обвинительный приговор



Дело № 1-354/10

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

г. Пушкино М.О. 29 октября 2010 года

Судья Пушкинского городского суда Московской области Суханова А.М.,

с участием государственного обвинителя – помощника Пушкинского горпрокурора Щелконогова А.Н,

подсудимой Лаврентьевой Н.В.,

защитника - адвоката Киселева В.А., представившего удостоверение № и ордер №,

потерпевшего Л.,

при секретаре Малахиной М.Г.,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

ЛАВРЕНТЬЕВОЙ Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г. <адрес> <адрес>, русской, гражданки Российской Федерации, окончившей 10 классов, работающей <данные изъяты> г. ФИО2 <адрес>, вдовы, зарегистрированной по адресу: г. <адрес> <адрес>, <адрес>, не судимой;

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч.1 Уголовного кодекса Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Лаврентьева Н.В. совершила умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. Преступление совершено при следующих обстоятельствах.

В период времени с 15 часов ДД.ММ.ГГГГ до 02 часов ДД.ММ.ГГГГ, более точное время не установлено, Лаврентьева Н.В. и Л. распивали спиртное в квартире <адрес> <адрес>. Лаврентьева Н.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения, в ходе ссоры, на почве личных неприязненных отношений, умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью нанесла Л. один удар ножом в область расположения жизненно-важных органов – грудную клетку, причинив колото-резаное ранение левой заднебоковой поверхности грудной клетки справа на уровне 5-го межреберья, проникающее в левую плевральную полость с повреждением левого легкого. Смерть Л. наступила от острого малокровия внутренних органов в результате колото-резаного ранения грудной клетки с повреждением левого легкого и последовавшего за этим массивным внутренним кровотечением и находится в прямой причинной связи с причиненными ему повреждениями.

В судебном заседании подсудимая Лаврентьева Н.В. виновной себя в причинении тяжкого вреда здоровью Л., повлекшего его смерть, признала полностью, в содеянном чистосердечно раскаялась и показала, что Л. – ее муж. Последнее время пил, избивал ее. ДД.ММ.ГГГГ они с мужем распивали спиртное на кухне. Она отказалась пить дальше и стала готовить еду. Л. это не понравилось, и он потребовал вернуться за стол и продолжить пить с ним водку. Она отказалась и вылила налитую ей рюмку в раковину. Л. подошел к ней сзади, нанес три удара кулаком по спине и два удара по затылку. Затем встал у окна спиной к ней и стал наносить ей удары локтями в плечо, грудь, область левого уха, как бы отмахиваясь от нее руками. Она загородила лицо руками, при этом в правой руке у нее был нож. Л. развернулся, и она, не знает как, нанесла ему удар ножом в спину.

Будучи допрошенной на предварительном следствии, Лаврентьева Н.В. показала, что в тот день, выпив с мужем бутылку водки емкостью 0,7 литра, она принесла из магазина еще одну такую же и продолжила с мужем распивать спиртное. Потом, отказавшись пить, стала готовить пищу. Л. разозлился, замахнулся на нее бутылкой, но не ударил, потом кинул в неё пустой бутылкой из-под минеральной воды, а затем дважды ударил ее кулаком по затылку, угрожал убить. Оттолкнув ее к мойке, Л. встал посреди кухни лицом к окну и к ней спиной, стал толкать ее локтями. Испугавшись, что он начнет ее избивать, она нанесла Л. находящимся в этот момент у неё в правой руке ножом удар в левую заднюю часть грудной клетки. Испугавшись, сразу же вытащила нож и бросила его в раковину. Л. сказал, что пойдет в ванную. Она убежала в спальню. Слышала, как Л. вышел из ванной, прошел в кухню, а потом в спальню. Там он снял с себя рубашку, лег на пол и сказал, что ему плохо. Она предложила вызвать скорую помощь, но Л. отказался, сказав, что он пьяный, полежит на полу и ему будет лучше. Ночью Л. умер (л.д.45-50, 55-59, 66-71).

Свои показания Лаврентьева Н.В. подтвердила в ходе проверки ее показаний на месте (л.д.80-94).

