Решение по делу по иску об обязании признать нуждающейся в жилом помещении и принять на учет



РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

р.п. Старая Кулатка                         09 августа 2012 г.                                                                                        

Радищевский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего Хуснетдинова А.Р.,

при секретаре Ахтямовой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алмакаевой З.С. к администрации МО Терешанское сельское поселение Старокулаткинского района Ульяновской области об обязании признать нуждающейся в жилом помещении и принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Алмакаева З.С. обратилась в суд через своего представителя Алмакаева Э.Р. с иском к администрации муниципального образования (МО) Терешанское сельское поселение Старокулаткинского района Ульяновской области об обязании признать ее нуждающейся в жилом помещении и принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В обоснование иска указано, что истица является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно письму администрации МО Терешанское сельское поселение № 158 от 15 июня 2012 г. ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако, жилой дом истицы в с. ......, в котором она проживает в настоящее время, находится в неудовлетворительном, ветхом состоянии. В доме отсутствуют водопровод, газоснабжение, канализация, санузел, в связи с чем дом должен быть признан непригодным для проживания, а Алмакаева З.С. должна быть поставлена на учет в целях получения жилья. Полагая решение администрации МО Терешанское сельское поселение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения незаконным, истица просила суд признать ее нуждающейся в жилом помещении, поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены администрация МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области и Управление названного Министерства по Старокулаткинскому району.

В судебном заседании представитель истца по доверенности - Алмакаев Э.Р. исковые требования поддержал и пояснил следующее.

Его бабушка - Алмакаева З.С. является вдовой участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Последняя проживает в ...... по адресу: ...... в жилом доме общей площадью 47 кв.м. Собственником жилого дома является его бабушка Алмакаева З.С., которая проживает в нем одна. Дом старый, с печным отоплением, без удобств, без центрального водоснабжения и газоснабжения. Из заключения ООО «Аудиторская фирма «Статус» от 04 мая 2012 г. следует, что жилой дом имеет износ 75% и находится в аварийном состоянии. Также в соответствии с заключением судебной строительно-технической экспертизы от 30 июля 2012 г. жилой дом является аварийным и относится к категории непригодных для проживания. Таким образом, Алмакаева З.С. должна быть признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения, поставлена на соответствующий учет с целью обеспечения жильем в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах».

Представитель ответчика - администрации МО Терешанское сельское поселение Старокулаткинского района Тяминов Р.Р. в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что заключением межведомственной комиссии, образованной администрацией МО «Старокулаткинский район», № 26 от 14 июня 2012 г. жилой дом, в котором проживает Алмакаева З.С., был признан пригодным для постоянного проживания. В соответствии со справкой о техническом состоянии жилого дома, выданной 20 декабря 2011 г. Новоспасским филиалом ОГУП БТИ, физический износ жилого дома, принадлежащего истице, составил лишь 38%. Следовательно, оснований для постановки истицы Алмакаевой З.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении или в улучшении жилищных условий на тот момент не имелось.

Однако, представитель ответчика не оспаривал заключение судебной строительно-технической экспертизы от 30 июля 2012 г. и оставил вынесение решения по заявленным исковым требованиям на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Старокулаткинскому району Бекерова Л.Ф. не возражала против удовлетворения исковых требований Алмакаевой З.С.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства труда и социального развития Ульяновской области, администрации МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. В письменном заявлении представители указанных лиц просили о рассмотрении дела в их отсутствии.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Суд, выслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, изучив письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Истица Алмакаева З.С. является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением серии от 2 апреля 2010 г., выданным Управлением Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Старокулаткинскому району, и справкой военкомата Старокулаткинского района Ульяновской области от 13 февраля 2007 г.

Заключением № 26 от 14 июня 2012 г. межведомственной комиссии при администрации МО «Старокулаткинский район», жилой дом, расположенный по адресу: ......, принадлежащий Алмакаевой З.С., был признан пригодным для постоянного проживания.

