дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ«01» июня 2010 года
г. ...
Пушкинский городской суд ...в составе:
председательствующего судьи FIO0
при секретаре FIO1,
с участием адвоката FIO2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску FIO3 к Администрации городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района ... о восстановлении нарушенного права, восстановлении очередности в списках очередников и признании незаконным пункта 2 постановления Главы городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района ... от Дата обезличена года Номер обезличен,
УСТАНОВИЛ:
FIO3 обратилась в суд с иском к Администрации городского поселения Софрино, Пушкинского муниципального района ... о восстановлении нарушенного права, восстановлении очередности в списках очередников на улучшение жилищных условий. В обоснование иска истец указала, что на основании постановления Софринского поселкового Совета народных депутатов Номер обезличен от Дата обезличена года она была зачислена на очередь на улучшение жилищных условий Номер обезличен. По состоянию на 2005 года её номер очереди был Номер обезличен. Письмом от Дата обезличена года ответчик ей сообщил, что её номер очереди Номер обезличен. По мнению истца действия ответчика по изменению порядка очередности являются незаконным и необоснованными, поскольку нарушают её права на получение жилья.
В порядке ст. 39 ГПК РФ истец дополнила требования, просила обязать Администрацию городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района ... устранить допущенное нарушение в отношении истца, восстановить её очередность в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Признать незаконным пункт 2 постановления Главы городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района ... от Дата обезличена года Номер обезличен «О принятии учетных дел граждан, проживающих на территории городского поселения Софрино и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Пушкинского муниципального района».
В порядке ст. 43 ГПК РФ определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, привлечены: FIO10, FIO9 Алла Сергеевна, FIO8, FIO7, FIO6, FIO5, FIO4 л.д.100).
В связи с тем, что постановлением главы городского поселения Софрино от Дата обезличена года Номер обезличен FIO6 снят с очереди, суд исключил его из состава третьих лиц.
В судебном заседании представитель истца по доверенности FIO12 л.д.14) и представляющий интересы истца адвокат FIO11 (ордер Номер обезличен от Дата обезличена г.л.д.16) иск поддержали, просили требования удовлетворить в полном объёме.
Представитель Администрации городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района ... по доверенности FIO13 иск не признала, пояснив, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Третьи лица: FIO9 и FIO4 возражали против удовлетворения иска.
FIO10, FIO8, FIO7, FIO5 в судебное заседание не явились.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, не находит законных оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
Возникшие правоотношения регулируются положением Гражданского кодекса РФ и Жилищного кодекса РФ.
Судом установлено, что FIO3 с семьей три человека проживает в комнате площадью 18,8 кв.м., в коммунальной квартире, муниципального жилищного фонда, расположенной по адресу: ..., пос. Софрино, ... ... ... л.д.12).
Решением Софринского поселкового Совета народных депутатов №69/4 от 28 марта 1991 года FIO3 включена в списки очередников на получение жилья при исполкоме Софринского поссовета с семьёй два человека л.д.25).
Согласно ответу главы Администрации городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области от 15.09.2008 года №з-405 по состоянию на 01.01.2008 года номер очереди FIO3 – 14 л.д.41).
Письмом от 30 декабря 2009 года глава Администрации городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области сообщил истцу, что её номер очереди -21 л.д.43).
Законом Московской области от 06.07.2007 г. №100/2007-ОЗ жилищный фонд в том, числе жилой дом Номер обезличен по ... в пос. Софрино муниципальным образованием «Пушкинский район Московской области» передан в муниципальную собственность городскому поселению Софрино Пушкинского муниципального района Московской области л.д.251-253).
Постановлением Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 09.12.2008 года №2689 «О передаче учетных дел граждан, проживающих в поселениях и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Пушкинского муниципального района и другой документации в Администрации городских и сельских поселений», создана комиссия по приёмке-передаче заявлений, поступивших в Администрацию Пушкинского муниципального района после 01.03.2005 года от граждан, проживающих в поселениях, о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и документов к заявлениям; учетных дел граждан, проживающих в поселениях и принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и утвердить её состав. Отделу учета и распределения жилой площади передать в установленном порядке в Администрации городских и сельских указанные в п. 1 настоящего Постановления документы граждан, проживающих в поселениях и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Пушкинского муниципального района с оформлением передаточных актов в соответствии с графиком. Главам городских и сельских поселений рекомендовано:
- обеспечить в установленном порядке организацию ведения учета и принятия на учет граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий; предоставление жилой площади по договорам найма и признания граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, формирование архива;
- включить граждан, проживающих в поселениях, чьи учетные дела переданы в поселения, в списки нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с момента принятия их на учет в администрации Пушкинского муниципального района л.д.50-51).