Вина подсудимой Лаврентьевой Н.В., помимо ее полного признания, подтверждается совокупностью собранных и исследованных в судебном заседании доказательств:

- рапортом об обнаружении признаков преступления (л.д.4);

- протоколом первоначального осмотра места происшествия – <адрес> <адрес> (л.д. 7-8);

- протоколом осмотра места происшествия – <адрес> <адрес> <адрес> с участием Лаврентьевой Н.В., в ходе которого были изъяты 2 ножа, футболка синего цвета со следами вещества бурого цвета (л.д.23-29) с фототаблицей к нему (л.д. 30-38);

- копией карты вызова скорой медицинской помощи, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ в 03 часа 40 минут был осуществлен выезд на <адрес> <адрес> <адрес>, где находился труп Л. без внешних признаков насильственной смерти; со слов жены больной перенес аортокоронарное шунтирование; смерть наступила до 03 часов (л.д. 21);

- протоколом явки с повинной Лаврентьевой Н.В., из которой следует, что ДД.ММ.ГГГГ она нанесла ножевое ранение своему мужу, Л. (л.д.39-40);

- протоколом осмотра предметов, изъятых с места происшествия (л.д.185-186);

- заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно которому на трупе Л. обнаружено колото-резаное ранение левой задне-боковой поверхности грудной клетки справа на уровне 5-го межреберья, проникающее в левую плевральную полость с повреждением левого легкого, 1550 мл свертков и жидкой крови в левой плевральной полости, которое по признаку опасности для жизни, квалифицируется как тяжкий вред здоровью. Колото-резанное ранение имеет признаки прижизненного и причинено воздействием плоского колюще-режущего предмета, каковым мог быть нож. Судя по установленной глубине раневого канала и длине кожной раны, максимальная ширина погрузившейся части клинка была около 2,5см, а длина не менее 12,5см. Каких-либо признаков, указывающих на возможность причинения колото-резанного ранения самому себе, не обнаружено. Это ранение обусловило обильное внутреннее и незначительное наружное кровотечение. После причинения тяжкого вреда здоровью – колото-резанного ранения с повреждением левого легкого смерть Л. наступила через достаточно короткий промежуток времени, в начале которого он мог совершать отдельные активные действия, в том числе и самостоятельно передвигаться, кричать и прочее, пока не развилось состояние острого малокровия. Смерть Л. наступила от острого малокровия внутренних органов в результате колото-резанного ранения грудной клетки с повреждением левого легкого и последовавшего за этим массивным внутренним кровотечением. Таким образом, между причиненным тяжким вредом здоровью и наступлением смерти имеется прямая причинная связь. Проведенным судебно-химическим исследованием в крови от трупа был обнаружен этиловый спирт в концентрации 3,7%, что при жизни могло обусловить алкогольное опьянение сильной степени (л.д. 133-136);

- справкой из Пушкинской РБ, согласно которой Лаврентьева Н.В. обращалась в травмпункт Пушкинской РБ с диагнозом: ушибы мягких тканей головы, левого предплечья и правой кисти (л.д.178-179);

- заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно которому у Лаврентьевой Н.В. обнаружены телесные повреждения в виде кровоподтеков на левом предплечье и правой кисти, которые причинены твердым тупым предметом, возможно в срок и при обстоятельствах, изложенных Лаврентьевой Н.В., и в силу незначительности не причиняют вреда здоровью (л.д.178-179);

- другими материалами уголовного дела, а также показаниями потерпевшего Л. в судебном заседании, показаниями свидетеля Ж. на предварительном следствии, оглашенными в судебном заседании.

Потерпевший Л. показал в судебном заседании, что погибший Л. – его отец. С отцом они общались редко. На почве злоупотребления спиртных напитков между его родителями часто возникали ссоры, драки. О смерти отца он узнал от своей матери - Лаврентьевой Н.В., которая позвонила ему ночью ДД.ММ.ГГГГ и просила приехать. Отец лежал на животе лицом на руках. Сначала мать говорила, что не знает, что с отцом. ДД.ММ.ГГГГ мать рассказала ему, что отец стал ее избивать, и она ударила его ножом. Просила простить ее, говорила, что убивать не хотела, что так получилось, что она испугалась, что тот изобьет ее.

Свидетель Ж. показала на предварительном следствии, что проживает по соседству с Лаврентьевыми в <адрес>. Лаврентьевы часто ругались между собой. Во время их ссор были слышны крики о помощи, при чем кричали оба, то Лаврентьева Н.В., то Л. Часто видела Лаврентьеву Н.В. со следами побоев и Л. с расцарапанным лицом. О смерти Л. ей рассказала сама Лаврентьева Н.В., которая сказала, что либо она его зарезала, либо он сам зарезался, когда во время ссоры она защищалась от побоев (л.д. 125-128).

Оценив все доказательства в их совокупности, суд находит вину подсудимой Лаврентьевой В.Н. полностью установленной, и квалифицирует ее действия по ст. 111 ч. 4 Уголовного кодекса Российской Федерации как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

Суд не находит достаточных оснований для квалификации действий Лаврентьевой Н.В. по ст. 105 ч.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, как убийство, поскольку в судебном заседании не добыто доказательств того, что умысел Лаврентьевой Н.В. был направлен на причинение смерти Л. Об отсутствии прямого умысла на убийство Л. свидетельствует то, что после нанесения ему удара Лаврентьева Н.В. не преследовала его, хотя тот находился с ней одной квартире, и не пыталась нанести ему других ударов ножом, при этом никто ее не удерживал и не препятствовал ей сделать это. Таким образом, ничто не мешало Лаврентьевой Н.В. осуществить умысел на убийство, если бы таковой имел место. Доказательств того, что Лаврентьева Н.В. желала наступления смерти Л., не добыто.

Кроме того, государственный обвинитель отказался от квалификации действий Лаврентьевой Н.В. по ст. 105 ч.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и просил квалифицировать ее действия по ст. 111 ч.4 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем об умысле Лаврентьевой Н.В. на причинение тяжкого вреда здоровью Л. свидетельствуют характер, локализация и механизм образования причинного ему повреждения – удар нанесен ножом в жизненно важный орган – в грудную клетку в область спины, при этом длина погрузившейся части клинка была не менее 12,5см.

Согласно приведенному выше заключению судебно-медицинской экспертизы на трупе Л. обнаружены также кровоподтеки на веках левого глаза, в области спинки носа и не задней поверхности правого плеча в нижней трети, которые образовались от воздействий твердых тупых предметов с ограниченной травмирующей поверхностью, и 8 полосовидных косо-горизонтальных кровоподтеков на передней поверхности левого бедра в верхней и средней трети, которые образовались не менее чем от 8-ми воздействий удлиненного вытянутого предмета округлого сечения, и у живых лиц, в силу своей незначительности, как правило, не причиняют вреда здоровью. Суд считает необходимым исключить из обвинения Лаврентьевой Н.В. причинение Л. данных телесных повреждений, поскольку в судебном заседании не установлено, когда и кем были причинены эти повреждения. Подсудимая Лаврентьева Н.В. категорически отрицает причинение Л. этих телесных повреждений. При судебно-медицинской экспертизе трупа Л. время причинения этих повреждений не установлено. В соответствии со ст. 14 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, толкуются в пользу обвиняемого. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.

Судом исследована личность подсудимой. Лаврентьева Н.В. ранее не судима (л.д.75-76). На учете у психиатра и нарколога не состоит (л.д.79). По месту жительства характеризуется положительно (л.д.77). По месту работы характеризуется положительно (л.д.78).

Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы Лаврентьева Н.В. хроническим психическим расстройством не страдает и не страдала им в период инкриминируемого её деяния, могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. По своему психическому состоянию в настоящее время Лаврентьева Н.В. может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, давать о них показания (л.д. 170-172).

При назначении наказания подсудимой Лаврентьевой Н.В. суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного ею преступления, данные о ее личности, обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденной.

Как обстоятельства, смягчающие наказание подсудимой Лаврентьевой Н.В., суд учитывает ее положительные характеристики с места жительства и работы, ее состояние здоровья – <данные изъяты>, а также противоправное поведение самого потерпевшего Л., и то, что Лаврентьева Н.В. ранее не судима, виновной себя признала полностью, в содеянном раскаялась.

Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.

Учитывая тяжесть и повышенную общественную опасность совершенного Лаврентьевой Н.В. преступления, суд считает, что цели восстановления социальной справедливости, исправления осужденной, а также цели предупреждения совершения новых преступлений, могут быть достигнуты с назначением осужденной наказания в виде лишения свободы, на основании ст. 58 Уголовного кодекса Российской Федерации с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Оснований для применения к ней условного осуждения в соответствии со ст. 73 Уголовного кодекса Российской Федерации не имеется.

Вместе с тем, с учетом всей совокупности смягчающих обстоятельств, которые суд находит исключительными, суд считает возможным назначить Лаврентьевой Н.В. наказание с применением ст. 64 Уголовного кодекса Российской Федерации – ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 307-309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПРИГОВОРИЛ:

ЛАВРЕНТЬЕВУ Н.В. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, и назначить ей наказание с применением ст. 64 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде лишения свободы на срок ЧЕТЫРЕ года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Меру пресечения Лаврентьевой Н. В. изменить на заключение под стражу, взять ее под стражу в зале суда. Срок отбытия наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.

Вещественные доказательства – два ножа, смыв вещества бурого цвета, футболку синего цвета, тряпку – уничтожить.

Приговор может быть обжалован в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденной в тот же срок со дня вручения ей копии приговора. В случае подачи кассационных жалоб, принесения кассационного представления осужденная вправе в течение 10 суток со дня вручения ей копии приговора ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

СУДЬЯ: