Решение по иску о признании права на досрочное назначение пенсии



                                                         Гражданское дело № 2-1184/2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Старая Кулатка                                                                                    17 декабря 2010 года

Радищевский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи         Фирулевой Л.И.,

при секретаре                                      Родионовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузахметова И.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе Ульяновской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Кузахметов И.М. обратился в Радищевский районный суд с уточненным исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе Ульяновской области о включении в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, период службы в армии с хххх года по хххх года в льготном исчислении как один день военной службы за два дня работы, период учебы в И*** с хххх года по хххх года, признании за ним права на назначение досрочной пенсии по старости с хххх2010 года.

В обоснование иска первоначально указал, что хххх2010 года он обратился в Управление Пенсионного фонда в Старокулаткинском районе с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не зависимо от возраста в сельской местности. УПФ РФ в Старокулаткинском районе отказало ему в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия не менее 25 лет специального педагогического стажа. Отказ считает не обоснованным. В его специальный педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости включены следующие периоды: с хххх. по хххх. (педагогический стаж 0 лет - 0 мес. - 17 дней) - в должности учителя *** Н*Ш*; с хххх. по хххх. (педагогический стаж 1 год - 0 мес. - 01 день) - *** Н*Ш*; с хххх. по хххх. (педагогический стаж 9 лет - 0 мес. - 14 дней) - в должности учителя *** М*Ш*; с хххх. по хххх. (педагогический стаж 8 лет - 11 мес. - 16 дней) *** в М*Ш*; с хххх. по хххх. (педагогический стаж 2 года - 1 мес. - 24 дня) - в должности учителя *** М* ООШ. Итого специальный стаж на день обращения хххх.2010 года составил 21 год 02 месяца 12 дней.

      Однако УПФ РФ в Старокулаткинском районе не включило в специальный стаж период с хххх. по хххх. - прохождения службы в рядах вооруженных сил СССР, общий стаж 4 года 3 месяца 0 дней в льготном исчислении как один день военной службы за два дня работы, что противоречит Постановлению совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 и абзацу 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ « О статусе военнослужащих».

Кроме того, не включило в специальный стаж учебу в И*** с хххх. по хххх. - 3 года 6 месяцев 19 дней

В судебном заседании истец Кузахметов И.М. исковые требования в уточненном виде поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.Дополнительно пояснил, что службу в армии проходил с хххх года по хххх года, а десять дней до хххх года ему предоставлялся срок для постановки на воинский учет. После армии сразу же продолжил учебу в И***, где во время практики работал в школе, в лагере, а затем стал работать педагогом, в школе педагогом работает по настоящее время. Служба в армии приравнивается к педагогической деятельности. Так как учебе в институте с хххх года предшествовала армия, а за учебой следовала педагогическая деятельность, то этот период учебы включается в специальный стаж.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе - Мусина Н.С., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, пояснив, чтоу истца период военной службы, а также учебы, не подлежит включению в специальный стаж, так как это не предусмотрено действующим законодательством.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - отдела образования администрации МО «Старокулаткинский район» - Хамзин Р.Д., действующий по доверенности, в судебном заседании пояснил, что служба в армии засчитывается в специальный стаж для назначении пенсии из расчета один день военной службы за два дня работы, не возражал против удовлетворения исковых требований Кузахметова И.М..

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - МОУ Мосеевская основная общеобразовательная школа Старокулаткинского района Ульяновской области - Аипова Р.М., *** данной школы, в судебном заседании пояснила, что период службы в армии до 01.01.2002 года подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, так указано в определении Верховного суда РФ от 25.07.2008 года, не возражала против удовлетворения исковых требований Кузахметова И.М..

Выслушав в судебном заседании пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст.56,57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В судебном заседании установлено, что Кузахметов И.М. с хххх года до хххх года работал в качестве *** в колхозе им. К*. С хххх года по хххх года обучался в И***. хххх года был призван на действительную военную службу и направлен в часть. С хххх года по хххх года проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР. С хххх года по хххх года продолжил обучение в И***. хххх года он был принят учителем *** Н*Ш*. В данной должности проработал до хххх года, затем с хххх года по хххх года работал *** Н*Ш*. С хххх года по хххх года он работал учителем *** в М*Ш*. хххх года он назначен *** в М*Ш*, где проработал до хххх года. хххх года освобожден от занимаемой должности с оставлением на работе в должности учителя *** в Муниципальном образовательном учреждение М*Ш*, где работает по настоящее время.

хххх2010 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему пенсии. Однако, хххх2010 года Комиссия УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе отказала ему в установлении досрочной пенсии, засчитав в специальный педагогический стаж периоды работы с хххх по хххх. (0 лет - 0 мес. - 17 дней) учителем *** Н*Ш*; с хххх. по хххх. (1 год - 0 мес. 01 день) *** Н*Ш*; с хххх. по хххх. (9 лет - 0 мес. - 14 дней) учителем *** М*Ш*; с хххх. по хххх. (8 лет - 11 мес. - 16 дней) *** в М*Ш*; с хххх. по хххх. (2 года - 1 мес. - 24 дня) учителем *** М*Ш*, не засчитав период учебы с хххх года по хххх года, с хххх года по хххх года, период службы в рядах Вооруженных сил СССР с хххх года по хххх года.

Данные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.

Так, согласно сведениям из трудовой книжки РОС и трудовой книжки АТ-V на имя Кузахметова И.М. следует, что он работал с хххх года до хххх года в качестве *** в колхозе им. К*. С хххх года зачислен на 1 курс дневного отделения И*** факультета естественно-географического. С хххх года по хххх года проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных сил СССР. хххх года отчислен из института в связи с окончанием курса с предоставлением отпуска до хххх года. хххх года он был принят учителем *** Н*Ш*. В данной должности проработал до хххх года, затем с хххх года по хххх года работал *** Н*Ш*. С хххх года по хххх года он работал учителем *** М*Ш*. хххх года назначен *** в М*Ш*, где проработал до хххх года. хххх года освобожден от занимаемой должности с оставлением на работе в должности учителя *** в Муниципальном образовательном учреждение М*Ш*, где работает по настоящее время (л.д.27-32).

Согласно военному билету НП , выданному на имя Кузахметова И.М., хххх года рождения, он проходил военную службу с хххх года по хххх года (л.д.17-23).

Из справки начальника отдела военного комиссариата Ульяновской области по Новоспасскому, Радищевскому и Старокулаткинскому районам следует, что Кузахметов И.М. проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву с 26.10.1983 года по 01.12.1985 года (л.д.34).

В материалах отказного пенсионного дела Кузахметова И.М. содержится его заявление в УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе, датированное хххх2010 года.

Статья 1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (Закон № 173-ФЗ) устанавливает, что трудовые пенсии назначаются в соответствии с данным законом. Порядок установления пенсий по государственному пенсионному обеспечению регулируется Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В судебном заседании установлено, что истец в качестве основания пенсионного обеспечения выбрал пенсионное обеспечение, предусмотренное для педагогических работников, то есть трудовую пенсию, назначаемую в соответствии подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Закона № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года N 319-ФЗ), ранее достижения возраста указанного в ст.7 данного закона, в виду осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей в течение 25 лет.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлениям Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года №463.

Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

При этом, учитывая положения ст.ст. 10-12 Закона № 173-ФЗ о том, что в страховой стаж включаются периоды работы, иной деятельности, в том числе периоды прохождения военной службы, а также, учитывая, что исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке, истец выбрал за основу периоды осуществления преподавательской деятельности в сельской школе.

В соответствии с нормами трудового законодательства, действовавшими в период с хххх года по хххх года (Кодекс законов о труде РФ от 09.12.1971 г. с изменениями и дополнениями, Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. с изменениями и дополнениями) Кузахметов И.М. в течение указанного периода трудовой деятельности осуществлял трудовые функции по выполнению преподавательской работы в должности учителя ***, ***. Данное обстоятельство установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком.

При этом, пунктом 6 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что работа в должности учителя, расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований, включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Как установлено в судебном заседании и следует из Протокола заседания комиссии УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе от хххх.2010 года, ответчик признал за истцом право на включение периодов работы истца в должности учителя ***, *** в сельских школах. Данный период, составляющий 21 год 02 месяца 12 дней, подтвержден в судебном заседании и не оспаривается ответчиком.

Отказывая в удовлетворении требований истца во включении периода службы в в рядах Вооруженных Сил СССР в стаж педагогической деятельности, ответчик сослался на то, что служба в армии никакими списками должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, не предусмотрена.

