решение 215/2012 (иск удовлетворен)



Дело №2-15/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2012 года                                                                             с. Павино

Павинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Вагина А.А., при секретаре Коминой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Павинского района, в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации Павинского муниципального района Костромской области о признании их действий по предоставлению в пользование земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения для складирования отходов деревопереработки, и к обществу с ограниченной ответственностью «Лес Транс» о признании незаконным использование ими земельного участка площадью ___ кв.м., кадастровый номер ___ для складирования отходов лесопиления по адресу: ..., организацию свалки отходов лесопиления. Обязать ООО «Лес Транс» ликвидировать несанкционированную свалку отходов лесопиления, произвести рекультивацию земель сельскохозяйственного назначения с целью ликвидации причиненного окружающей среде негативного воздействия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Павинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Павинский районный суд Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации Павинского муниципального района Костромской области о признании их действий по предоставлению в пользование земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения для складирования отходов деревопереработки, а к обществу с ограниченной ответственностью «Лес Транс» о признании незаконном использование ими земельного участка площадью ___ кв.м., кадастровый номер ___ для складирования отходов лесопиления по адресу: ... Обязать ООО «Лес Транс»» ликвидировать несанкционированную свалку отходов лесопиления, произвести рекультивацию земель сельскохозяйственного назначения с целью ликвидации причиненного окружающей среде негативного воздействия, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой Павинского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории Павинского муниципального района Костромской области.

В ходе проверки установлено, что администрацией Павинского муниципального района Костромской области заключен договор от "__"__ года с Обществом с ограниченной ответственностью «Лес Транс» об аренде земельного участка площадью ___ кв. м, кадастровый номер ___, для складирования отходов лесопиления по адресу: ...

Организованная свалка - объект размещения отходов производства (полигон), используемый ООО «Лес-Транс» для временного хранения опилок не оборудована в соответствии с нормативными требованиями.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что указанный участок, на котором организован полигон (свалка) отходов лесопиления, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст.ст. 42 и 78 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЭ (далее по тексту - ЗК РФ), земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Таким образом, использование земель сельскохозяйственного назначения для размещения отходов лесопиления незаконно.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

При таких обстоятельствах наличие на территории Павинского сельского поселения Павинского муниципального района Костромской области несанкционированной свалки отходов лесопиления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Круг жителей Павинского сельского поселения установить не представляется возможным, на основании чего прокурор обращается в защиту неограниченного круга лиц, так как бездействие сельского поселения по устранению нарушений законодательства об охране земли и об отходах производства, нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся на территории сельского поселения, на благоприятную природную среду.

Указанный полигон отходов лесопиления организован незаконно, расположен на землях сельскохозяйственного назначения, что противоречит целевому использованию данной категории земель, разрешённым способам использования таких земель, приводит к их загрязнению, нарушая, тем самым интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного порядка организации свалок твёрдых бытовых отходов, а также рационального использования земель.

Договор аренды указанного земельного участка является незаконным.

В соответствии с ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебное заседание помощник прокурора Павинского района Ивашкин С.А. представил уточнение к исковому заявлению, в котором просит признать незаконными действия администрации Павинского муниципального района по предоставлению в аренду ООО «Лес Транс» земельного участка с кадастровым номером ___ находящегося в категории земель сельскохозяйственного назначения для целей складирования отходов лесопиления.

Обязать ООО «Лес Транс» прекратить использование земельного участка с кадастровым номером ___, находящегося в категории земель сельскохозяйственного назначения в целях складирования отходов лесопиления, ликвидировать свалку отходов лесопиления в срок до "__"__ года.

Обязать администрацию Павинского муниципального района Костромской области в течение "__"__ после освобождения ООО «Лес Транс» земельного участка с кадастровым номером ___, находящегося в категории земель сельскохозяйственного назначения, то есть до "__"__ года произвести его рекультивацию.

В ходе судебного заседания уточнил исковые требования и окончательно сформулировал их следующим образом: просит признать незаконными действия администрации Павинского муниципального района Костромской области по предоставлению в аренду ООО «Лес Транс» земельного участка с кадастровым номером ___, находящегося в категории земель сельскохозяйственного назначения для целей складирования отходов лесопиления.

Обязать ООО «Лес Транс» прекратить использование земельного участка с кадастровым номером ___, находящегося в категории земель сельскохозяйственного назначения в целях складирования отходов лесопиления, ликвидировать свалку отходов лесопиления в срок до "__"__ года.

Требования в части обязать администрацию Павинского муниципального района в течение ___ после освобождения ООО «Лес Транс» земельного участка с кадастровым номером ___, находящегося в категории земель сельскохозяйственного назначения, то есть до "__"__ года произвести его рекультивацию, не поддержал.

Уточненные требования поддержал и пояснил, что действия администрации Павинского муниципального района Костромской области по переводу земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию изначально являлись незаконными и ничтожными, то есть не влекущими правовых последствий.

В соответствии со ст.ст. 42 и 78 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЭ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу п.1 ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Соответственно предоставление администрацией Павинского муниципального района Костромской области в аренду ООО «Лес Транс» земельного участка с кадастровым номером ___, находящегося в категории земель сельскохозяйственного назначения для целей складирования отходов лесопиления является незаконным.

Представитель администрации Павинского муниципального района Костромской области по доверенности Иванов О.Н. уточненные исковые требования не признал и пояснил, что он не оспаривает тот факт, что администрация Павинского муниципального района Костромской области вышла за пределы предоставленных ей полномочия о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Ранее этот земельный участок принадлежал колхозу Ч., по прямому назначению не использовался, на этом участке была организована свалка бытовых отходов. "__"__ года был обследован данный участок земли и комиссия в которую входил представитель колхоза Ч. посчитали целесообразным отвести данный участок с кадастровым номером ___ ООО К. для обустройства площадки по сбору отходов лесопиления. Постановлением главы самоуправления Павинского района №___ от "__"__ года рассмотрев заявление генерального директора ООО К. земельный участок с согласия руководства колхоза Ч. был изъят у колхоза принадлежащий им на праве пользования из земель сельскохозяйственного назначения и переведен в земли промышленности. Данный участок был предоставлен ООО К. в аренду сроком на ___ год для складирования отходов деревопереработки. На базе О. было образовано ТКФ Н..

Согласно кадастрового паспорта, земельный участок кадастровый номер ___ расположенный за территорией бывшей базы ТКФ Н. используется для складирования отходов лесопиления. Соответственно администрация Павинского муниципального района на законных основаниях заключила соглашения с ООО «Лес Транс» от "__"__ года о предоставлении им в аренду земельный участок площадью ___ кв. м с кадастровым номером ___ из земель промышленности транспорта, с разрешенным использованием для складирования отходов лесопиления.

Представитель ООО «Лес Транс» по доверенности Мишенев О.П. уточненные исковые требования не признал и пояснил, что "__"__ года между администрацией Павинского муниципального района Костромской области и ООО «Лес Транс» было заключено соглашение на аренду земельного участка площадью ___ кв.м. с кадастровым номером, из земель промышленности, транспорта, с разрешенным использованием для складирования отходов лесопиления. Участок расположен на территории Павинского поселения за бывшей базой О. Этим же числом был составлен акт о передаче земельного участка в аренду ООО «Лес Транс», с обязательной уплатой арендной платы. В настоящее время срок аренды участка с кадастровым номером ___ истек, арендная плата администрации района не производится, но до настоящего времени арендованным участком пользуются. С индивидуальными предпринимателями "__"__ года заключены договоры на поставку отходов лесопиления в виде опилок. Опилки свозятся на участок, который они ранее арендовали, а потом ООО «Лес Транс» увозит отходы в ООО К.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 42 и 78 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЭ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу п.1 ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Соответственно предоставление администрацией Павинского муниципального района Костромской области в аренду ООО «Лес Транс» земельного участка с кадастровым номером ___, находящегося в категории земель сельскохозяйственного назначения для целей складирования отходов лесопиления является незаконным.

В силу статьи 1 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2004 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексомРоссийской Федерации, данным Законом, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона N 172-ФЗ ходатайство о переводе земельного участка из одной категории земель в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства.

Из постановления главы самоуправления Павинского района на л.д. ___ от                 "__"__ N ___ видно, что изъят земельный участок колхоза Ч., принадлежащий им на праве собственности и переведен из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается представителем администрации Павинского муниципального района Костромской области Ивановым О.Н., что изъятие земельного участка у колхоза Ч., принадлежащей им на праве пользования, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенной за территорией бывшей базы О. и перевод в земли промышленности было произведено с нарушением земельного законодательства.

Из выписки государственного кадастра недвижимости на л.д. ___ видно, что земельный участок кадастровый номер ___, расположенный за территорией бывшей базы ТКФ Н. относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для складирования отходов лесопиления, сведения о правах отсутствуют.

Согласно сведений федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии (росреестр) на л.д. ___ видно, что земельный участок с кадастровым номером ___, расположенный за территорией бывшей базы ТКФ Н., площадью ___ кв.м. Регистрация прав на земельный участок в государственном кадастре недвижимости отсутствует.

Соглашением от "__"__ года л.д. ___ администрация Павинского муниципального района Костромской области и акта передачи земельного участка от этой же даты л.д.___ предоставили в аренду земельный участок площадью ___ кв.м. с кадастровым номером ___ ООО «Лес Транс» со сроком действия соглашения по "__"__ года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия администрации Павинского муниципального района по предоставлению в аренду ООО «Лес Транс» земельного участка с кадастровым номером ___, находящемся в категории земель сельскохозяйственного назначения для целей складирования отходов незаконными.

Как видно из Соглашения аренды земельного участка от "__"__ года срок действия Соглашения с "__"__ года по "__"__ года истек.

В судебном заседании представитель ООО «Лес Транс» Мишенев О.П. пояснил, что срок действия соглашения аренды земельного участка закончился              "__"__ года, но они до настоящего времени используют земельный участок для складирования отходов лесопиления. "__"__ с предпринимателями <..> заключены договоры на поставку отходов лесопиления до "__"__ года.

При таких обстоятельствах ООО «Лес Транс» не имеет право использовать земельный участок кадастровый номер ___, находящегося в категории земель сельскохозяйственного назначения для складирования отходов лесопиления.

Учитывая, что прокурор и администрация Павинского муниципального района Костромской области освобождены от уплаты госпошлины (п.п. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ), государственная пошлина по настоящему делу взыскивается с общества с ограниченной ответственностью «Лес Транс».

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия администрации Павинского муниципального района Костромской области по предоставлению в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Лес Транс» земельного участка с кадастровым номером ___, находящегося в категории земель сельскохозяйственного назначения для целей складирования отходов лесопиления.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лес Транс» прекратить использование земельного участка с кадастровым номером ___, находящегося в категории земель сельскохозяйственного назначения для целей складирования отходов лесопиления. Ликвидировать свалку отходов лесопиления в срок до "__"__ года.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лес Транс» государственную пошлину в доход Павинского муниципального района Костромской области в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Костромской областной суд через Павинский районный суд.

Судья