Решение по делу по иску прокурора о признании незаконным бездействияпо ремонту и содержанию внутрипоселковых автомобильных дорог



№2-1146/2011

                   РЕШЕНИЕ

                                                    Именем Российской Федерации

р.п. Старая Кулатка            15 июня 2011 года.

                     Радищевский районный суд, Ульяновской области в составе:

председательствующего - судьи Сафарова М.Т.,

с участием заместителя прокурора Старокулаткинского района, Ульяновской области - Абитова Ф.Ф.,

при секретаре - Бекеровой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старокулаткинского района, Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Старокулаткинское городское поселение», Старокулаткинского района, Ульяновской области по своевременному ремонту и содержанию внутрипоселковых автомобильных дорог общего пользования р.п. ....., Ульяновской области расположенных на улицах: ....., в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 и об обязаниии администрации муниципального образования «Старокулаткинское городское поселение», Старокулаткинского района, Ульяновской области произвести ремонт и обеспечить соответствие внутрипоселковых автомобильных дорог общего пользования р.п. ....., Ульяновской области, расположенных на улицах: ....., требованиям ГОСТ Р 50597 - 93.

УСТАНОВИЛ:

            Прокурор Старокулаткинского района, Ульяновской области обратился в порядке статьи 45 ГПК РФ в Радищевский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Старокулаткинское городское поселение», Старокулаткинского района, Ульяновской области по своевременному капитальному ремонту, ремонту и содержанию внутрипоселковых автомобильных дорог общего пользования р.п. ....., расположенных на улицах: ..... и об обязаниии администрации МО «Старокулаткинское городское поселение», Старокулаткинского района, Ульяновской области провести капитальный ремонт и ремонт внутрипоселковых автомобильных дорог общего пользования р.п. ....., расположенных на улицах: ......

Исковые требования прокурор мотивировал следующим.

Прокуратурой Старокулаткинского района в период с 12.04.2011 по 27.04.2011 совместно с сотрудниками отделения ГИБДД ОВД по МО «С***» проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения в части своевременного проведения ремонта и содержания дорог на территории муниципального образования «Старокулаткинское городское поселение» Старокулаткинского района Ульяновской области. В ходе проверки в деятельности муниципального образования «Старокулаткинское городское поселение» были выявлены грубые нарушения закона, которые выразились в следующем.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселений. В силу ст. 17 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет дорожную деятельность как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 г. № 221 утвержден Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р5 05 97-93 «Автомобильные дороги и улицы» («Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения») (далее - ГОСТ).

Настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, при этом, все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. В соответствии с п.3 указанного ГОСТа, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Согласно п.3.1. ГОСТа, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.н. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Исходя из п.4.1.1. данного ГОСТа, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Замену или восстановление поврежденных дорожных знаков следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток. Временно установленные знаки должны быть сняты в течение суток после устранения причин, вызвавших необходимость их установки.

Однако проведенная проверка показала, что органом местного самоуправления возложенные законом обязанности в указанной сфере правоотношений грубо игнорируются и не исполняются. Так, исходя из сложившихся на территории Старокулаткииского района погодных условий в весенний период 2011 года отдельные участки дорог в р.п. ..... муниципального образования «Старокулаткинское городское поселение» пришли в негодное для эксплуатации состояние и в настоящее время не отвечают предъявляемым требованиям. Проверкой были охвачены основные улицы р.п. ..... - ...... Так, проезжая часть автомобильных дорог на каждой из этих улиц на момент проверки имела значительные выбоины и трещины, а также просадки в различных ее участках. Ни одна из дорог на указанных улицах не соответствовала требованиям государственного стандарта, поскольку своевременный ремонт дорожного покрытия на дорогах указанных улиц произведен не был. Кроме того, проведенная проверка также показала, что предусмотренные правилами дорожного движения дорожные знаки на указанных улицах также установлены не были. В результате непринятия своевременных мер, направленных на реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог в населенных пунктах указанного муниципального образования возникла ситуация, исключающая безопасное движение пешеходов и автомобильного транспорта, чем нарушены права значительного количества пользователей автомобильными дорогами, в том числе жителей указанного муниципального образования. При этом, в настоящее время создаются условия для совершения дорожно-транспортных происшествий, ставятся под угрозу жизнь и здоровье пользователей автомобильными дорогами. Между тем, охрана и защита жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, должны стать первоочередной задачей в правовом регулировании, которая в данном случае органом местного самоуправления грубо игнорируется.