Однако, согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 29 января 2004 года № 2П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Так, в период военной службы по призыву (срочной военной службы) истца - с хххх по хххх г.г. (истец подтвердил окончания службы именно хххх года, поддержал требования о зачете в стаж указанного периода) - действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Данным постановлением было утверждено «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (далее Положение), предусматривающее включение учителям в стаж работы по специальности службу в составе Вооруженных Сил СССР.

Кузахметов И.М., в период действия указанного Положения, не мог предвидеть, что законодательство изменится. Статьи 6(ч.2), 15(ч.4), 17(ч.1), 18, 19 и 55(ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В связи с этим довод ответчика, что Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953 и не должно применяться, суд считает несостоятельным, поскольку изменения законодательства, ухудшающие положения гражданина, не должны применяться. Иное означало бы такое ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не оправдано указанными в статье 55 ч.3 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кузахметовым И.М. соблюдены условия, предусмотренные вышеуказанным Положением, согласно которому время военной службы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Стаж педагогической деятельности Кузахметова И.М. составляет более 16 лет 8 месяцев, поскольку он после прохождения военной службы и учебы трудоустроился учителем в сельскую школу и проработал в ней более 21 года.

Таким образом, суд считает, что Кузахметову И.М. период прохождения военной службы по призыву с хххх года по хххх года (02 года - 01 мес. - 06 дней) подлежит включению в календарном исчислении в стаж работы по специальности независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Однако, требования истца Кузахметова И.М. о включении в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости периода военной службы по призыву в льготном порядке из расчета один день службы за два дня работы со ссылкой на Федеральный закон «О статусе военнослужащих», являются незаконными, поскольку основаны на неверном толковании правовых норм, поэтому удовлетворению не подлежат.

Абзацем 1 пункта 3 ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ) - один день военной службы за два дня работы.

Ни названным Федеральным законом, ни Федеральным законом от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 не предусмотрено льготное исчисление периодов военной службы по призыву для зачета в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Суд также считает, что оснований для включения истцу в специальный стаж периода его обучения в И*** с хххх года по хххх года (3 года- 06 мес. - 28 дней) не имеется, а его доводы основаны на неправильном толковании норм материального права.

В силу действующего на тот момент Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, время обучения в педагогических учебных заведениях засчитывалось в педагогический стаж лишь при условии, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Поскольку педагогическая деятельность истца Кузахметова И.М. не предшествовала периоду его обучения, а была начата лишь с хххх года, оснований для включения спорного периода обучения в стаж работы по специальности для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не усматривается. То обстоятельство, что в период обучения истец проходил службу в армии, которая предшествовала его периоду учебы с хххх года по хххх год, не является основанием для включения в данный стаж, поскольку служба в армии, хотя и подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, однако не относится к педагогической деятельности.

Ссылки истца на то, что во время учебы в И*** он проходил практику в школе, в лагере, не имеют правового значения для зачета времени обучения в данном учебном заведении в педагогический стаж его работы.

Исходя из Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, истцу также не подлежит включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период учебы с хххх года по хххх года (1 год - 2 мес. - 3 дня), поскольку ему непосредственно не предшествовала и непосредственно за ним не следовала педагогическая деятельность.

Статьей 19 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как указано выше, в судебном заседании нашло свое подтверждение и не оспаривается ответчиком время осуществления истцом преподавательской деятельности, подлежащей включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (21 год - 02 месяца - 12 дней).

С учетом указанного периода, а также периода службы в рядах Вооруженных Сил СССР, подлежащего включению в специальный стаж в календарном исчислении, педагогический стаж Кузахметова И.М. на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с осуществлением педагогической деятельности составляет менее 25 лет (23 года 03 мес. 18 дней), что является недостаточным для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Учитывая вышеизложенное, требования истца о признании за ним права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, возложении обязанности на ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию с 25.10.2010 года, удовлетворению не подлежат.

Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами и исследованных в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст.12,56,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кузахметова И.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе Ульяновской области, удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе Ульяновской области включить Кузахметову И.М. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период прохождения военной службы по призыву с хххх года по хххх года (02 года - 01 мес. - 06 дней).

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд в течение 10 суток с момента составления мотивированного решения суда.

Судья          Л.И.Фирулева