РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации с. Пыщуг 14 августа 2012 года Павинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Бессонова Д.А., с участием: истицы Угловой В.М., представителя ответчика - начальника ГУ - Отдела Пенсионного фонда РФ по Пыщугскому району Костромской области Постновой О.А., при секретаре Кокшаровой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Угловой В.М. к ГУ - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по Пыщугскому району Костромской области о включении отдельных периодов в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, установил: Углова В.М. обратилась в Павинский районный суд с иском к ГУ - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по Пыщугскому району Костромской области о включении отдельных периодов в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В обоснование исковых требований указала, что 21 июня 2012 года обратилась в Отдел Пенсионного фонда РФ по Пыщугскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано. Основанием для отказа послужил вывод комиссии об отсутствии требуемого стажа работы. При этом в стаж, дающий право на досрочную пенсию, необоснованно не были засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации. В судебном заседании истица Углова В.М. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Постнова О.А. исковые требования не признала. Пояснила, что основания для назначении Угловой досрочной трудовой пенсии по старости отсутствуют, поскольку стаж работы Угловой В.М. на должностях в учреждениях, занимающихся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, составляет менее 25 лет. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее- Закон) предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии с абз. 3 ст. 2 Закона при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В силу ст. 112 КЗоТ РСФСР, действовавшего до 1 февраля 2002 года, а также ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Пунктом 2 статьи 27 Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. № 449) утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила). Указанным Списком предусмотрена должность медицинской сестры больниц всех наименований. В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы. Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - Постановление). В соответствии с пунктом 3 Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464. Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке. В судебном заседании установлено, что Углова В.М. принята на должность медсестры Пыщугской ЦРБ 1 августа 1988 года, на которой работает по настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются записями трудовой книжки (л.д. 9-10). Из справки, уточняющей занятость в соответствующих должностях и в учреждениях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, следует, что Углова В.М. в период с 1 августа 1988 года по 16 апреля 2007 года занимала штатную должность медицинской сестры стационара на условиях полного рабочего времени, в период с 18 апреля 2007 года по 21 июня 2012 года занимала штатную должность медицинской сестры хирургического кабинета поликлиники. В периоды с 15.03.1989 года по 15.09.1989 года, с 13.12.1993 года по 13.01.1994 года, с 22.09.1997 года по 17.10.1997 года, с 04.02.2002 года по 01.03.2002 года, с 11.03.2008 года по 04.04.2008 года находилась на курсах повышения квалификации. Таким образом, периоды времени с 15.03.1989 года по 15.09.1989 года, с 13.12.1993 года по 13.01.1994 года, с 22.09.1997 года по 17.10.1997 года подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в льготном исчислении, периоды с 04.02.2002 года по 01.03.2002 года, с 11.03.2008 года по 04.04.2008 года- в календарном исчислении. С зачетом указанных периодов специальный трудовой стаж Угловой В.М. на момент обращения в Отдел Пенсионного фонда РФ по Пыщугскому району Костромской области составлял более 25 лет. Следовательно, отказ в назначении Угловой В.М. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения является незаконным. Согласно ст. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Истица обратилась в Отдел Пенсионного фонда РФ по Пыщугскому району Костромской области 21.06.2012 года. При подаче искового заявления в суд истец уплатил госпошлину в сумме 200 рублей (л.д. 6). В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением (статья 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации") и не подпадает под перечень лиц, указанных в подпункте 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса, с ГУ - Отдела Пенсионного фонда РФ по Пыщугскому району Костромской области необходимо взыскать в пользу истца понесенные по делу судебные расходы. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Угловой В.М. удовлетворить. Обязать ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ по Пыщугскому району Костромской области зачесть Угловой В.М. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15.03.1989 года по 15.09.1989 года, с 13.12.1993 года по 13.01.1994 года, с 22.09.1997 года по 17.10.1997 года в льготном исчислении, периоды с 04.02.2002 года по 01.03.2002 года, с 11.03.2008 года по 04.04.2008 года - в календарном исчислении, и назначить Угловой В.М. досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 21 июня 2012 года. Взыскать с ГУ - Отдела Пенсионного фонда РФ по Пыщугскому району Костромской области в пользу Угловой В.М. расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в течение месяца в Костромской областной суд через Павинский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий судья Д.А. Бессонов