Это в соответствие со ст.45 ГПК РФ, п.3 ст.27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит: признать незаконным бездействие ответчика в лице - администрации МО «Старокулаткинское городское поселение», Старокулаткинского района, Ульяновской области по своевременному капитальному ремонту, ремонту и содержанию внутрипоселковых автомобильных дорог общего пользования р.п. ....., расположенных на улицах: ..... и обязать администрацию МО «Старокулаткинское городское поселение», Старокулаткинского района, Ульяновской области провести капитальный ремонт и ремонт внутрипоселковых автомобильных дорог общего пользования р.п. ....., расположенных на улицах: .....

            В судебном заседании заместитель прокурора Старокулаткинского района, Ульяновской области - Абитов Ф.Ф. уточил свои исковые требования и просил суд: 1) признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Старокулаткинское городское поселение», Старокулаткинского района, Ульяновской области по своевременному ремонту и содержанию внутрипоселковых автомобильных дорог общего пользования р.п. ....., Ульяновской области расположенных на улицах: ....., в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597 - 93; 2) обязать администрацию муниципального образования «Старокулаткинское городское поселение», Старокулаткинского района, Ульяновской области произвести ремонт и обеспечить соответствие внутрипоселковых автомобильных дорог общего пользования р.п. ....., Ульяновской области, расположенных на улицах: ....., требованиям ГОСТ Р 50597 - 93.

           В обосновании уточненных исковых требований прокурор дал суду пояснения аналогичные содержащимся в исковом заявлении и просил суд удовлетворить данные уточненные исковые требования в полном объеме.

           Представитель ответчика - администрации МО «Старокулаткинское городское поселение», Старокулаткинского района, Ульяновской области Адельшин Р.А. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме и пояснил суду, что внутрипоселковые автомобильные дороги общего пользования р.п. ....., Ульяновской области, расположенные на улицах ....., действительно требуют проведения текущего ремонта так как по своим характеристикам не соответствуют всем требованиям ГОСТ Р 50597 - 93. В настоящее время на указанных в иске прокурора улицах р.п. ..... проведен лишь ямочный ремонт, так для проведения полноценного ремонта указанных внутрипоселковых дорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 у администрации МО «Старокулаткинское городское поселение» не имеется достаточных финансовых средств. Кроме того в настоящее время составляется двухсторонний договор между МО «Старокулаткинское городское поселение» и СДРСУ (который выиграл аукцион на ремонт внутрипоселковых дорог - р.п. .....) на общую сумму 7,8 млн. руб. для проведения текущего ремонта внутрипоселковых автодорог.

            Суд, выслушав прокурора района, представителя ответчика, изучив материалы дела полагает возможным удовлетворить исковые требования истца по следующим основаниям.

            В судебном заседании представитель ответчика - администрации МО «Старокулаткинское горордское поселение» Адельшин Р.А., исковые требования прокурора Старокулаткинского района, Ульяновской области признал в полном объеме.

           Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

В соответствии с данными положениями, а также на основании статьи 173 ГПК РФ, суд принимает признание иска представителем ответчика - администрации МО «Старокулаткинское городское поселение», поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а также служит удовлетворению заявленных истцом требований.

При признании иска ответчиком и принятии его судом, согласно положениям ст. 173 ч. 3 ГПК РФ, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При этом в случае признания иска ответчиком и принятии его судом, в соответствии со ст. 198 ч. 4 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

По данному делу суд принимает признание иска ответчиком, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Для этого имеются все основания, предусмотренные нормами ГПК РФ.

Так согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

          Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

          В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

        В данном случае, ввиду ненадлежащего осуществления администрацией МО «Старокулаткинское городское поселение» деятельности по содержанию внутрипоселковых автомобильных дорог р.п. ..... в соответствии с требованиями технических регламентов нарушаются права жителей р.п. ..... на безопасные условия движения как транспортных средств так и пешеходов, что в свою очередь ставит под угрозу жизнь и здоровье всех жителей р.п. ......

          Поэтому данный иск прокурора в защиту неопределенного круга лиц проживающих на территории МО «С***», Ульяновской области является юридически обоснованным и законным по следующим основаниям.

           В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 8.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» следует, что дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, ремонту, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

           Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

        Как следует из положений ст. 13 ч.1 Федерального закона от 8.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

        Статья 14 указанного Закона предусматривает, что планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

         Часть 3 ст. 15 Федерального закона от 8.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» предусматривает также, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

         В соответствии с пунктом 5 ст. 14 Федерального закона № 131 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          Статьей 16 Федерального закона № 131 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне (собственности) лежит на органах местного самоуправления.

            На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

            Органы местного самоуправления в соответствии с положениями ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» также обязаны в пределах своей компетенции самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

            Согласно ст. Устава МО «Старокулаткинское городское поселение» к числу полномочий администрации данного муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в силу вышеприведенных правовых норм действующего законодательства, именно администрация МО «Старокулаткинское городское поселение» является юридическим лицом ответственным за состояние и содержание (в соответствии с требованиями ГОСТ Р5 05 97-93 «Автомобильные дороги и улицы») всех внутрипоселковых автомобильных дорог р.п. ......

            В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 8.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 г. № 221 утвержден Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р5 05 97-93 «Автомобильные дороги и улицы» («Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения») (далее - ГОСТ). Настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, при этом, все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В судебном заседании было бесспорно установлено и не оспаривалось сторонами, что внутрипоселковые автомобильные дороги общего пользования р.п. ..... расположенные на улицах: ....., общей протяженностью - 10,18 км., являются муниципальными (т.е собственностью МО «С***») в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования муниципального значения включенный в реестр имущества МО «Старокулаткинское городское поселение», утвержденного директором ОГУ «ДАД».

Указанные в иске прокурора внутрипоселковые автомобильные дороги общего пользования р.п. ....., в настоящее время нуждаются в ремонте (ввиду наличия многочисленных просадок, деформаций, повреждений, трещин, выбоин, ям различного размера, повреждений дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги ) так как не соответствуют требованиям ГОСТ Р5 05 97-93 «Автомобильные дороги и улицы» («Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).

Данный факт в судебном заседании также не оспаривался сторонами и был подтвержден соответствующими комплексными актами обследований проведенными с участием представителя МО «Старокулаткинское городское поселение» и представителя ОГИБДД ОВД МО «С***».

Выявленные нарушения эксплутационного состояния внутрипоселковых автомобильных дорог общего пользования р.п. ..... расположенные на улицах: ....., не только создают неудобства жителям р.п. ..... и остальным участникам дорожного движения, но также не обеспечивают их надлежащую безопасность и создают угрозу их жизни и здоровью. Поэтому бездействие администрации МО «Старокулаткинское городское поселение» в своевременном разрешении указанной проблемы расценивается судом как незаконное.

Данная ситуация с точки зрения требований законодательства является более недопустимой и подлежащей исправлению.

В свою очередь доводы представителя ответчика Адельшина Р.А. о том, что администрации МО «Старокулаткинское городское поселение» надлежащим образом исполнять свои обязанности по ремонту и содержанию внутрипоселковых автомобильных дорог общего пользования р.п. ..... (расположенных на улицах: .....), не позволяет отсутствие достаточных для этого финансовых средств, не могут быть приняты судом во внимание в качестве обстоятельства освобождающего ответчика от выполнения возложенных на него законом полномочий и обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту (в соответствии с требованиями ГОСТ Р5 05 97-93 «Автомобильные дороги и улицы») всех (указанных в иске прокурора) внутрипоселковых автомобильных дорог .....

Поэтому исковые требования прокурора Старокулаткинского района являются полностью обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                    РЕШИЛ:

            Исковые требования прокурора Старокулаткинского района, Ульяновской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Старокулаткинское городское поселение», Старокулаткинского района, Ульяновской области по своевременному ремонту и содержанию внутрипоселковых автомобильных дорог общего пользования ....., расположенных на улицах: ....., в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597 - 93.

           Обязать администрацию муниципального образования «Старокулаткинское городское поселение», Старокулаткинского района, Ульяновской области произвести ремонт и обеспечить соответствие внутрипоселковых автомобильных дорог общего пользования р.п. ....., расположенных на улицах: ....., требованиям ГОСТ Р 50597 - 93.

          Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья.                                                                                                                                         Сафаров М.Т.