Решение о признании постановления ТИК МО `Старокулаткинский район` незаконным



№2-1294/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п. Старая Кулатка

Ульяновской области                      8 июня 2012 года.

           Радищевский районный суд, Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи - Сафарова М.Т.,

при секретаре - Хамзиной Г.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бимеева Р.Х. о признании постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Старокулаткинский район», Ульяновской области «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» четвертого созыва по Терешанскому пятимандатному избирательному округу №3» незаконным и обязании территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Старокулаткинский район», Ульяновской области объявить досрочные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области пятого созыва.

УСТАНОВИЛ:

           Бимеев Р.Х. 30 мая 2012 г. обратился в Радищевский районный суд, Ульяновской области с заявлением о признании постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Старокулаткинский район», Ульяновской области «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» четвертого созыва по Терешанскому пятимандатному избирательному округу №3» незаконным и обязании территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Старокулаткинский район», Ульяновской области объявить досрочные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области пятого созыва. Свое заявление Бимеев Р.Х. мотивировал следующим. 23 мая 2012 г. территориальная избирательная комиссия муниципального образования «Старокулаткинский район», Ульяновской области (далее ТИК МО «Старокулаткинский район») приняла постановление «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» четвертого созыва по Терешанскому пятимандатному избирательному округу №3», на основании которого были назначены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» четвертого созыва на 22 июля 2012 г. Данное постановление ТИК МО «Старокулаткинский район» по мнению заявителя Бимеева Р.Х. является незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии со ст. 23 Устава МО «Старокулаткинский район» районный Совет депутатов состоит из 15 депутатов. До 26 апреля 2012 г. в составе районного Совета депутатов было именно 15 избранных населением Старокулаткинского района депутатов. Затем 26 апреля 2012 г. 7 депутатов: А*Г*С*, Бимеев Р.Х., Б*Т*Т*, В*Г*К*, К*Р*А*, Х*Р*К*, Я*Р*Б*, сложили свои депутатские полномочия по собственному желанию, подав соответствующие заявления. В результате чего были досрочно прекращены полномочия семи депутатов, а общая численность оставшихся восьми депутатов (из пятнадцати) таким образом составила менее двух третей от установленной численности (в пятнадцать депутатов) представительного органа. Вследствие чего согласно ст. 23 Устава МО «Старокулаткинский район» и положений частей 1, 1.1., ст.35 Федерального закона №131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» районный Совет депутатов оказался в неправомочном составе и не мог осуществлять своих полномочий. При сложившихся обстоятельствах ТИК МО «Старокулаткинский район» в соответствии с положениями п.4 ст. 10 федерального закона РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» была обязана объявить о досрочных выборах следующего пятого созыва депутатов Совета депутатов МО «Старокулаткинский район». Однако в нарушении указанных положений закона ТИК МО «Старокулаткинский район» сославшись на положения пунктов 8 и 9 статьи 71 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 23 мая 2012 г. вынесла постановление №45/91-2 «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» четвертого созыва по Терешанскому пятимандатному избирательному округу №3». В соответствии с данным постановлением в нарушении требований законодательства были незаконно назначены дополнительные, а не основные выборы депутатов Совета депутатов МО «Старокулаткинский район». Тем самым по мнению заявителя были нарушены избирательные права граждан Старокулаткинского района в том числе и самого Бимеева Р.Х. как гражданина и избирателя.

В судебном заседании Бимеев Р.Х. уточнил свои заявленные требования и просил суд признать постановление ТИК МО «Старокулаткинский район» «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» четвертого созыва по Терешанскому пятимандатному избирательному округу №3», незаконным. Одновременно Бимеев Р.Х. заявил суду об отказе от своего требования в части обязания ТИК МО «Старокулаткинский район» объявить досрочные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области пятого созыва, и просил суд прекратить в этой части. Определением суда отказ Бимеева Р.Х. от заявленного требования в части обязания ТИК МО «Старокулаткинский район» объявить досрочные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области пятого созыва, был принят судом и производство гражданского дела в указанной части было прекращено.

Представитель ТИК МО «Старокулаткинский район» Абсалямов А.У. (являющийся председателем данной избирательной комиссии) и представитель ТИК МО «Старокулаткинский район» (по доверенности) Гусев И.В., в судебном заседании требования заявителя Бимеева Р.Х. не признали и просили суд отказать в удовлетворении заявленного Бимеевым Р.Х. (и уточненного в судебном заседании) требования.

В обосновании своей позиции указанные представители (ТИК МО «Старокулаткинский район») привели доводы, основная суть которых сводилась к тому, что дополнительные выборы депутатов Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» назначены на основании постановления ТИК МО «Старокулаткинский район» «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» четвертого созыва по Терешанскому пятимандатному избирательному округу №3», обосновано и на законных основаниях предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 71 Федерального закона РФ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 93 закона Ульяновской области №109-ЗО от 1.08.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области». Основанием для принятия указанного постановления явился факт досрочного сложения 26 апреля 2012 г. своих депутатских полномочий 7 (из 15-ти) депутатами Совета депутатов МО «Старокулаткинского район» и последующими решениями Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» (, , , , от 15.05.2012 г.).

Представитель Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» Кушалаков А.М. (являющийся депутатом Совета депутатов МО «Старокулаткинский район», избранный главой МО «Старокулаткинский район» на основании решения Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» от 11.09.2011 г.) требования заявителя Бимеева Р.Х. не признал и просил суд отказать в удовлетворении заявленного Бимеевым Р.Х. (и уточненного в судебном заседании) требования. Свою позицию высказанную в судебном заседании Кушалаков А.М. обосновал тем, что Совет депутатов МО «Старокулаткинский район» несмотря на факт сложения 7-ю депутатами своих полномочий продолжает до настоящего времени свою деятельность в составе оставшихся 8-ми депутатов и данный состав Совета депутатов способен и правомочен решать все вопросы относящиеся к его компетенции за исключением вопросов для решения которых требуется обязательное наличие не менее двух третей от установленной общей численности депутатов (в количестве 15 депутатов). Поэтому в данном случае ТИК МО «Старокулаткинский район» обоснованно назначил именно дополнительные, а не досрочные выборы депутатов Совета депутатов МО «Старокулаткинский район».

Прокурор Старокулаткинского района, Ульяновской области своевременно и надлежащим образом извещенный судом о месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился не известив суд о причинах своей неявки.

         Выслушав заявителя, представителей ТИК МО «Старокулаткинский район», Совета депутатов МО «Старокулаткинский район», изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

         Статьей 3 частью 1 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно ч. 1 ст. 260.1 ГПК РФ, заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.

Заявитель Бимеев Р.Х., по мнению суда, был вправе обжаловать в порядке, предусмотренном главой 26 ГПК РФ, постановление ТИК МО «Старокулаткинский район» «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» четвертого созыва по Терешанскому пятимандатному избирательному округу №3», так как данным постановлением затрагиваются избирательные права заявителя Бимеева Р.Х. Поэтому, заявление Бимеева Р.Х. об оспаривании постановления ТИК МО «Старокулаткинский район» «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» четвертого созыва по Терешанскому пятимандатному избирательному округу №3» подлежит рассмотрению по правилам, установленным главой 26 ГПК РФ.

        Судом, в ходе судебного разбирательства на основании показаний участников процесса и исследования письменных материалов дела было установлено следующее.

         В соответствии со статьей 23 Устава МО «Старокулаткинский район», Ульяновской области Совет депутатов МО «Старокулаткинский район» состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на четыре года.

         11 октября 2009 г. состоялись выборы депутатов Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» четвертого созыва в результате которых были избраны 15 депутатов Совета депутатов МО «Старокулаткинский район». В данном количестве Совет депутатов МО «Старокулаткинкий район» проработал до 26 апреля 2012 г.

         Затем 26 апреля 2012 г. 7 депутатов: А*Г*С*, Бимеев Р.Х., Б*Т*Т*, В*Г*К*, К*Р*А*, Х*Р*К*, Я*Р*Б*, сложили свои депутатские полномочия по собственному желанию, подав соответствующие заявления. 15 мая 2012 г. Советом депутатов МО «Старокулаткинский район» были приняты решения (, , , , от 15.05.2012 г.) о досрочном прекращении полномочий этих депутатов. В результате чего были досрочно прекращены полномочия семи депутатов, а общая численность оставшихся восьми депутатов (из пятнадцати) таким образом составила менее двух третей от установленной численности (в пятнадцать депутатов) представительного органа.

          Указанные решения Совета депутатов были опубликованы 18 мая 2012 г. в Старокулаткинской районной газете «Кумяк кюч» №20 от 18 мая 2012 г. Кроме того об указанных решениях, Советом депутатов МО «Старокулаткинский район» - 18 мая 2012 г. было сообщено в ТИК МО «Старокулаткинский район».

          23 мая 2012 г. ТИК МО «Старокулаткинский район» было принято постановление №45/91-2 «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» четвертого созыва по Терешанскому пятимандатному избирательному округу №3», которым на 22 июля 2012 г. было назначено проведение указанных выборов.

          Заявитель Бимеев Р.Х. не согласившись с данным постановлением (которое по мнению Бимеева Р.Х. принято в нарушении требований законодательства, так как были незаконно назначены дополнительные, а не основные выборы депутатов Совета депутатов МО «Старокулаткинский район») и усмотрев в этом нарушение своих избирательных прав, 30 мая 2012 г. обратился в суд с заявлением о признании данного постановления ТИК МО «Старокулаткинский район» незаконным.

          Решением Ульяновского областного суда от 1 июня 2012 г. состав Совета депутатов МО «Старокулаткинский район», Ульяновской области четвертого созыва (в результате сложения 26 апреля 2012 г. своих полномочий - 7 депутатов данного Совета депутатов) был признан неправомочным.

            Как следует из положений ст. 35 ч.16 п.2 Федерального закона №131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

           Основания прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с частью 1 статьи 35 которого представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца (часть 1.1 той же статьи).

Указанным нормам соответствуют положения Устава МО «Старокулаткинский район», в соответствии со статьёй 22 которого Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления района.

В силу статьи 23 частей 1 и 3 Устава МО «Старокулаткинский район», данный районный Совет депутатов состоит из 15 депутатов, избирается на четыре года и осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета. Основной формой деятельности Совета депутатов являются заседания, которые созываются главой района по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

Таким образом, из положений ст. 23 Устава МО «Старокулаткинский район» следует, что Совет депутатов МО «Старокулаткинский район» может осуществлять свои полномочия лишь при наличии не менее чем двух третей от установленной численности депутатов. То есть состав депутатов Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» является правомочным при наличии двух третей от установленной численности депутатов (15 человек), что в данном случае составляет не менее 10 депутатов.

В соответствии со статьёй 35 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно, в частности, в случае вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 части 16). Аналогичные положения закреплены в п.2 ч. 14 ст. 23 Устава МО «Старокулаткинский район».

          Принятое Ульяновским областным судом 1 июня 2012 г. решение о неправомочности состава Совета депутатов МО «Старокулаткинский район», согласно ст. 35 ч. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», влечет за собой досрочное прекращение полномочий всех депутатов представительного органа муниципального образования и в силу п. 4 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», создает необходимость проведения именно досрочных выборов в Совет депутатов МО «Старокулаткинский район» не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

           Условия и порядок проведения досрочных и дополнительных выборов предусмотрены Федеральным законом №67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

           Так ст. 10 п.4 названного закона предусмотрено назначение досрочных выборов в случае досрочного прекращения полномочий представительных органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность такого органа. В то же время согласно положениям ст. 71 п.8 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», следует, что если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, назначаются дополнительные выборы.

Таким образом из изложенного следует, что при установлении факта неправомочности Совета депутатов (вследствие наличия менее чем двух третей депутатов от установленной численности) предусматривается возможность назначения либо досрочных, либо дополнительных выборов, в зависимости от конкретных обстоятельств.

Однако в данном конкретном случае суд считает, что ввиду досрочного прекращения полномочий Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» по вступлении решения суда о неправомочности его состава в законную силу, следует руководствоваться требованиями пункта 4 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ, в соответствии с которыми не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий должны быть проведены именно досрочные выборы.

Положения же ст.71 п.8 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (предусматривающие возможность проведения дополнительных выборов в случае, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе), в данном случае, по мнению суда с учетом всех обстоятельств по данному делу, применению не подлежат.

Данный вывод суда подтверждается правовой позицией содержащейся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2.07.2009 г. № 1006-О-О, из которой следует, что принятие судом решения о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, влечет за собой досрочное прекращение полномочий всех депутатов представительного органа муниципального образования и проведение досрочных выборов в указанный орган в сроки, установленные федеральным законом.При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что прекращение полномочий депутатов представительного органа, сопряженное с проведением досрочных выборов, отвечает интересам формирования нового представительного органа муниципального образования, способного осуществлять принадлежащие ему полномочия. Использование при этом судебной процедуры во многом предопределяет уровень защищенности конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления.

Поэтому с учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что доводы представителей ТИК МО «Старокулаткинский район» и Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» в судебном заседании о необходимости проведения в данном случае именно дополнительных, а не досрочных выборов в Совет депутатов МО «Старокулаткинский район» являются ошибочными, поскольку основаны на неверном толковании положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Удовлетворяя заявленное Бимеевым Р.Х. требование, суд исходит из того, что после 26 апреля 2012 года Совет депутатов МО «Старокулаткинский район» остался в количестве 8 человек (что составляет менее двух третей от установленной численности депутатов данного Совета) то есть в неправомочном составе, не способном в силу закона принимать какие-либо решения. В результате этого и вследствие недостаточности легитимного состава Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» четвертого созыва, данный Совет депутатов был неправомочен проводить свои заседания после 26 апреля 2012 г., в том числе по рассмотрению заявлений депутатов, сложивших с себя депутатские полномочия. Поскольку неправомочный состав представительного органа местного самоуправления фактически не способен осуществлять свою деятельность, в сложившейся ситуации, то в результате этого нарушаются права заявителя Бимеева Р.Х. на местное самоуправление, гарантированные Федеральными законами от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

          Таким образом, постановление ТИК МО «Старокулаткинский район», Ульяновской области «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» четвертого созыва по Терешанскому пятимандатному избирательному округу №3» противоречит положениям пункта 4 статьи 10 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.1 и 1.1 ст. 35 и п.2, ч.16, ст. 35 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., а также ст. 23 ч.1 Устава МО «Старокулаткинский район» и вследствие этого является незаконным.

           Поэтому суд удовлетворяет (уточненное в судебном заседании) заявление Бимеева Р.Х. и признает постановление территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Старокулаткинский район», Ульяновской области «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» четвертого созыва по Терешанскому пятимандатному избирательному округу №3», незаконным.

            На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                        РЕШИЛ:

           Признать постановление территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Старокулаткинский район», Ульяновской области №45/91-2 «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» четвертого созыва по Терешанскому пятимандатному избирательному округу №3», незаконным.

           Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд в течение пяти дней с момента составления мотивированного решения суда.

Судья.                                                                                                                                              Сафаров М.Т.