2-286/2011 О признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



Дело № 2-286/2011г. РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Пыталово 28 декабря 2011 года

Пыталовский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Михайлова Д.А,

с участием представителя ответчика – начальника Отдела Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Пыталовском районе Псковской области – ФИО8,

при секретаре Тюревой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Огородник Валентины Ивановны к Отделу Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пыталовском районе Псковской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МП «Пыталовское районное медицинское объединение» в должности медсестры по переливанию крови хирургического отделения и обязании назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня её обращения за назначением пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Огородник В.И. обратилась в суд с указанным иском к Отделу Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пыталовском районе Псковской области и в обоснование иска указала, что в связи с наличием у неё более 30 лет специального медицинского стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Отдел Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пыталовском районе за её назначением. Однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей было отказано ввиду недостаточности специального стажа. Данный отказ был обоснован тем, что период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры по переливанию крови хирургического отделения муниципального предприятия «Пыталовское районное медицинское объединение» (далее МП «Пыталовское РМО») не включен в специальный стаж ввиду несоответствия названия этого медицинского учреждения утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 Списку лечебно-профилактических структурных подразделений территориальных медицинских объединений и Номенклатуре учреждений здравоохранения от 03.11.1999 № 395, согласно которым данное учреждение должно называться «Территориальным медицинским объединением».

Данный отказ истица считает необоснованным, т.к. в связи с переименованием Пыталовской ЦРБ в МП «Пыталовское РМО» её медицинская профессиональная деятельность, специфика условий её труда и осуществляемая функция учреждения не изменились. Просит признать незаконным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязать пенсионный орган включить в её специальный медицинский стаж указанный период её трудовой деятельности и обязать пенсионный орган назначить трудовую пенсию с момента её обращения за её назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец Огородник В.И., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, в представленном в суд заявлении просила принять её изменения исковые требований в части отказа от признания действий ответчика незаконными, в остальной части полностью поддержала заявленные требования, поскольку после того как Пыталовскую центральную районную больницу переименовали в МП «Пыталовское РМО», выполняемые ею функциональные обязанности, характер, специфика и условия выполняемой ею работы в должности медсестры по переливанию крови хирургического отделения МП «Пыталовское РМО» в спорный период времени не изменились.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца - МУ «Пыталовская центральная районная больница» (далее МУ «Пыталовская ЦРБ»), будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило. В представленном в суд заявлении от имени главврача Красавиной Л.В. содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, против удовлетворения исковых требований возражений нет.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца - Администрация Пыталовского района Псковской области, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание также не направила. В представленном в суд заявлении от имени главы Администрации ФИО7 содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, исковые требования поддержаны.

Представитель ответчика – начальник Отдела Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пыталовском районе Псковской области ФИО8 иск не признала, полагая, что период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры по переливанию крови хирургического отделения МП «Пыталовское РМО», являвшегося структурным подразделением МП «Пыталовское РМО», нельзя включить в специальный трудовой стаж Огородник В.И., дающий право на досрочное назначение ей трудовой пенсии, из-за несоответствия наименования этого учреждения в спорный период его деятельности Номенклатуре учреждений здравоохранения и Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002. Пояснила, что при обязании судом засчитать спорный период в медицинский стаж, то у истицы будет требуемый специальный медицинский стаж более 30 лет, поскольку 7 лет 7 месяцев 26 дней в льготном исчислении, в соответствии с *** составляет ***.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и доводы искового заявления, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме заявленных требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что спорным является период работы Огородник В.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры по переливанию крови хирургического отделения МП «Пыталовское РМО» - 07 лет 07 месяцев 26 дней в календарном исчислении. Остальные периоды ее работы, дающие право на досрочную пенсию по старости, ответчиком не оспариваются. Ответчиком признан специальный медицинский стаж истца, дающий право на досрочное назначение ей трудовой пенсии по старости на день обращения истца в пенсионный орган, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ в виде 19 лет 07 месяцев 22 дня.

Согласно справке из МУ «Пыталовская ЦРБ», следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Огородник В.И. работала в МУ «Пыталовская центральная районная больница» на должность медсестры по переливанию крови.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Огородник В.И. переведена на должность медсестры по переливанию крови (по штатному расписанию). Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ, Огородник В.И. с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность медсестры по переливанию крови (по совместительству). Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ Огородник В.И. принята на должность медсестры по переливанию крови (по штатному расписанию).

На основании Решения Малого Совета Пыталовского районного совета народных депутатов № 51 от 22.09.1992 Пыталовская центральная районная больница зарегистрирована в МП «Пыталовское РМО». На основании Распоряжения Администрации Пыталовского района № 230-р от 18.05.2000 МП «Пыталовское РМО» реорганизовано путем преобразование в МУ «Пыталовская ЦРБ». Тем не менее, при изменении названий данного лечебного учреждения здравоохранения, должность Огородник В.И. оставалась прежней.

Данные обстоятельства медицинской деятельности истицы, а также характер ее медицинской деятельности исходя из ее должности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости – работа медсестрой по переливанию крови хирургического отделения МП «Пыталовское РМО» представителем ответчика не оспариваются.

Представленные в суд копии диплома ЕТ от ДД.ММ.ГГГГ о медицинском образовании Огородник В.И. и удостоверение о прохождении ею аттестаций подтверждают соблюдение необходимых условий допуска истицы к профессиональной лечебной деятельности по указанной должности.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Досрочная пенсия медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности.

Частью 2 ст. 27 названного Закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее Списка), утвержденного постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии, засчитывается работа в должности среднего медицинского персонала: медсестры, осуществляющей лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющегося приложением Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г.

Как следует из подпункта 1.1.1 Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ № 229 от 03.06.2003, центральная (городская, окружная, районная) больница является больничным учреждением, относящимся к лечебно-профилактическим учреждениям.

Пунктом 8 ранее действовавшего приказа Министерства здравоохранения РФ № 395 от 03.11.1999 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» (в редакции Приказа Минздрава РФ № 73 от 28.02.2000), было предусмотрено, что лечебно - профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО), при этом учреждения здравоохранения, входящие в ТМО, сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица. В предыдущей редакции указанного пункта ТМО признано комплексом лечебно - профилактических и других учреждений и подразделений, функционально и организационно между собой связанных, объединившихся на добровольных началах по территориально - отраслевому принципу, головной организацией которой является поликлиника или больница.

Примечанием 1 указанной Номенклатуры (в редакции Приказа Минздрава РФ № 180 от 04.06.2001) определено, что Центральной районной больницей является районная больница, на которую возложены функции органа управления здравоохранением сельского административного района.

Из материалов данного дела следует, что на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГлавного врача Пыталовской ЦРБ ФИО9 о регистрации больницы в качестве территориального медицинского объединения решением от ДД.ММ.ГГГГ Малого Совета Пыталовского районного Совета народных депутатов Пыталовская ЦРБ в результате реорганизации была преобразована в МП «Пыталовское РМО», что не соответствует указанным в Номенклатурах наименованиям учреждений здравоохранения и их объединений.

Этим и было обусловлено оформленное Отделом Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пыталовском районе Псковской области решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Огородник В.И. досрочной трудовой пенсии по старости.

Следовательно, спор со стороны ответчика, по сути, связан с установлением тождественности названного юридического лица (и выполняемых им лечебных и иных функций по охране здоровья населения) учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Между тем, исходя из п. 3 вышеуказанных Правил наличие в наименовании указанных в приведенном выше Списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно п.п. 1.1, 1.3 и 1.5 раздела 1 Устава МП «Пыталовское РМО» от 22.09.1992 № 51 оно является самостоятельным лечебным учреждением здравоохранения (юридическим лицом, имущество которого принадлежит местному органу самоуправления), предназначенным для оказания различных видов медицинской помощи населению.

В соответствии с разделом 2 этого Устава основными задачами и функциями данного юридического лица являются экстренная и неотложная медицинская помощь всем обратившимся больным и пострадавшим, своевременное и качественное обследование, лечение и реабилитация больных в амбулаторных, стационарных условиях и на дому, своевременное начало активного лечения в амбулаторных или стационарных условиях с применением комплексной терапии, своевременных методов оперативного и восстановительного лечения, лечебно-охранительного режима и ухода за больными и др.

Применительно к ст.ст. 9, 32 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении от 19.12.1969 (в редакции от 22.05.1990) специализированная медицинская помощь оказывается гражданам в поликлиниках, больницах, диспансерах и других лечебно – профилактических учреждениях, предприятия при этом к ним не отнесены.

В силу ст.ст. 4, 21 и 36 действовавшего на момент переименования ЦРБ в МП ПРМО Закона РСФСР № 445-1 от 25.12.1990 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» наименование больницы в качестве муниципального предприятия по своей организационно-правовой форме не соответствовало критериям предприятия, как «самостоятельного хозяйствующего субъекта, созданного…для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях … получения прибыли».

Судя по Уставу, получение прибыли не являлось основной целью деятельности МП «Пыталовское РМО» (прежнее наименование Пыталовская ЦРБ), поскольку это юридическое лицо фактически продолжало оставаться лечебно-профилактическим учреждением (п.п.1.1, 2.11 Устава) на протяжении всего времени его деятельности вплоть до его перерегистрации 18.05.2000 в МУ «Пыталовская ЦРБ». Причем, цели и предмет деятельности МУ «Пыталовская ЦРБ» и его структурных подразделений согласно его Уставу (раздел 3) аналогичны целям и предмету предшествующей деятельности МП «Пыталовское РМО», юридический адрес у них также совпадает.

Следовательно, в период с 22.09.1992 до 18.05.2000 Пыталовская ЦРБ со своими структурными подразделениями несмотря на ее переименование в этот период в МП «Пыталовское РМО» не изменила своей специализации и направление деятельности, продолжая выполнять со своими структурными подразделениями все функции центральной районной больницы в качестве единственного на территории района лечебно-профилактического учреждения.

Об этом же свидетельствуют выписки из штатных расписаний больницы и ее структурных подразделений за период с 1992 г. по 2000 г., в частности по хирургическому отделению, а также характер трудовых функций и обязанностей среднего медицинского персонала, выполняемых в этот период Огородник В.И. в соответствии с ее должностной инструкцией.

Таким образом, установленные в судебном заседании характер, специфика и условия осуществляемой Огородник В.И. работы в спорный период и выполняемых ею функциональных обязанностей по занимаемым должностям, полной нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждения, в структурном подразделении которого она работала, позволяют сделать вывод об их тождественности.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации №11-П от 03.06.2004 не допускает неравенство в сфере пенсионного законодательства. Ограничительные условия на социальное обеспечение лиц, работающих в медицинской сфере по оказанию услуг населению, в данном случае – ограничение в зависимости от наименования учреждения, противоречили бы ст.ст. 39 и 55 Конституции РФ.

С учетом вышеизложенного отказ ответчика в назначении Огородник В.И. досрочной трудовой пенсии по старости суд считает необоснованным, поскольку ее специальный медицинский стаж на момент обращения в пенсионный орган за назначением пенсии превышает 30 лет с учетом спорного периода.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия истице должна быть назначена Отделом Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пыталовском районе со дня ее обращения за указанной пенсией, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Огородник Валентины Ивановны к Отделу Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Пыталовском районе Псковской области об обязании включить в её медицинский стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры по переливанию крови хирургического отделения муниципального предприятия «Пыталовское районное медицинское объединения», и обязании назначить досрочную трудовую пенсию с момента ее обращения в Отдел Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пыталовском районе Псковской области, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, – удовлетворить.

Обязать Отдел Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пыталовском районе Псковской области включить в специальный стаж Огородник Валентины Ивановны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры по переливанию крови хирургического отделения муниципального предприятия «Пыталовского районного медицинского объединения».

Обязать Отдел Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пыталовском районе Псковской области назначить Огородник Валентине Ивановне досрочную трудовую пенсию по старости со дня её обращения в пенсионный орган за назначением пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Пыталовский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Председательствующий Д.А. Михайлов

Судья Пыталовского районного суда Д.А. Михайлов