РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Ульяновская область, р.п. Старая Кулатка 06 апреля 2012 г. Радищевский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Хуснетдинова А.Р., при секретаре Ахтямовой Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шаяхметова Х.Х. о признании бездействия Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район», выразившегося в не проведении правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, незаконным, УСТАНОВИЛ: Шаяхметов Х.Х. обратился в Радищевский районный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области (далее также - Совет депутатов), которое выразилось в не проведении правомочного заседания в течение трех месяцев подряд - с 18 мая 2011 г. по 2 сентября 2011 г. В обоснование заявления Шаяхметов Х.Х. указал, что в период с 18 мая 2011 года по 2 сентября 2011 года, т.е. более трех месяцев подряд, Совет депутатов МО «Старокулаткинский район», включающий 15 депутатов, не проводил правомочных заседаний и фактически не исполнял свои полномочия, что создает препятствия для реализации его прав, как жителя Старокулаткинского района, на местное самоуправление, установленных главой 8 Конституции РФ. Шаяхметов Х.Х. в заявлении также указал, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного выше Федерального закона граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Статьей 35 Федерального закона установлена структура органов местного самоуправления, среди которых наличие представительного органа является обязательным. Частью 3 данной статьи предусмотрено, что для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделяются полномочиями, которые определяются уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами (ст. 70 указанного Федерального закона). По мнению заявителя, гарантией того, что вопросы местного значения будут своевременно решаться в интересах населения муниципального образования, является закрепленная в части 1.1 ст. 35 Закона об общих принципах организации местного самоуправления обязанность проведения представительным органом муниципального образования заседаний не реже одного раза в три месяца. В связи с изложенным и в целях устранения грубых нарушений его конституционных прав, заявитель Шаяхметов Х.Х. просил суд признать незаконным факт бездействия избранного в правомочном составе представительного органа муниципального образования - Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район», выразившегося в не проведении правомочного заседания в течение трех месяцев подряд - с 18 мая 2011 года по 2 сентября 2011 года. Заявитель Шаяхметов Х.Х. свои требования, изложенные в заявлении, в судебном заседании поддержал в полном объеме, приведя в обоснование доводы, указанные в заявлении, при этом дополнил, что несмотря на то, что он не является депутатом Совета депутатов и не принимал участия в заседаниях Совета депутатов, ему достоверно известно, что Совет депутатов не проводил правомочных заседаний в течение более трех месяцев, а именно с 18 мая 2011 г. по 2 сентября 2011 г., что является нарушением требований ч. 1.1 ст. 35 Закона об общих принципах организации местного самоуправления. Представитель Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» - председатель Совета депутатов Кушалаков А.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Шаяхметова Х.Х. и пояснил следующее. Заявитель вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод, нарушенных решениями, действиями (бездействием) органов местного самоуправления, в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при этом заявитель обязан указать какие именно его права и свободы были нарушены. По смыслу ст. ст. 254 - 258 ГПК РФ предметом судебного обжалования могут выступать лишь такие действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, которые на время их обжалования в судебном порядке или рассмотрения заявленных требований по существу являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, а также требующими судебного пресечения. Бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, которое уже прекращено, само по себе, основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и, следовательно, каких-либо нарушений прав и свобод гражданина повлечь не может. Поэтому, по мнению представителя заинтересованного лица, бездействие, которое уже прекращено, не может являться предметом судебного обжалования. В настоящее время, спустя более чем 7 месяцев от оспариваемого периода, Совет депутатов МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области действует в рамках своих полномочий и не нарушает чьи-либо права или свободы. Препятствия, существовавшие в спорный период к осуществлению деятельности Советом депутатов со стороны бывшего главы Совета Бимеева Р.Х., устранены по инициативе большинства депутатов Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области, в том числе и посредством судебной защиты. Следовательно, по мнению представителя Совета депутатов К*А*М*, оспариваемое Шаяхметовым Х.Х. бездействие не существовало вообще. Кроме этого, на момент рассмотрения заявленных Шаяхметовым Х.Х. требований по существу, Совет депутатов прекратил бездействие в связи с вышеизложенными фактами, поэтому производство по делу подлежит прекращению. Кроме того, в случае выявления нарушений требований закона по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по их устранению, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. В частности, органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Однако, в период с 18 мая 2011 года по 02 сентября 2011 года никаких Доводы Шаяхметова Х.Х. о бездействии Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» не могут служить основанием к удовлетворению его заявления, поскольку не представлено доказательств нарушения на момент рассмотрения спора прав как одного гражданина, так и всех жителей муниципального образования «Старокулаткинский район». Кроме того, в силу положений ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. С момента окончания спорного периода прошло более полугода. Деятельность органа местного самоуправления носит публичный и открытый характер, все существенные действия Совета депутатов публиковались в средствах массовой информации или иным способом доводились до сведения граждан. По мнению представителя Совета депутатов, заявление Шаяхметова Х.Х. подано с нарушением установленного законом срока и данное обстоятельство в соответствии с ч. 2 ст. 256 ГПК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявления. Выслушав в судебном заседании объяснения заявителя Шаяхметова Х.Х., представителя Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» К*А*М*, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств. Как разъяснено в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства. Заявитель Шаяхметов Х.Х. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Совета депутатов МО «Старокулаткинский район», которое выразилось в не проведении правомочных заседаний с 18 мая 2011 г. по 2 сентября 2011 г., 8 февраля 2012 г. В своих первоначальных объяснениях заявитель Шаяхметов Х.Х. пояснил, что о факте бездействия Совета депутатов в указанный период ему стало известно в сентябре 2011 г., после того как Глава МО «Старокулаткинский район» Б*Р*Х* был удален в отставку. Следовательно, обратившись в суд 8 февраля 2012 г., Шаяхметов Х.Х. пропустил установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением об оспаривании бездействия Совета депутатов. Доказательств уважительности причин пропуска срока обращения с заявлением в суд Шаяхметов Х.Х. суду не представил, сославшись в последующих объяснениях на то, что не помнит, когда именно ему стало известно о бездействии Совета депутатов и, следовательно, о нарушении его конституционных прав и свобод. Однако суд считает, что срок обращения с заявлением в суд должен в данном случае исчисляться с 8 сентября 2011 г. Как правильно отмечено представителем заинтересованного лица К*А*М*, деятельность Совета депутатов как органа местного самоуправления носит публичный и открытый характер, все существенные действия Совета депутатов публиковались в средствах массовой информации или иным способом доводились до сведения граждан. В соответствии со ст. 37 Устава МО «Старокулаткинский район», муниципальные правовые акты, подлежащие опубликованию, должны быть опубликованы в течение 10 дней после дня их подписания. Официальным опубликованием Устава Старокулаткинского района, решений (правовых актов), принятых на местном референдуме, нормативных правовых актов Совета депутатов района, нормативных правовых актов Главы района, главы администрации района считается первая публикация их полного текста. Устав района и другие правовые акты могут быть опубликованы и в других печатных изданиях, а также доведены до сведения по телевидению и радио, разосланы органам местного самоуправления, государственным органам, должностным лицам, организациям, учреждениям, предприятиям. Решения, принятые на заседании Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» 17 мая 2011 г., были опубликованы для всеобщего сведения в газете «Жизнь района» № 22 от 22 мая 2011 г. Данная газета была учреждена Советом депутатов МО «Старокулаткинский район». Решение Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» от 3 сентября 2011 г. № 28/1 «Об удалении в отставку главы муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области» было опубликовано в газете «Кумяк кюч» от 8 сентября 2011 г. № 36. Таким образом, сведения о том, что 17 мая 2011 г. и 3 сентября 2011 г. состоялись заседания Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» были опубликованы в печати. Исходя из первоначальных объяснений в судебном заседании заявителя Шаяхметова Х.Х. и публикации в газете «Кумяк кюч» от 8 сентября 2011 № решения Совета депутатов об удалении в отставку Главы МО «Старокулаткинский район» Б*Р*Х* от ххххх г., суд приходит к выводу, что Шаяхметову Х.Х. о факте не проведения Советом депутатов района заседаний в спорный период (с 18 мая 2011 г. по 2 сентября 2011 г.) стало известно 8 сентября 2011 г. и заявитель был вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании бездействия Совета депутатов в срок до 8 декабря 2011 г. Заявителем не заявлялось ходатайство о восстановлении срока обращения в суд, и, как уже указывалось выше, не было представлено доказательств того, что в период с 8 сентября по 8 декабря 2011 г. имели места обстоятельства, препятствовавшие ему для обращения в суд с заявлением, которые могли бы быть расценены судом как уважительные причины пропуска указанного срока. Таким образом, срок обращения в суд пропущен заявителем Шаяхметовым Х.Х. без уважительных причин. При таких обстоятельствах суд отказывает Шаяхметову Х.Х. в удовлетворении заявления в связи с пропуском без уважительных причин срока обращения в суд. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 193-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Шаяхметова Х.Х. о признании незаконным факта бездействия избранного в правомочном составе представительного органа муниципального образования - Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район», выразившегося в не проведении правомочного заседания в течение трех месяцев подряд - с 18 мая 2011 года по 2 сентября 2011 года, отказать. Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Судья А.Р. Хуснетдинов
действий со стороны органов прокуратуры или других контролирующих
органов об оспаривании бездействия Совета депутатов не предпринималось.