Решение по иску об обязании оборудовать пандусами



№ 2-1173/2010

               РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Старая Кулатка                                                                                            24 декабря 2010 года.

                                                                                  

Радищевский районный суд, Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи - Сафарова М.Т.,

с участием заместителя прокурора Старокулаткинского района, Ульяновской области - Абитова Ф.Ф.,

при секретаре - Ахтямовой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе, Ульяновской области о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в помещение здания, расположенное по адресу: ...., незаконным и обязании оборудовать пандусами и иным вспомогательным оборудованием и приспособлениями лестницу, ведущую к входу в помещение здания, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе, Ульяновской области расположенное по адресу: ...., для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов в данное здание.

                                                                  УСТАНОВИЛ:

Прокурор Старокулаткинского района, Ульяновской области 27 октября 2010 г. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе, Ульяновской области о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в помещение здания, расположенное по адресу: ...., незаконным и обязании оборудовать пандусами и иным вспомогательным оборудованием и приспособлениями лестницу, ведущую к входу в помещение здания Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе, Ульяновской области расположенное по адресу: ...., для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов в данное здание.

Данные исковые требования прокурор Старокулаткинского района мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки были выявлены грубые нарушения закона, которые выразились в следующем.

           В соответствии со ст.21 Конституции Российской Федерации, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. В соответствии со ст.27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно ст. 2 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон), социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Указанные требования законодательства Управлением Пенсионного фонда России по Ульяновской области в Старокулаткинском районе были грубо нарушены и проигнорированы. Проведенной проверкой установлено, что в .... расположено здание Управления Пенсионного фонда России по Ульяновской области в Старокулаткинском районе, которое является объектом социальной инфраструктуры. На момент проверки здания организации, для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) не были созданы условия для беспрепятственного их доступа к указанному объекту. В частности, лестница, ведущая к входу в помещение Управления Пенсионного фонда не была оборудована пандусами и иным вспомогательным оборудованием и приспособлениями для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов. Таким образом, в результате бездействия со стороны Управления Пенсионного фонда России по Ульяновской области в Старокулаткинском районе и неисполнения возложенных законом обязанностей, выразившихся в непринятии мер к обеспечению беспрепятственного доступа в помещение Пенсионного фонда инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), были существенным образом нарушены права и свободы инвалидов, определить круг которых не представляется возможным. Согласно ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет иск и поддерживает его в суде. В соответствии ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Учитывая, что выявленные в ходе проверки нарушения требований федерального законодательства существенным образом нарушают права и законные интересы инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), прокурор обращается в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами.

В судебном заседании заместитель прокурора Старокулаткинского района - Абитов Ф.Ф. уточнил заявленные исковые требования и просил суд признать незаконным бездействие ответчика в лице Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе, Ульяновской области выразившееся в непринятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в помещение здания, расположенное по адресу: ....., а также обязать ответчика оборудовать пандусом для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу ведущую к входу в помещение здания Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе, Ульяновской области расположенного по адресу: .... В обосновании исковых требований заместитель прокурора Старокулаткинского района - Абитов Ф.Ф. привел доводы, аналогичные содержащимся в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе, Ульяновской области - Курамшин Ш.С. в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме и пояснил суду, что заявленные исковые требования прокурора являются полностью обоснованными так как лестница ведущая к входу в помещение здания Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе, Ульяновской области действительно до настоящего времени не оборудована пандусами и иным вспомогательным оборудованием и приспособлениями для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов в данное здание. Этого не сделано ввиду отсутствия финансирования на обустройство данного входа в соответствии с требованиями ФЗ-181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

          Представитель третьего лица Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Старокулаткинскому району Айнетдинов Р.Н. в судебном заседании поддержал заявленные прокурором исковые требования и пояснил суду следующее.

