Постановление об оставлении приговора мирового судьи без изменения



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об оставлении приговора мирового судьи без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения

р.п. Старая Кулатка

Ульяновской области               12 ноября 2010 г.

Судья Радищевского районного суда Ульяновской области Хуснетдинов А.Р., рассмотрев в апелляционном порядке в открытом судебном заседании с участием

частного обвинителя Зулькарняева Ш.Я.,

подсудимой Рахматуллиной Р.К.,

защитника - адвоката Столярова С.Ю., представившего удостоверение от 05.05.2005, выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, и ордер от 03.11.2010,

при секретаре Ахтямовой Э.Р.,

уголовное дело по апелляционной жалобе подсудимой Рахматуллиной Р.К. на приговор мирового судьи судебного участка Старокулаткинского района Ульяновской области от 11 октября 2010 г., которым

РАХМАТУЛЛИНА Р.К., родившаяся ххххх 1969 г. в с. ....., проживающая по адресу: ....., имеющая *** образование, состоящая в браке и имеющая малолетнего ребенка, работающая *** в МУЗ «С* РБ*», ранее не судимая, гражданка ***,

осуждена по ч. 1 ст. 130 УК РФ к штрафу в размере 14000 рублей в доход государства.

Взыскано с Рахматуллиной Р.К. в пользу Зулькарняева Ш.Я. в счет компенсации морального вреда 18000 рублей.

УСТАНОВИЛ:

Приговором мирового судьи судебного участка Старокулаткинского района Ульяновской области от 11 октября 2010 г. Рахматуллина Р.К. признана виновной в том, что она 25 мая 2010 г. около 10 часов (более точное время судом не установлено) в кабинете главного врача МУЗ «С* ЦРБ», расположенного в здании районной больницы по адресу: ....., унизила честь и достоинство Зулькарняева Ш.Я. в неприличной форме.

Подсудимая Рахматуллина Р.К. в апелляционной жалобе просит приговор мирового судьи отменить и вынести оправдательный приговор.

Считает, что вина ее в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 130 УК РФ не доказана. Судом не установлен факт, что целью ее высказываний в адрес Зулькарняева Ш.Я. 25 мая 2010 г. было унижение чести и достоинства последнего. Ее слова явились лишь реакцией на недостойное поведение Зулькарняева Ш.Я., которое выразилось в высказываниях в ее адрес грубой нецензурной брани. Мировой судья обосновала обвинительный приговор лишь показаниями свидетелей обвинения, которые находятся в прямом подчинении Зулькарняева Ш.Я., в то время как показания ее свидетелей не были приняты во внимание и она была лишена возможности защищаться и доказать свою позицию по делу.

Кроме того, она не согласна с размерами штрафа и компенсации морального вреда по гражданскому иску. По мнению автора жалобы, суд при назначении наказания и разрешении гражданского иска не учел ее материальное и семейное положение, степень нравственных и физических страданий, испытанных Зулькарняевым Ш.Я.

В своих возражениях на апелляционную жалобу частный обвинитель Зулькарняев Ш.Я. полагает вину подсудимой Рахматуллиной Р.К. полностью доказанной исследованными в судебном заседании доказательствами. Считает, что наказание, назначенное подсудимой, соответствует закону. В результате действий Рахматуллиной Р.К. он испытал моральные переживания и взысканная денежная компенсация соразмерна причиненному ему моральному вреду. Материальное положение подсудимой позволяет ей выплатить взысканную судом сумму. Просит оставить приговор мирового судьи без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании подсудимая Рахматуллина Р.К. полностью поддержала доводы своей апелляционной жалобы, дала показания, аналогичные показаниям в судебном заседании суда первой инстанции.

Указала, что полностью не признает вину по предъявленному обвинению.

