Решение по делу по иску о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях



2-1147/2011

               РЕШЕНИЕ

                                                   Именем Российской Федерации

р.п. Старая Кулатка                                                                                                  25 мая 2011 года

            Радищевский районный суд, Ульяновской области в составе: председательствующего - судьи Сафарова М.Т.,

при секретаре - Бекеровой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фатхуллина Н.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе, Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, в связи с осуществлением педагогической деятельности.

УСТАНОВИЛ:

            Фатхуллин Н.М. обратился в Радищевский районный суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе, Ульяновской области (далее -Управление ПФР) о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периода его военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 20 ноября 1985 г. по 8 декабря 1987 г. и обязать Управление ПФР в Старокулаткинском районе, Ульяновской области назначить ему трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста 60 лет в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей (в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ), с 28 марта 2011 г.

            Свои требования истец Фатхуллин Н.М. мотивировал следующим. Он (истец) осуществлял педагогическую деятельность (с перерывами) с 15 августа 1985 г. по настоящее время и, по его мнению, на 28 марта 2011 года имелся необходимый специальный (педагогический) трудовой стаж в размере 25 лет, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. (далее - Закон о трудовых пенсиях).

Однако решением Управления ПФР от 28.03.2011 г. ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с недостаточностью специального трудового стажа. В специальный трудовой стаж не был засчитан период его военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 20 ноября 1985 г. по 8 декабря 1987 г.

Считая данный отказ в назначении трудовой пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27Закона о трудовых пенсиях, необоснованным истец Фатхуллин Н.М. обратился в суд.

В судебном заседании истец Фатхуллин Н.М. уточнил свои исковые требования и просил суд обязать Управление ПФР зачесть в его специальный трудовой стаж работы (дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности) период его военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 20 ноября 1985 г. по 8 декабря 1987 г., а также обязать Управление ПФР назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения с заявлением о назначении пенсии т.е. с 28.03.2011 г. Истец Фатхуллин Н.М. при этом пояснил суду, что, по его мнению, спорный период его военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 20 ноября 1985 г. по 8 декабря 1987 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №139 подлежит в обязательном порядке зачислению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. И с учетом этого у него на момент обращения (28.03.2011 г.) в Управление ПФР за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей уже имелся необходимый для этого 25 летний специальный стаж.

Представитель ответчика - УПФ РФ в Старокулаткинском районе Алтынбаева Г.С. в судебном заседании иск не признала и пояснила следующее. Согласно данным пенсионного дела истца Фатхуллин Н.М., последний имел (на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии) общий страховой стаж работы более 25 лет. В то же время льготный стаж работы истца (на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии), который может быть засчитан в его стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, составлял - 22 года 11 месяцев 25 дней. Тогда как, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г., право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, возникает лишь у лица имеющего не менее чем 25 летний стаж такой работы. Период военной службы истца Фатхуллина Н.М. по призыву в Вооруженных силах СССР с 16 апреля 1982 г. по 25 апреля 1984 г., в соответствии с положениями ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, не подлежит включению в специальный стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Представители третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца: Отдела образования администрации МО «Старокулаткинский район», Ульяновской области - Амирова М.Р. и Старомостякской средней общеобразовательной школы, Старокулаткинского района, Ульяновской области - Мурясова В.А., в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований Фатхуллина Н.М.

          

          Суд, выслушав истца Фатхуллина Н.М., представителя УПФ РФ в Старокулаткинском районе - Алтынбаеву Г.С., допросив свидетелей М*Р*Д*, З*Р*А*, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

          В ходе судебного заседания было установлено, что истец Фатхуллин Н.М. 30 июня 1985 г. окончил училище, где получил квалификацию «учитель труда и черчения». Затем в период с 15.08.1985 г. по 1.10.1985 г. работал в должности учителя физкультуры и труда в С* школа, Ульяновской области. После чего в период с 20 ноября 1985 г. по 8 декабря 1987 г. проходил срочную военную службу по призыву в Вооруженных силах СССР.

        Данное обстоятельство подтверждается как исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, а также показаниями свидетелей - М*Р*Д* и З*Р*А*

         Не доверять показаниям данных свидетелей, оснований у суда не имеется.

          Помимо указанного выше Фатхуллин Н.М. также осуществлял педагогическую деятельность в должности учителя общеобразовательной школы (расположенной в сельской местности) в следующие периоды:

         1) с 2.01.1988 г. по 31.12.2001 г. учителем физкультуры в СмСШ* Старокулаткинского района, Ульяновской области; 2) с 1.01.2002 г. по 11.10.2006 г. учителем физкультуры в СмСШ* Старокулаткинского района, Ульяновской области; 3) с 1.03.2007 г. по 27.03.2011 г. учителем физкультуры в СмОШ Старокулаткинского района, Ульяновской области.

        Таким образом, общий вышеприведенный стаж педагогической работы Фатхуллина Н.М. (в должности учителя общеобразовательной школы расположенной в сельской местности) на 28 марта 2011 г. (без учета периода службы истца в рядах Советской армии), составлял 22 года 11 месяцев 25 дней.

        Данный факт в судебном заседании не оспаривался сторонами.

        28 марта 2011 г. истец Фатхуллин Н.М. обратился УПФ РФ в Старокулаткинском районе с письменным заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста 60 лет в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей (в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ), с 28 марта 2011 г. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в Старокулаткинском районе от 28 марта 2011 г. истцу Фатхуллину Н.М. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ. Основанием отказа явилась недостаточность (по мнению УПФ РФ в Старокулаткинском районе) специального трудового стажа на момент обращения (22 года 11 месяцев 25 дней вместо требующихся 25 лет). Период службы истца Фатхуллина Н.М. в рядах Вооруженных сил СССР с 20 ноября 1985 г. по 8 декабря 1987 г., не был зачтен в стаж педагогической деятельности истца.

          Истец Фатхуллин Н.М. не согласившись с данным решением Управления ПФР в Старокулаткинском районе 6 мая 2011 г. обратился с соответствующим иском в Радищевский районный суд.

         

          Как следует из разъяснения содержащегося в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20 декабря 2005 г. № 25, дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом Российской Федерации, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий, подлежат рассмотрению в порядке искового производства.

           В пункте 9 названного Постановления также содержится указание на то, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, трудовая пенсия по старости назначается ранее возраста, установленного ст. 7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой-пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно указанному Списку должностей и учреждений, в специальный трудовой стаж включается все время работы в должности учителя, расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований, независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

          В соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», работа в должности учителя общеобразовательных учреждений расположенных в сельской местности, включается в стаж работы независимо от объема выполняемой нагрузки.

           Из копии трудовой книжки истца Фатхуллина Н.М.(л.д. 15-22), ксерокопии паспорта и военного билета истца (л.д.11, 28-31), копий приказов по РОНО от 10.08.1985 г., от 25.09.1985 г., от 28.12.1987 г. (л.д.13-14), справки военкомата от 21.01.2011 г. (л.д. 12), копии диплома об образовании (л.д. 32, 46), копии материалов пенсионного дела (л.д. 33-68) следует, что истец Фатхуллин Н.М. трудился в периоды своей трудовой деятельности и работал на следующих должностях:

         1) 15.08.1985г. - 1.10.1985 г. (1 месяц 17 дней) - учитель физической культуры и труда в
С* школа, Ульяновской области;

         2) 2.01.1988 г. - 31.12.2001 г. (13 лет 11 месяцев 29 дней) - учитель физической культуры в СмСШ* Ульяновской области;

         3) 1.01.2002 г. - 11.10.2006 г. (4 года 9 месяцев 11 дней) - учитель физической культуры в СмСШ* Ульяновской области;

         4) 1.03.2007 г. - 27.03.2011 г. (4 года 27 дней) учитель физической культуры в СмСШ* .... Ульяновской области.

          Таким образом общий вышеприведенный стаж педагогической работы Фатхуллина Н.М. (в должности учителя общеобразовательной школы (расположенной в сельской местности) на 28 марта 2011 г., составлял 22 года 11 месяцев 25 дней.

           Аналогичный вывод содержится в решении Управления ПФР от 28.03.2011 г., согласно которому специальный трудовой стаж, приобретенный истцом Фатхуллиным Н.М., составляет лишь 22 года 11 месяцев 25 дней, то есть менее 25 лет.

            Вместе с тем, по мнению суда, период срочной службы истца Фатхуллина Н.М. в рядах Вооруженных сил СССР с 20 ноября 1985 г. по 8 декабря 1987 г., необоснованно не был зачтен Управлением ПФР в Старокулаткинском районе в стаж педагогической деятельности истца и не был включен в специальный трудовой стаж истца.

             В свою очередь довод представителя ответчика в судебном заседании о том, что период военной службы истца в рядах Вооруженных сил СССР (с 20 ноября 1985 г. по 8 декабря 1987 г.), не подлежит включению в его (истца) специальный трудовой стаж (педагогический стаж) дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд считает ошибочным по следующим основаниям.

             Так Федеральным законом РФ №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовые пенсии назначаются в соответствии с данным законом. Трудовая пенсия для педагогических работников назначается в соответствии с подпунктом 19 пунктом 1 статьи 27 ранее достижения возраста указанного в статье 7 этого закона, при условии наличия стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 лет.

            При этом Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются соответствующими постановлениями Правительства РФ.

           Так согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года №463.

Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В спорный период службы истца Фатхуллина Н.М. в армии (с 20 ноября 1985 г. по 8 декабря 1987 г.) действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных сил СССР.

        В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что истец Фатхуллин Н.М. в период с 20 ноября 1985 г. по 8 декабря 1987 г., действительно проходил службу в Вооруженных силах СССР.

        Таким образом весь период службы истца Фатхуллина Н.М. в рядах Вооруженных сил СССР относится к периоду деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

        Как следует из правовой позиции содержащейся в постановлении Конституционного суда РФ № 2П от 29.01.2004 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" «в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права».

         Поэтому суд на основе правового анализа вышеприведенных законодательных норм, считает, что указанный выше период службы истца Фатхуллина Н.М. в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в календарном порядке в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

         Кроме того при формулировании данного вывода суд также принимает во внимание, что согласно п.3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», установлено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

          Суд, оценивая в совокупности все представленные сторонами доказательства по делу, приходит к выводу о том, что весь спорный период службы истца Фатхуллина Н.М. в Вооруженных силах СССР (с 20 ноября 1985 г. по 8 декабря 1987 г.) подлежит зачислению в полном объеме в специальный трудовой стаж педагогической деятельности дающей право истцу Фатхуллину Н.М. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

           Таким образом, общий (суммированный) специальный трудовой стаж истца -Фатхуллина Н.М., с учетом спорного периода службы в рядах Вооруженных сил СССР (с 20 ноября 1985 г. по 8 декабря 1987 г.), на день его обращения (28.03.2011 г.) в УПФ РФ в Старокулаткинском районе за назначением досрочной трудовой пенсии составлял более 25 лет, и поэтому истец Фатхуллин Н.М. имел на тот момент необходимый специальный (педагогический) стаж работы, дающий право на назначение ему досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

           Срок назначения истцу Фатхуллину Н.М. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со ст. 19 Закона о трудовых пенсиях, определяется датой обращения истца за назначением данной пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Таким днем считается день принятия органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В судебном заседании на основании показаний Фатхуллина Н.М., представителя ответчика Алтынбаевой Г.С., материалов пенсионного дела установлено, что истец Фатхуллин Н.М. обратился с письменным заявлением в Управление ПФР в Старокулаткинском районе по поводу назначения ему досрочной трудовой пенсии именно - 28 марта 2011 года.

В этой связи трудовая пенсия в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях истцу Фатхуллину Н.М. также должна быть назначена с 28 марта 2011 года.

                        На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                     РЕШИЛ:

          Исковые требования Фатхуллина Н.М., удовлетворить.

          Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе, Ульяновской области включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период прохождения Фатхуллиным Н.М. военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 20 ноября 1985 года по 8 декабря 1987 года.

          Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе, Ульяновской области назначить Фатхуллину Н.М. трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста 60 лет в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей (в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ), с 28 марта 2011 года.

        Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья.                                                                                                                                 Сафаров М.Т.