          В соответствии с требованиями ст. 15 ФЗ-181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» все организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также другим жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям. Указанные требования законодательства Управлением Пенсионного фонда России по Ульяновской области в Старокулаткинском районе до настоящего времени не исполнены несмотря на то, что соответствующие письменные предписания были направлены как в 2009 г. так и в 2010 г. Эти предписания ответчиком были проигнорированы. Данный факт подтверждается соответствующими актами проверок. Управление Пенсионного фонда России по Ульяновской области в Старокулаткинском районе является объектом социальной инфраструктуры. На сегодняшний день по прежнему не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в здание УПФ (ГУ) РФ в Старокулаткинском районе. В частности, лестница, ведущая к входу в помещение Управления Пенсионного фонда не оборудована пандусами и иным вспомогательным оборудованием и приспособлениями для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов. Тогда как по состоянию на 24 декабря 2010 г. на территории МО «С* район» проживает 194 инвалида с ограниченными возможностями в передвижении, в том числе 43 инвалида-колясочника. Тем самым УПФ (ГУ) РФ в Старокулаткинском районе на протяжении последних нескольких лет нарушаются права инвалидов.

          Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований, и полагает возможным их удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.

           Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчики вправе признать иск.

В соответствии с данными положениями, а также на основании статьи 173 ГПК РФ, суд принимает признание иска представителем ответчика Курамшиным Ш.С., поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а также служит удовлетворению заявленных истцом требований.

При признании иска ответчиком и принятии его судом, согласно положениям ст. 173 ч. 3 ГПК РФ, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При этом в случае признания иска ответчиками и принятии его судом, в соответствии со ст. 198 ч. 4 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

По данному делу суд принимает признание иска представителем ответчика Курамшиным Ш.С., считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

           Для этого имеются все основания, предусмотренные нормами ГПК РФ.

           Так в силу положений ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

          Человек, его права и свободы в соответствии с положениями ст. 2 Конституции РФ являются высшей ценностью.

           Согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

            В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

             Согласно ст.42 Конституции РФ каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на защиту своих прав.

            Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

           В соответствии с положениями статьи 1 ФЗ РФ № 181 от 24.11.1995 г. инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

          В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

           В соответствии с нормами закона, к объектам социальной инфраструктуры, подлежащими оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов относятся в том числе, административные здания и сооружения, к числу которых относится и здание ответчика (УПФР в Старокулаткинском районе) являющегося государственным учреждением.

            Кроме того следует отметить, что по смыслу закона под объектами социальной инфраструктуры следует понимать объекты, предназначенные для оказания социальных услуг населению в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха, а также удовлетворения иных общественных потребностей.

           Здание УПФР в Старокулаткинском районе, Ульяновской области является объектом социальной инфраструктуры, поскольку одним из целевых назначений деятельности УПФР в Старокулаткинском районе, Ульяновской области (согласно Федеральному закону от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, а также Положением об Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждении) в Старокулаткинском районе, Ульяновской области) является пенсионное обслуживание граждан в том числе и инвалидов.

           Таким образом в силу функций, осуществляемых Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе, Ульяновской области данный объект относится к социальной инфраструктуре и должен быть доступен для пользования всеми гражданами, в том числе и инвалидами.

           Согласно ксерокопии выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (серии хххх от 7.06.2007 г.) Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе, Ульяновской области, располагается в здании по адресу: .... Данное здание находится в оперативном управлении ответчика.

           Как установлено в судебном заседании, УПФР в Старокулаткинском районе, Ульяновской области являющееся структурным подразделением Пенсионного фонда Российской Федерации, специальными средствами (для беспрепятственного доступа инвалидов в здание данного учреждения) не оборудовано, данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось.

          Тогда как в отношении инвалидов действующим законодательством предусмотрены меры социальной защиты, выражающиеся в системе гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

         Согласно п.п. 3.9, 3.13, 3.14, 3.17 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильной группы населения. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

           В соответствии с п. 3.18 СНиП 35-01-2001 пути движения маломобильных групп населения внутри здания следует проектировать в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания.

           Согласно п.п. 3.28, 3.29, 3.30 СНиП 35-01-2001 ширина проступей лестниц, кроме внутриквартирных, должна быть не менее 0,3 м, а высота подъема ступеней не более 0,15 м. Уклоны лестниц должны быть не более 1:2. Ступени лестниц на путях движения инвалидов и других маломобильных групп населения должны быть сплошными, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м. Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях принимать по ширине полосы движения согласно 3.18. Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов не менее R120.

             Отсутствие пандуса с поручнями в здании УПФР в Старокулаткинском районе ответчиком также не оспаривалось. Вместе с тем отсутствие специальных средств для беспрепятственного доступа инвалидов ко всем необходимым помещениям здания УПФР в Старокулаткинском районе противоречит требованиям федерального законодательства, а именно Федеральному закону от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», то есть является противозаконным.

             Тогда как согласно справки Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Старокулаткинскому району от 24.12.2010 г., на территории Старокулаткинского района на сегодняшний день проживает 194 инвалида с ограниченными возможностями в передвижении, в том числе 43 инвалида-колясочника.

              Тем самым УПФ (ГУ) РФ в Старокулаткинском районе на протяжении последних нескольких лет нарушаются права инвалидов (Старокулаткинского района) по обеспечению реальной возможности беспрепятственного доступа инвалидов в данное здание.

               Поэтому суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, так как это будет соответствовать правам и интересам неопределенного круга граждан Старокулаткинского района, являющихся инвалидами. Данные лица по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

                В связи с этим, следует обязать УПФР в Старокулаткинском районе оборудовать пандусом для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу, ведущую к входу в помещение здания Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе, Ульяновской области расположенного по адресу: ....

                По смыслу закона, под бездействием понимается не совершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным актом.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд считает бездействие руководства УПФР в Старокулаткинском районе по оборудованию пандусом для инвалидов (пользующихся креслами-колясками), лестницы ведущей к входу в здание Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе, незаконным и ущемляющим права граждан-инвалидов проживающих как на территории Старокулаткинского района, так и вне территории данного муниципального образования.

Доводы представителя ответчика о том, что неисполение требований Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе на данном этапе происходит по уважительной причине ввиду отсутствия финансирования на данные цели через Отделение ОПФР Ульяновской области и поэтому УПФР в Старокулаткинском районе не может нести за это ответственность, суд считает необоснованными и не принимает во внимание, поскольку данные доводы в соответствии с законодательством не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Старокулаткинского района. Поэтому суд данные доводы представителя ответчика расценивает как его попытку таким образом оправдать свое бездействие и избежать ответственности.

           Также, по мнению суда формальные действия ответчика (информирование руководителем УПФР в Старокулаткинском районе в письменном виде руководство Отделения ОПФР Ульяновской области, о необходимости финансирования работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников в помещение здания УПФР в Старокулаткинском районе) не могут служить достаточным основанием для освобождения ответчика от признания его бездействия в данном вопросе.

            Так как в данном случае ответчиком с момента поступления иска прокурора (27.10.2010 г.) и по настоящее время (24.12.2010 г.), т.е за период около 2-х месяцев, не составлена даже смета стоимости необходимых строительно-ремонтных работ и не подана соответствующая заявка на необходимый размер финансирования.

             Кроме того, суд также принимает во внимание, что ответчиком ранее было проигнорировано соответствующее предписание со стороны прокурора Старокулаткинского района и Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Старокулаткинскому району, направленное в адрес ответчика (по вопросу аналогичному содержащемуся в иске прокурора требованию) в 2009 году.

          Поэтому исковые требования прокурора Старокулаткинского района являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

         Суд выносит данное решение в соответствии со ст. 12, 56 ГПК РФ, т.е. на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                    РЕШИЛ:

Иск прокурора Старокулаткинского района, Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц (являющихся инвалидами), удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе, Ульяновской области выразившееся в непринятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в помещение здания, расположенное по адресу: ....

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе, Ульяновской области оборудовать пандусом для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу ведущую к входу в помещение здания Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе, Ульяновской области расположенного по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд в течение 10 суток с момента составления мотивированного решения суда.

Судья                                                                            М.Т. Сафаров