Постановлением Главы городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области от 07 апреля 2009 года №19 «О принятии учетных дел граждан, проживающих на территории городского поселения Софрино и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Пушкинского муниципального района», приняты документы граждан, проживающих на территории городского поселения Софрино и состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Пушкинского муниципального района.
Пунктом 2 настоящего постановления включены граждане, проживающие в городском поселении Софрино, чьи дела переданы в поселение, в списки нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с момента принятия их на учет в Администрации Пушкинского муниципального района л.д.48).
Истец оспаривает пункт 2 вышеуказанного постановления, ссылаясь на то обстоятельство, что включение очередников Пушкиснкого района в списки очередников городского поселения Софрино с момента постановки на очередь в Пушкинском районе нарушает её права на равный доступ граждан на получение жилья. Постановление в этой части не соответствует требованиям ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
С данным утверждением согласиться нельзя.
В соответствии с требованиями ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Конструкция данной нормы права предусматривает, что существенным условием для признания ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным, является его несоответствие закону иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, в частности истца.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут регулировать правовые отношения, не урегулированные федеральным законом, но не могут ему противоречить.
Жилищным кодексом РФ разграничены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации РФ в области жилищных правоотношений.
Вопросы оснований и порядка принятия на учет граждан, определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися, определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений отнесены к компетенции Российской Федерации (ч. ч. 3, 4 ст. 12 Кодекса), к компетенции субъектов Российской Федерации отнесено лишь установление порядка определения дохода, приходящегося на каждого члена семьи и определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).
Между тем, основания и порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлены Жилищным кодексом РФ.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке (ч. ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен статьей 52 ЖК РФ.
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Из приведенных норм ч. 2 ст. 6 Вводного закона следует, что названные в ней граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору независимо от признания их малоимущими, в то время как после введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть после 01 марта 2005 года, в соответствии ч. 2 ст. 49 и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на таком учете имеют право лишь малоимущие граждане либо граждане, относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории.
При этом ч. 2 ст. 6 Вводного закона не делает исключений и для предусмотренных ст. 59 ЖК РФ случаев предоставления освободившихся в коммунальной квартире жилых помещений по договору социального найма.
В данном случае, постановление соответствует требованиям закона, поскольку сохраняет за лицами, вставшими на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, право на получение жилого помещения в порядке очередности, что соответствует положению ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Истец в порядке ст. 56 ГПК РФ не привела доказательств нарушение её прав данным постановлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. FIO3 к такой категории граждан не относится.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 01.04.2010 года FIO3 состоит в очереди на улучшение жилищных условий городского поселения Софрино номер очереди -20 л.д.250).
В списках очередников с №№ 1-19 значатся граждане, которые встали на учёт в качестве нуждающихся до 1991 года, т.е. ранее истца.
Само по себе нахождение истца в очереди под определенным номером не может нарушать её права на улучшение жилищных условий, поскольку при представление жилого помещения по договору социального найма (ч. 3 и 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ), орган местного самоуправления принимает решение с выяснением всех обстоятельств и порядка очередности.
В данном случае никто из лиц находящихся в очереди ранее истица не обеспечивается жилым помещением, решений предоставлении им жилых помещений не принималось.
Передача учетных дел из ведения одного муниципального образования в другое не может служить достаточным основанием нарушения прав истца.
По смыслу ст. 2 Закона Московской области «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется органом местного самоуправления по месту постоянного проживания. Поскольку, истец с семьей проживает на территории муниципального образования городское поселение Софрино, учет нуждаемости улучшения жилищных условий должен вестись соответствующими органами муниципального образования по месту его жительства.
В опровержение выводов суда, истцом не приведено достаточных и убедительных доказательства.
На основании ст. 13 ГК РФ, ст. 49-53,55-59 ЖК РФ, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск FIO3 к Администрации городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области о восстановлении нарушенного права, восстановлении очередности в списках очередников и признании незаконным пункта 2 постановления Главы городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области от 07 апреля 2009 года №19 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – 07 июня 2010 года.
Судья: подпись. FIO0
Копия верна: Судья: FIO0
Секретарь: FIO1