Между ней и главным врачом районной больницы Зулькарняевым Ш.Я. сложились неприязненные отношения, последний предвзято к ней относится, придирается, создает невыносимые условия для работы. 25 мая 2010 г. около 10 часов, несмотря на то, что она находилась на рабочем месте, она была вызвана в кабинет главного врача, где последний потребовал дать объяснения по поводу ее отсутствия на работе. Между ними возникла ссора и в ответ на несправедливые обвинения и упреки она выразилась нецензурной бранью, выходя из кабинета Зулькарняева Ш.Я. Однако, она высказывалась не в адрес потерпевшего, а использовала нецензурную лексику в качестве фразеологического оборота. Она низко оценивает деловые качества Зулькарняева Ш.Я. как руководителя районной больницы, и действительно выражала свою оценку, однако использовала при этом нормативную лексику. Напротив, в ходе ссоры Зулькарняев Ш.Я. оскорблял ее, используя нецензурную брань, что могут подтвердить свидетели К*Ф*Р* и К*С*А*          

Защитник Столяров С.Ю. в судебном заседании полностью поддержал доводы апелляционной жалобы подсудимой Рахматуллиной Р.К. Полагал, что приговор мирового судьи является незаконным и необоснованным и подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях Рахматуллиной Р.К. состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 130 УК РФ. Также, по мнению защитника, назначенное подсудимой наказание является чрезмерно суровым, а взысканная компенсация морального вреда необоснованно высокой. Размеры наказания и компенсации морального вреда установлены судом без учета всех обстоятельств, касающихся семейного и материального положения Рахматуллиной Р.К.

Частный обвинитель Зулькарняев Ш.Я. в судебном заседании поддержал доводы своих возражений на жалобу и просил оставить приговор мирового судьи от 11 октября 2010 г. без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Зулькарняев Ш.Я. дал показания, аналогичные своим показаниям в суде первой инстанции.

Указал, что утром 25 мая 2010 г. от своего *** по поликлинике А*Г*А* ему стало известно, что Рахматуллина Р.К. отсутствует на своем рабочем месте. Ранее Рахматуллина Р.К. также допускала нарушения трудовой дисциплины, с ее стороны имелись факты ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей. В этой связи он пригласил Рахматуллину Р.К. к себе в кабинет для получения объяснений по поводу ее отсутствия на рабочем месте. Около 10 часов Рахматуллина Р.К. пришла и в ответ на вопрос о причинах отсутствия устроила скандал: громко кричала, оскорбляла его в неприличной форме, используя нецензурную брань. Оскорбления Рахматуллиной Р.К. слышали работники больницы, находившиеся в приемной его кабинета. Оскорбления подсудимой не были спровоцированы его поведением, были выражены в форме грубой, нецензурной брани и унизили его честь и достоинство. Его требования в отношении Рахматуллиной Р.К. находились в рамках трудового законодательства и правил внутреннего распорядка районной больницы. В результате действий подсудимой он испытал сильные нравственные страдания, пострадал его авторитет как руководителя больницы, от переживаний ухудшилось его самочувствие.             

Выслушав подсудимую и ее защитника, частного обвинителя, допросив свидетелей, проверив материалы уголовного дела, суд апелляционной инстанции находит приговор мирового судьи законным и обоснованным.

Вывод суда о виновности Рахматуллиной Р.К. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 130 УК РФ, основан на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым суд дал надлежащую оценку.

Так, из показаний свидетелей А*Ф*Х* и У*Ю*К* следует, что около 10 часов 25 мая 2010 г. они находились в приемной главного врача МУЗ «С* РБ*». В это время в кабинет главного врача вошла *** больницы Рахматуллина Р.К. Указанные свидетели слышали, что в кабинете между главным врачом Зулькарняевым Ш.Я. и Рахматуллиной Р.К. произошел конфликт. Во время конфликта, Рахматуллина Р.К., выходя из кабинета в приемную, при открытой двери оскорбила Зулькарняева Ш.Я., используя нецензурную брань. Затем она вновь вошла в кабинет, и конфликт продолжился. Выходя из кабинета во второй раз, Рахматуллина Р.К. оскорбительно высказалась в адрес главного врача Зулькарняева Ш.Я., назвав его тупым и безграмотным. В общей сложности конфликт длился от 5 до 10 минут. Оскорбительные высказывания Рахматуллина Р.К. произносила достаточно громко, чтобы их могли слышать и Зулькарняев Ш.Я. и присутствующие в приемной свидетели.

