской Федерации, Амурской области и муниципального образования, на территории которого оно зарегистрировано, но и права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку оказывая в силу своей деятельности, негативное воздействие на окружающую среду. Истец просит взыскать с ООО «Комуслуги» (ИНН 2806006594) в пользу Российской Федерации, Амурской области, муниципального образования пгт. Прогресс, плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 квартал 2010 года в сумме 1017696 рублей 85 копеек.

Представитель истца по доверенности- помощник прокурора города Райчихинска Загоруйко В.А. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что в результате проведенной проверки исполнения федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды установлено, что ООО «Комуслуги», являющееся арендатором муниципального имущества, объектов коммунальной инфраструктуры в рамках осуществляемой деятельности по оказанию услуг, осуществляет несанкционированный сбор неочищенных сточных вод в водный объект федерального значения – реку Кивда. Согласно информации Управления Росприроднадзора по Амурской области ООО «Комуслуги» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет задолженность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Полагает, что данное обстоятельство нарушает интересы Российской Федерации, муниципального образования пгт. Прогресс, а также неопределенного круга лиц, в связи с чем, просит удовлетворить заявленные исковые требования.

Представитель ответчика ООО «Комуслуги» по доверенности в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном отзыве выразил несогласие относительно заявленных требований, указав, что ООО «Комуслуги» прибыли не имеет. Плата, вносимая за негативное воздействие на окружающую среду – является платой за нормативно допустимые сбросы загрязняющих веществ. В соответствии с п. 7 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды…, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632, платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции ( работ. Услуг), а платежи за превышение их за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. ( л.д. 73)

Представитель Администрации рабочего поселка пгт. Прогресс по доверенности в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие и согласии с заявленными исковыми требованиями.

Представитель Министерства природных ресурсов Амурской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие и согласии с заявленными исковыми требованиями.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Амурской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие и согласии с заявленными исковыми требованиями.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Амурский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, интересах Российской Федерации, муниципального образования пгт. Прогресс о взыскании с ООО «Комуслуги» платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, утвержден постановлением правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за определенные виды вредного воздействия на окружающую природную среду.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами право осуществлять хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах, установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Учитывая, что в силу ч.1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», обязанность юридических лиц по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду в конечном итоге направлена на обеспечение конституционного права граждан, проживающих на территории Российской Федерации, на благоприятную окружающую среду, а также на обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, обращение Амурского межрайонного природоохранного прокурора в Райчихинский городской суд Амурской области с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, а также в защиту интересов Российской Федерации муниципального образования пгт. Прогресс, является правомерным.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе : соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления и др.

Таким образом, федеральный закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде и определяя виды негативного воздействия на нее ( в том числе сбросы загрязняющих веществ в водные объекты) предписывает взимание соответствующих платежей и называет объект обложения - виды негативного воздействия на окружающую среду.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Комуслуги», в соответствии с Уставом ведет осуществление деятельности, в том числе по проектированию, строительству, эксплуатации систем водоснабжения и систем водоотведения поселка, организации технического контроля и надзора за использованием потребителями тепловой и электрической энергии, воды, за качеством сточных вод, поступающих от потребителей; по обеспечению правильной технической эксплуатации и обслуживанию объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры рабочего поселка ( пгт.Прогресс).

Договором № 2 «а» аренды коммунальной инфраструктуры рабочего поселка (пгт.) Прогресс Арендатору ООО «Комуслуги» передано право аренды муниципального имущества коммунальной инфраструктуры, предназначенное для обеспечения населения и прочих потребителей тепловой энергией, водоснабжением, водоотведением, электрической энергией и услугами по утилизации бытовых отходов.

Арендатор – ООО «Комуслуги» принял на себя обязанность использовать полученное в аренду имущество в соответствии с условиями договора и исключительно по его прямому производственному и потребительскому назначению.

Согласно сведениям, представленным Администрацией рабочего поселка пгт. Прогресс, договор № 2 «а» аренды объектов коммунальной инфраструктуры рабочего поселка пгт. Прогресс на основании п.2 ст. 621 ГК РФ с ООО «Комуслуги» продлен на неопределенный срок.

Согласно протоколу результатов КХА сточных и природных вод № 10 от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Комуслуги» осуществляет сброс сточных вод по двум выпускам : по первому выпуску зафиксирован сброс сточных вод без очистки, по второму выпуску, при использовании очистных сооружений (микрорайон «Индустриальный»).

Из постановления № 10-52 от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ООО «Комуслуги» осуществляется сброс сточных вод в реку Кивда по двум выпускам, общий объем сброса на ДД.ММ.ГГГГ составил 989,7 тыс.куб.м. Осуществление ООО «Комуслуги» сброса сточных вод в реку Кивда ведется без решения на водопользование, и как следствие без установленных условий воздействия на водный объект.