В соответствии с письмом администрации МО Терешанское сельское поселение от 15 июня 2012 г., истице Алмакаевой З.С. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании вышеуказанного заключения межведомственной комиссии.

Согласно справке от 6 июля 2012 г. администрации МО Терешанское сельское поселение, Алмакаева З.С. проживает одна в жилом доме по адресу: .......

Данный жилой дом принадлежит на праве собственности истице Алмакаевой З.С., что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права собственности в отношении жилого дома и земельного участка ( от 18 января 2012 г. и от 18 января 2012 г.).

Согласно техническому паспорту на жилой дом от 21 ноября 2011 г., общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: ......, составляет 46,97 кв. м. Год ввода в эксплуатацию жилого дома - лит. А - 1968 г.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечение жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 указанного Федерального закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы» «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках реализации данной подпрограммы является предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которого удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании требований Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Ульяновской области 02.05.2006 г. принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

Согласно п. 3 названного Постановления социальная выплата предоставляется участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.

В соответствии с п. 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 34 указанного выше Положения).

Из выводов заключения судебной строительно-технической экспертизы от 30 июля 2012 г., проведенной экспертом Ульяновской торгово-промышленной палаты, следует, что жилой дом по ул. ...... круглогодично без перерывов эксплуатируется на протяжении 44 лет. Основные несущие конструкции (фундамент, перекрытие, покрытие, ограждающие конструкции) исчерпали ресурс прочности и находятся в аварийном состоянии. Следовательно, жилой дом является аварийным и относится к категории непригодных для проживания.

Указанный жилой дом по техническому состоянию на момент проведения экспертизы, не отвечает требованиям СП 55.1330.2011 «Дома жилые одноквартирные», СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита здания», а также «Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности», поэтому не может эксплуатироваться в заявленном качестве как жилой дом. В жилом доме не созданы требуемые условия для отдыха, сна, гигиенических процедур, а также для другой деятельности, обычно осуществляемой в жилище. Несущие конструкции дома находятся в аварийном состоянии. Дальнейшая эксплуатация дома в качестве жилого дома (проживание и нахождение людей в доме) невозможна, так как угрожает их жизни и здоровью.      

Заключение судебной строительно-технической экспертизы соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, экспертиза проведена экспертом, обладающим необходимыми познаниями, последний был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В этой связи заключение судебной строительно-технической экспертизы принимается судом в качестве допустимого доказательства при решении вопроса о техническом состоянии жилого дома, принадлежащего истице Алмакаевой З.С. и его пригодности для проживания.

С учетом указанного заключения экспертизы, суд приходит к выводу, что жилой дом по адресу: ...... не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений, и является непригодным для постоянного проживания.

При таких обстоятельствах исковые требования Алмакаевой З.С. о признании ее нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении подлежат удовлетворению.

Согласно сообщению Ульяновской торгово-промышленной палаты, расходы на проведение судебной строительно-технической экспертизы составили 16080 рублей. Поскольку исковые требования истицы Алмакаевой З.С. подлежат удовлетворению, данные расходы подлежат взысканию с ответчика - муниципального учреждения администрация МО Терешанское сельское поселение Старокулаткинского района Ульяновской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Алмакаевой З.С. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Терешанское сельское поселение Старокулаткинского района Ульяновской области признать Алмакаеву З.С., хххххх года рождения, уроженку с. ......, нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ.

Обязать администрацию муниципального образования Терешанское сельское поселение Старокулаткинского района Ульяновской области принять Алмакаеву З.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Взыскать с муниципального учреждения администрация муниципального образования Терешанское сельское поселение Старокулаткинского района Ульяновской области в пользу Ульяновской торгово-промышленной палаты расходы на проведение судебной строительно-технической экспертизы в размере 16 080 (Шестнадцать тысяч восемьдесят) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья         А.Р. Хуснетдинов