Дело №, 2011г. Р Е Ш Е Н И Е п. Пушкинские Горы ДД.ММ.ГГГГ. Пушкиногорский районный суд Псковской области в составе: председательствующего Воронкова В.Д. при секретаре Ивановой Л.Б. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко Н.А. к отделу пенсионного фонда РФ в Пушкиногорском районе о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии У С Т А Н О В И Л: Коваленко Н.А. обратилась в суд с иском к отделу Пенсионного фонда РФ в Пушкиногорском районе о признании неправомерным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по выслуге лет. В обоснование своих требований указала, что имеет педагогический стаж более 30 лет, дающий право на досрочную пенсию по старости. Однако ответчик отказал ей в назначении пенсии, поскольку исключил из стажа работы периоды: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года старшей пионервожатой в Пушкиногорской средней школе им. А.С. Пушкина (11 мес. 25 дней), - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учёба в Опочецком педагогическом училище (1 год 9 мес. 28 дней), - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 мес. 4 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 мес. 1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 10 мес. 1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 мес. 2 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 мес.) в должности заместителя начальника РУО, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период получения пособия по безработице, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 5 мес. 20 дней) социального педагога Пушкиногорской санаторной школы-интернат. В судебном заседании истица Коваленко Н.А. исковые требования поддержала, считает отказ в назначении льготной пенсии незаконным, ограничивающим ее конституционные права. В судебном заседании представитель ответчика Николаева Т.А., ссылаясь на постановление Правительства РФ N 516 от 29 октября 2002 года, возражала против включения в специальный стаж спорных периодов работы истицы. Проверив материалы дела, обсудив доводы сторон, суд находит исковые требования Коваленко Н.А. подлежащими удовлетворению частично. Право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста, лицам осуществляющими педагогическую деятельность не менее 25 лет, независимо от их возраста, урегулировано п. 10 ч. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Порядок исчисления периодов работ (деятельности) и правила назначения указанной пенсии, в соответствии ч. 3 ст. 28 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ", утверждаются Правительством РФ. Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утверждены Постановлением Правительства от 29.10.2002 N 781, а в части, не урегулированной данными Правилами, соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 11.07.2002 года N 516, п. п. 4 - 5 которых определяют, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (к данным взносам приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на временный доход). В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 г. N 392-О в действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Педагогическая деятельность включает не только трудовую деятельность, но и образовательную деятельность, которая должна регулироваться образовательным правом. Это отношения между педагогом и обучающимся. Под педагогической деятельностью в Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании" понимается деятельность работников в образовательных учреждениях, непосредственно направленная на обучение и (или) воспитание граждан. Отказывая Коваленко Н.А. включить в льготный стаж время работы старшей пионервожатой в Пушкиногорской средней школе им. А.С. Пушкина ответчик исходил из того, что на момент обращения Коваленко Н.А. в Государственное учреждение - отдел Пенсионного фонда РФ в Пушкиногорском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии, должность старшей пионервожатой, в которой она работала в спорный период, не включена в вышеуказанный Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Между тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463. Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". В период работы Коваленко Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с п. 2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Таким образом, Коваленко Н.А. имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Отказывая Коваленко Н.А. включить в льготный стаж период её обучения в Опочецком педагогическом училище Псковской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчик сослался на то, что данный период не является страховым стажем и действующее законодательство такого зачета не предусматривает. В период, когда истица училась в Опочецком педагогическом училище действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Как видно из трудовой книжки, Коваленко Н.А. до поступления в Опочецкий педагогическое училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности старшей пионервожатой Пушкиногорской средней школы им. А.С. Пушкина, данная деятельность признана судом педагогической. После окончания Опочецкого педагогического училища Коваленко Н.А. была принята на работу учительницей начальных классов Пашковской начальной школы <адрес>. В силу пункта 4 названного Положения, в частности, время обучения засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Следовательно, с доводами представителя ответчика суд не может согласиться по следующим основаниям. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Принимая во внимание, что на момент обращения Коваленко в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, время обучения подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Что касается зачёта в льготный трудовой стаж периодов работы Коваленко Н.А. в должности заместителя начальника районного управления образования, суд считает отказ отдела пенсионного фонда законным и обоснованным, так как ни указанная должность, ни учреждение не поименованы списками, данная деятельность к педагогической не относится. Законным и обоснованным является отказ включить в льготный трудовой стаж период получения пособия по безработице, поскольку право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста, предоставлено лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Под педагогической деятельностью в Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании" понимается деятельность работников в образовательных учреждениях, непосредственно направленная на обучение и (или) воспитание граждан. В соответствии с п. 11 Правил от 29.10.2002 г. N 781 работа в должностях социального педагога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в п. 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в п. 1.5 раздела "наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в п. 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в п. 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в п. 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка. Суд считает, что работа в должности социального педагога в других учреждениях, не предусмотренных списком, в том числе в Пушкиногорской санаторной школе-интернат, в специальный стаж не засчитывается. Как следует из Устава Государственного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Пушкиногорская санаторная школа-интернат», оно не относится к образовательным учреждениям, перечисленным в списке. На основании указанных правовых норм и материалов дела, суд считает, что истица не имеет право на зачет периодов работы в должности социального педагога в «Пушкиногорской санаторной школе-интернат в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, в связи с осуществлением педагогической деятельности. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Признать отказ отдела пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пушкиногорском районе Псковской области в отношении Коваленко Н.А. частично неправомерным. Обязать отдел пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пушкиногорском районе Псковской области включить Коваленко Н.А. в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии как педагогическому работнику, периоды работы старшей пионервожатой Пушкиногорской средней школы им. А.С. Пушкина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период обучения в Опочецком педагогическом училище <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части иска Коваленко Н.А. отказать. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, подачей жалобы через Пушкиногорский районный суд. Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ. Судья подпись Председатель суда В.Д. Воронков Решение обжаловано в суде кассационной инстанции, решение оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.