Главой 7 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» предусмотрены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, для реализации которых предусматривается система мероприятий, в состав которой включены экологические требования, обязательные для соблюдения и исполнения всеми должностными и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.( ч.2 ст. 39 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды»)

Как следует из материалов дела ООО «Комуслуги» является юридическим лицом, осуществляющим внесение платежей за негативной воздействие на окружающую среду и состоит на учете в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Амурской области.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», который распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе, сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты.

Пунктом 2 Порядка установлено два вида базовых нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду :

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы, природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Согласно выписки из лицевого счета по плате за негативное воздействие на окружающую среду в отношении плательщика ООО «Комуслуги» ( ИНН 2806006594 ( по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), за период 3 квартал 2010 года начислен платеж за негативное воздействие на окружающую среду в размере 514024 рубля 55 копеек, поступило оплаты 10352 рубля 25 копеек, недоимка составила 503672 рубля 30 копеек. В четвертом квартале 2010 года начисленная по расчету плата составила 514024 рубля 55 копеек, поступило оплаты 10352 рубля 25 копеек, по период 3-4 квартал 2010 года за ООО «Комуслуги» числится недоимка в размере 1007 344 рубля 60 копеек. ( л.д. 122)

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что задолженность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Комуслуги» составляет 1017696 рублей 85 копеек, истцом не представлено. Имеющаяся в материалах дела информация о задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду по природопользователям Амурской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д. 49-50) во внимание суда не принимается, поскольку не содержит расчета, а также подписи должностного лица, подтверждающей наличие у ООО «Комуслуги» задолженности по внесению платежей в размере 1 017 696 рублей 85 копеек.

Рассматривая доводы представителя ответчика ООО «Комуслуги», приведенные в отзыве о том, что сбросы загрязняющих веществ в видные объекты без очистки, осуществляемые предприятием превышают предельно допустимые сбросы, в связи с чем должны рассматриваться как сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ, что в силу п.7 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, предусматривает платежи за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. ООО «Комуслуги» прибыли не имеет, поэтому не имеет обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду ( л.д. 73), суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными данным Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные данным Кодексом либо установленные в ином порядке, чем определено данным Кодексом (пункт 5 статьи 3). В силу этого любой платеж независимо от его названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога и сбора, предусмотренных законом.

Пунктом 5 Определения Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» предусмотрено, что по смыслу статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектами хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и т.п. Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств ( обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. При этом платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды. Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.

Следовательно, Закон «Об охране окружающей среды» не освобождает природопользования от уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду в связи с отсутствием у него прибыли, наличия льгот или убыточности деятельности природопользователя. Поэтому ссылка представителя ООО «Комуслуги» на пункт 7 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, признается судом не обоснованной.

С учетом изложенного исковые требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора, заявленные в интересах Российской Федерации, муниципального образования пгт. Прогресс Амурской области и неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

В соответствии с Федеральным законом № 357-ФЗ от 13 декабря 2010 года «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, а администраторами ее территориальные органы, которые осуществляют функции по контролю за правильностью начисления, своевременностью и полнотой оплаты начисленных сумм, а также по взысканию задолженности в бюджет.

С учетом вышеприведенных норм закона подлежащая взысканию с ООО «Комуслуги» плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению на счет Управления Федерального казначейства Амурской области для получателя- Управление Росприроднадзора по Амурской области.

Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

исковые требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах Российской Федерации, муниципального образования пгт. Прогресс Амурской области и неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Комуслуги» ( ИНН 2806006594) в пользу Российской Федерации, Амурской области, муниципального образования пгт. Прогресс, плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 квартал 2010 года в сумме 1007344 (один миллион семь тысяч триста сорок четыре) рубля 60 копеек.

Задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду подлежит перечислению на счет Управления Федерального казначейства Амурской области № 40101810000000010003, открытый в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области г. Благовещенск БИК 041012001 по коду бюджетной классификации Российской Федерации ( КБК) 04811201000010000120 «плата за негативное воздействие на окружающую среду». Получателем указанных поступлений является Управление Федерального казначейства по Амурской области ( Управление Росприроднадзора по Амурской области) ИНН получателя 2801098841, КПП получателя- 280101001.

Взыскать с ООО «Комуслуги» государственную пошлину в доход местного бюджета 13236 (тринадцать тысяч двести тридцать шесть) рублей 72 копейки.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд, начиная с 14 июля 2011 года.

Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2011 года.

Судья: