Решение по делу по иску прокурора об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда



№2-1150/2011

                   РЕШЕНИЕ

                                                    Именем Российской Федерации

р.п. Старая Кулатка

Ульяновской области                                                                                              14 июня 2011 года.

Радищевский районный суд, Ульяновской области в составе председательствующего судьи - Сафарова М.Т.,

с участием заместителя прокурора Старокулаткинского района, Ульяновской области - Абитова Ф.Ф.,

при секретаре - Бекеровой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старокулаткинского района, Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда и обязании администрации МО «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области провести мероприятия по аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

                                                                           Установил:

            Прокурор Старокулаткинского района, Ульяновской области обратился в порядке статьи 45 ГПК РФ в Радищевский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования (далее МО) «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда и обязании администрации МО «Старокулаткинский район, провести мероприятия по аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

          Исковые требования прокурор мотивировал следующим.

          В ходе проверки, проведенной прокуратурой Старокулаткинского района в период с 25.04.2011 г. по 6.05.2011 в деятельности администрации муниципального образования «Старокулаткинский район», расположенной в ...... выявлены грубые нарушения требований трудового законодательства, которые выразились в следующем.

Согласно ст.22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии со ст.209 Трудового кодекса РФ, охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себяправовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Согласно ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. При этом, работодатель обязан обеспечить: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Вместе с тем, указанные нормы трудового законодательства администрацией муниципального образования «Старокулаткинский район» грубо нарушены и проигнорированы. Проведенная прокурорская проверка показала, что в администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» на постоянной основе работает 53 работника, с которыми заключены письменные трудовые договоры. При этом, согласно штатного расписания работников администрации на 2011 год предусмотрено 51 рабочее место, подлежащее проведению аттестации. Однако до настоящего времени в администрации муниципального образования аттестация указанных рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда не проведена.

Выявленные нарушения трудового законодательства подтверждаются добытыми в рамках проверки письменными материалами. При этом, как установлено в ходе проверки аттестация рабочих мест по условиям труда в администрации муниципального образования не проводилась в связи с отсутствием финансовых средств.

Тем самым со стороны администрации МО «Старокулаткинский район» допущены существенные нарушения норм Трудового законодательства в сфере охраны труда работников администрации данного муниципального образования.

           Бездействие ответчика - администрации МО «Старокулаткинский район» в указанном вопросе, препятствует как созданию необходимых условий труда на рабочих местах ответчика, так и выявлению вредных и опасных производственных факторов и осуществлению мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Это в свою очередь влечет за собой нарушение трудовых прав работников ответчика, число которых постоянно меняется, то есть оно нарушает права неопределенного круга лиц. Это в соответствие со ст.45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

            Руководствуясь ст.45 ГПК РФ прокурор просит: признать незаконным бездействие ответчика в лице - администрации МО «Старокулаткинский район» в непринятии мер по аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда и обязании администрации МО «Старокулаткинский район», провести мероприятия по аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

           В судебном заседании заместитель прокурора Старокулаткинского района, Ульяновской области - Абитов Ф.Ф. дал суду относительно заявленного иска пояснения аналогичные содержащимся в исковом заявлении прокурора района и просил суд удовлетворить данные требования в полном объеме.

           Представитель ответчика - администрации МО «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области Карпанин Д.Е. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме и пояснил суду, что администрацией МО «Старокулаткинский район» до настоящего времени не проведена аттестация 51 рабочего места в администрации МО «Старокулаткинский район» ввиду отсутствия для этого необходимых денежных средств. Поэтому ввиду указанной причины на сегодняшний день администрацией МО «Старокулаткинский район» сделано следующее: 1) 25.05.2011 г. подано извещение о проведении запроса котировок; 2) 9 июня 2011 г. был составлен и размещен на официальном сайте администрации МО «Старокулаткинский район» протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок. Однако аттестация всех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в администрации МО «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области до настоящего времени так и не проведена.

           Суд, выслушав заместителя прокурора района, представителя ответчика, изучив материалы дела полагает возможным удовлетворить исковые требования прокурора по следующим основаниям.

           В судебном заседании представитель ответчика - администрации МО «Старокулаткинский район» Карпанин Д.Е., исковые требования прокурора Старокулаткинского района, Ульяновской области признал в полном объеме.

           Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

В соответствии с данными положениями, а также на основании статьи 173 ГПК РФ, суд принимает признание иска представителем ответчика - администрации МО «Старокулаткинский район», поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а также служит удовлетворению заявленных истцом требований.

При признании иска ответчиком и принятии его судом, согласно положениям ст. 173 ч. 3 ГПК РФ, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При этом в случае признания иска ответчиком и принятии его судом, в соответствии со ст. 198 ч. 4 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

По данному делу суд принимает признание иска ответчиком, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Для этого имеются все основания, предусмотренные нормами ГПК РФ и ТК РФ.

Так согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

          Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

            В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

           Статьей 209 ТК РФ предусмотрено, что аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах должна проводится в обязательном порядке в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и последующего осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

           Как следует из положений ст. 210 ТК РФ, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

          В соответствии со ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. При этом работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

         Не выполнение ответчиком требований ст.ст. 209, 210 и 212 ТК РФ затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц (работников ответчика, число которых постоянно меняется), то есть оно нарушает права неопределенного круга лиц. Это в соответствие со ст. 45 ГПК РФ дает основание для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

         В связи с чем, по мнению суда прокурор в соответствии с положениями ст.ст.27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ обоснованно обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями.

        Поэтому данный иск прокурора является юридически обоснованным и законным.

        В ходе судебного заседания было бесспорно установлено, что администрацией МО «Старокулаткинский район» как на момент прокурорской проверки (6.05.2011 г.) так и на момент рассмотрения иска прокурора в суде (14.06.2011 г.) не была проведена обязательная аттестация 51 рабочего места в администрации МО «Старокулаткинский район» по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Данный факт был признан ответчиком.

          Данная аттестация рабочих мест по условиям труда в администрации МО «Старокулаткинский район» ответчиком (согласно пояснениям представителя ответчика в судебном заседании - Карпанина Д.Е.) не была проведена ввиду отсутствия для этого необходимых денежных средств.

           Таким образом ответчиком до настоящего времени не исполнены исковые требования прокурора Старокулаткинского района и тем самым не устранены нарушения федерального законодательства в области охраны труда указанные в иске прокурора.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства администрация МО «Старокулаткинский район», (будучи действующим учреждением с соответствующим штатом наемных работников и в силу этого являясь работодателем) в течение последних лет не проводила обязательной аттестации рабочих мест в администрации МО «Старокулаткинский район» по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

            Ввиду этого администрацией МО «Старокулаткинский район» как работодателем в указанный выше период не были выполнены требования определенные ст.ст. 209, 210 и 212 ТК РФ и тем самым со стороны администрации МО «Старокулаткинский район» как работодателем в указанном вопросе было допущено бездействие.

           Данный факт в судебном заседании был также подтвержден представителем ответчика.

           В результате этого бездействия со стороны администрации МО «Старокулаткинский район» были нарушены трудовые права и интересы неопределенного круга штатных работников администрации МО «Старокулаткинский район».

Данное бездействие ответчика в указанном вопросе является незаконным, так как препятствует как созданию необходимых условий труда на рабочих местах ответчика, так и выявлению вредных и опасных производственных факторов и осуществлению мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Это в свою очередь влечет за собой нарушение трудовых прав работников ответчика, а также служит препятствием в проведении государственной политики в области охраны труда по своевременному и эффективному регулированию вопросов профилактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Поэтому исковые требования прокурора Старокулаткинского района являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

            На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                        РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Старокулаткинского района, Ульяновской области - удовлетворить.

           Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области выразившегося в непринятии мер по своевременной аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

           Обязать администрацию муниципального образования «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области провести мероприятия по аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

            Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья.                                                                                                                                           Сафаров М.Т.