Дело № 2-26
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
12 января 2011 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Титова К.В.,
при секретаре Завьяловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску
Чернышёвой Г.В. к Государственному Учреждению Управления Пенсионного фонда РФ в г. Райчихинске об оспаривании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения,
У С Т А Н О В И Л:
Чернышёва Г.В. обратилась в Райчихинский городской суд Амурской области с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Райчихинске Амурской области о понуждении к назначению трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения, указав в обоснование заявленных требований следующие обстоятельства.
Она работает врачом клинической лабораторной диагностики МУЗ Больница рабочего поселка <адрес>, то есть является лицом, осуществляющим лечебную деятельность в муниципальном учреждении здравоохранения.
Истица считает, что на основании подпункта 20 п. 1 статьи 27 Закона от 17.12. 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», она имеет право на назначение ей трудовой пенсии по старости, ввиду того, что у неё специальный стаж, 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Райчихинске Амурской области с заявлением о назначении ей пенсии, однако ДД.ММ.ГГГГ ответчик своим решением № отказал ей в назначении пенсии по тем основаниям, что у неё недостаточно трудового стажа для назначения пенсии. При этом в специальный стаж не были включены периоды её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. периоды её обучения на курсах повышения квалификации.
Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно справке работодателя, за периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации, ей сохранялась средняя заработная плата, а также в эти периоды производились отчисления в пенсионный фонд.
Кроме того, для врачей в силу специальных нормативных правовых актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Истица считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение и просит суд обязать ответчика включить ей периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Просит обязать ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Райчихинске Амурской области назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истица Чернышёва Г.В. не явилась по причине занятости на работе, просила рассмотреть гражданское дело в её отсутствие.
Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ в г. Райчихинске по доверенности Шакула Н.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что ГУ УПФ РФ в г. Райчихинске правомерно принято решение об отказе Чернышёвой Г.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Полагает, что истицей не подтверждено наличие у нее требуемого специального стажа - 30 лет.
Представитель ГУ УПФ РФ в г. Райчихинске, ссылаясь на п. 1 ст. 10 ФЗ № 173 от 17.12. 2010 года, не согласен с доводами истицы о том, что указанные истицей периоды учебы на курсах повышения квалификации должны быть засчитаны в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, поскольку за эти периоды ей была средняя заработная плата, с которой работодатель осуществлял отчисление страховых взносов.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности, при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях.
Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07. 2002 года № 516, в стаж работы, не включают в свой перечень периоды нахождения на курсах повышения квалификации. В соответствии с п. 4 Правил в стаж работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются только те периоды, когда медицинский работник выполнял норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы по занимаемой им должности. Данное правило распространяется на периоды работы после 01.11. 1999 года.
Представитель ГУ УПФ РФ в г. Райчихинске в судебном заседании просил отказать Чернышёвой Г.В. в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела Чернышёвой Г.В., суд приходит к выводу о том, что исковые требования истицы о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным Законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РФ установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В соответствии с положениями п. 11 ч. 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, с изменениями от 25 июля 2002 г) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
Правилами исчисления периодов работы, дающих право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07. 2002 года регулируются и некоторые вопросы по порядку исчисления стажа на соответствующих видах работ.
В силу п. 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии оплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов и в пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является условием выполнения работы.
Согласно ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности.
Приказом Минздрава РФ от 5 июня 1998 года N 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (с изменениями от 4 апреля, 26 мая, 5 августа 2003 г.) утвержден перечень циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского персонала с указанием периодичности и продолжительности прохождения работниками повышения квалификации.
ГУ УПФ РФ в г. Райчихинске ДД.ММ.ГГГГ принят к зачету трудовой стаж Чернышёвой Г.В., составляющий 29 лет 05 месяцев 00 дней.
Истице отказано в зачете в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Суд не может согласиться с постановленным решением ГУ УПФ РФ в г. Райчихинске от ДД.ММ.ГГГГ № в полном объеме, по следующим основаниям.
Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» регулируется Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
В силу действующего законодательства новые условия и нормы пенсионного обеспечения должны распространяться на лечебную деятельность после введения в действие ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т.е. с 01 января 2002 г.
Из трудовой книжки Чернышёвой Г.В. следует, что в оспариваемый период деятельности: с ДД.ММ.ГГГГ истица была зачислена в штат больницы <адрес> на должность врача-лаборанта переводом <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истица переведена заведующей лабораторной службы на должность врача клинической лабораторной диагностики.
Как следует из пояснений истицы, материалов дела, материалов пенсионного дела, работа Чернышёвой Г.В. по осуществлению лечебной деятельности протекала как до принятия нового Закона о трудовых пенсиях, так и после, поэтому суд считает, что для зачета предыдущей деятельности истца, связанной с лечебной деятельностью в выслугу лет, дающей право на льготную пенсию должны применяться новые нормы, не отменяющие и не умаляющие права Чернышёвой Г.В., и те нормы, которые действовали в спорные периоды его деятельности.
Согласно действовавшему до 01 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, применявшимся до 01 ноября 1999 года, поименованы должности врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При этом судом учтено, что в соответствии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения предусмотрена должность врача-лаборанта и врача клинической лабораторной диагностики.
Согласно лицевому счету, за спорный период, оплата труда Чернышёвой Г.В. начислялась работодателем за исполнение трудовых обязанностей как врача-лаборанта, так и врача клинической лабораторной диагностики.
Трудовая книжка истицы свидетельствует о присвоении Чернышёвой Г.В. соответствующих квалификационных категорий в ДД.ММ.ГГГГ по специальности «педиатрия», в ДД.ММ.ГГГГ по специальности «клиническая лабораторная диагностика», в ДД.ММ.ГГГГ истице присвоена первая квалификационная категория по специальности «клиническая лабораторная диагностика».
Кроме того, прохождение курсов повышения квалификации и присвоение Чернышёвой Г.В. соответствующих квалификационных категорий подтверждено свидетельствами о повышении квалификации.
Нормы действующего пенсионного законодательства не содержат прямых ограничений по включению в специальный стаж, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, времени нахождения на курсах повышения квалификации.
С учетом изложенного, специальный трудовой стаж Чернышёвой Г.В., связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, на момент обращения истицы в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной пенсии составлял более 30 лет.
Невключение Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Райчихинске оспариваемых периодов в специальный трудовой стаж истицы нарушило право Чернышёвой Г.В. на назначение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Нарушенное право истицы на пенсионное обеспечение подлежит восстановлению, а заявленные исковые требования - удовлетворению в полном объеме.
Рассматривая требования Чернышёвой Г.В. о назначении ей пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях с ДД.ММ.ГГГГ суд признает их правомерными.
На день обращения у Чернышёвой Г.В. имелся специальный трудовой стаж, что не препятствовало компетентному органу пенсионного фонда ДД.ММ.ГГГГ рассмотреть вопрос о назначении истице пенсии с момента наступления права на пенсионное обеспечение, поскольку Чернышёвой Г.В. были представлены все требуемые документы, подтверждающие наличие специального стажа.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Чернышёвой Г.В. удовлетворить полностью.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Райчихинске включить Чернышёвой Г.В. в трудовой (специальный) стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения периоды прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Райчихинске производить Чернышёвой Г.В. выплату льготной пенсии по старости, начиная с момента наступления права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в 10 дней со дня провозглашения в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд, начиная с 17 января 2011 года.
Судья Райчихинского
городского суда Амурской области К.В. Титов
Решение суда вступило в законную силу 28 января 2011 года