Свидетель А*Г*А*, *** МУЗ «С* РБ*» по поликлинике, показала, что утром 25 мая 2010 г. она обнаружила отсутствие *** Рахматуллиной Р.К. на рабочем месте, прием больных при этом осуществляла медицинская сестра. Об отсутствии Рахматуллиной Р.К. она сообщила главному врачу Зулькарняеву Ш.Я. Около 10 часов Рахматуллина Р.К. появилась на работе и была приглашена к главному врачу. Она (А*Г*А*) примерно в это же время заходила в приемную и слышала, что между Зулькарняевым Ш.Я. и Рахматуллиной Р.К. происходит конфликт, при этом Рахматуллина Р.К. громко кричала и оскорбляла главного врача, используя нецензурную брань. Брань была направлена в адрес Зулькарняева Ш.Я. и ее могли слышать все, кто находился в приемной.

Факт работы указанных выше свидетелей в МУЗ «С* РБ*» и нахождение в подчинении главного врача районной больницы не могут в силу закона служить основанием для признания их показаний недопустимыми доказательствами по делу.

Свидетели допрошены в соответствии с требованиями УПК РФ, перед допросом были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Кроме того, показания свидетелей об обстоятельствах конфликта, произошедшего 25 мая 2010 г. между Рахматуллиной Р.К. и Зулькарняевым Ш.Я., подтверждаются и другими доказательствами, исследованными как судом первой инстанции, так и судом второй инстанции.

Из протокола судебного заседания Радищевского районного суда по гражданскому делу от 23 июля 2010 г. по иску Рахматуллиной Р.К. о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, отмене приказов о наложении дисциплинарных взысканий, взыскании компенсации морального вреда следует, что при даче объяснений по иску Рахматуллина Р.К. по обстоятельствам, касающимся приказа о наложении дисциплинарного взыскания за оскорбление главного врача, сообщила следующее: «… Ввиду несправедливого ко мне обращения, обвинения в том, что я постоянно отсутствую на рабочем месте в кабинете главного врача между мной и главным врачом Зулькарняевым Ш.Я. 25.05.2010 г. возник конфликт, в ходе которого я не стерпела и выразилась в адрес главного врача Зулькарняева Ш.Я. нецензурной бранью».

Также в указанном протоколе судебного заседания приведены показания свидетеля А*Ф*Х* о том, что 25.05.2010 Рахматуллиной Р.К. была высказана нецензурная брань в отношении главного врача Зулькарняева Ш.Я.

Судом первой инстанции был исследован проверочный материал ОВД по МО «С* район» по заявлению Зулькарняева Ш.Я. о привлечении к уголовной ответственности Рахматуллиной Р.К.

Из письменного объяснения Рахматуллиной Р.К., имеющегося в материалах проверки, следует, что она действительно 25 мая 2010 г. выразилась грубой нецензурной бранью в адрес Зулькарняева Ш.Я.

Объяснения других опрошенных лиц - А*Ф*Х*, У*Ю*К* соответствуют их показаниям в судебных заседаниях по рассмотрению настоящего уголовного дела.

Суд первой инстанции обоснованно признал приведенные выше доказательства в своей совокупности подтверждающими виновность Рахматуллиной Р.К. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 130 УК РФ.

Рахматуллина Р.К. в словесной форме унизила честь и достоинство потерпевшего, высказав в его адрес нецензурную брань. Так как нецензурная брань не является формой общения между людьми, принятой в обществе, и ее использование противоречит установленным нормам общения, в данном случае суд верно пришел к выводу, что оскорбление Зулькарняева Ш.Я. выражено в неприличной форме.

Доводы стороны защиты о необъективности показаний свидетелей А*Г*А*, А*Ф*Х*, У*Ю*К* были мотивированно отвергнуты судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в этой части.

Свидетель защиты К*Ф*Р* показала, что утром 25 мая 2010 г. она находилась в коридоре возле приемной главного врача районной больницы, дверь в приемную была открыта, и она слышала, что в кабинете главного врача происходит конфликт. Она слышала громкий голос Зулькарняева Ш.Я., который ругался, в чей адрес ей не известно. Также она слышала голос А*Г*А*, которая также находилась в кабинете главного врача. Голоса Рахматуллиной Р.К. она не слышала. Через некоторое время из кабинета Зулькарняева Ш.Я. вышла А*Г*А*, а затем Рахматуллина Р.К.

Из показаний К*С*А* следует, что 25 мая 2010 г. утром он проходил по коридору мимо приемной главного врача районной больницы Зулькарняева Ш.Я. Дверь приемной была открыта, и он слышал, что из кабинета главного врача доносятся громкие голоса, кому они принадлежали, он не знает. Голоса он слышал в течение нескольких секунд, когда проходил мимо кабинета.

По мнению суда, приведенные выше показания свидетелей не опровергают показаний свидетелей, представленных стороной обвинения, и не свидетельствуют о невиновности подсудимой Рахматуллиной Р.К., а лишь подтверждают то, что 25 мая 2010 г. между Рахматуллиной Р.К. и Зулькарняевым Ш.Я. произошел конфликт.

Наказание назначено Рахматуллиной Р.К. в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 130 УК РФ, при этом назначен наиболее мягкий вид наказания, предусмотренный уголовным законом, - штраф. Назначенное наказание соразмерно содеянному и отвечает принципу справедливости. При этом судом первой инстанции учтены все обстоятельства, смягчающие наказание - наличие у подсудимой малолетнего ребенка, семейное положение (наличие мужа инвалида, 2-х несовершеннолетних детей), совершение преступления небольшой тяжести впервые, молодой возраст, состояние здоровья, приняты во внимание данные о личности подсудимой и ее материальном положении.

Судом апелляционной инстанции по ходатайству частного обвинителя были получены сведения о материальном положении Рахматуллиной Р.К.

Учитывая сведения о размере заработной платы последней, сведения о наличии в собственности семьи Рахматуллиной Р.К. недвижимости и *** автомобилей, а также то обстоятельство, что в ходе рассмотрения уголовного дела мировым судьей Рахматуллина Р.К. совершила туристическую поездку в г. Д* (ОАЭ), минимальная стоимость которой составляет 27355 рублей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для снижения размера наказания, назначенного Рахматуллиной Р.К.

Обоснованно суд первой инстанции взыскал и возмещение морального вреда.

В соответствии с п. 1 ст. 150 ГК РФ, достоинство личности, честь относятся к нематериальным благам, принадлежащим гражданину от рождения.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Судом первой инстанции при определении размера компенсации морального вреда приняты во внимание все обстоятельства, предусмотренные законом, в том числе имущественное положение подсудимой, степень нравственных страданий потерпевшего. С учетом изложенного и всех данных об имущественном положении Рахматуллиной Р.К., суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения приговора в этой части.

Согласно ст. 369 УПК РФ, при апелляционном рассмотрении основаниями отмены или изменения приговора суда первой инстанции и постановления нового приговора являются:

  1. несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, - в случаях, предусмотренных ст. 380 УПК РФ;
  2. нарушение уголовно-процессуального закона - в случаях, предусмотренных ст. 381 УПК РФ;
  3. неправильное применение уголовного закона - в случаях, предусмотренных ст. 382 УПК РФ;
  4. несправедливость назначенного наказания - в случаях, предусмотренных ст. 383 УПК РФ.

Суд апелляционной инстанции не находит указанных выше оснований для отмены или изменения приговора мирового судьи судебного участка Старокулаткинского района от 11 октября 2010 г. по доводам апелляционной жалобы подсудимой Рахматуллиной Р.К. Указанный приговор является законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

В этой связи, приговор мирового судьи подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 части третьей ст. 367 УПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Приговор мирового судьи судебного участка Старокулаткинского района Ульяновской области от 11 октября 2010 г. в отношении Рахматуллиной Р.К. оставить без изменения, а апелляционную жалобу осужденной - без удовлетворения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья