дело № 2-2482/2010
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ«08» июля 2010 года
Пушкинский городской суд Московской областив составе:
председательствующего судьи Хапаевой С.Б.
при секретаре Кутузовой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юрьевой Н.В. к ООО «Мебель Альберо» о защите прав потребителя, расторжении договора, взыскании неустойки, компенсации морального вреда.
у с т а н о в и л:
Юрьева Н.В. обратилась в суд с иском к ООО «Мебель Альберо» о защите прав потребителя.
В обоснование иска истец указала, что 30.03.2009 г. между ней и ответчиком заключен договор купли-продажи № 236 М, по условиям которого истец выбрала из числа представленных образцов кухонный гарнитур определенного цвета, размера. В число сервисных услуг вошли: замеры помещения, доставка, сборка и монтаж мебели. Истец оплатила 243 894 руб. по договору, за сервисные услуги 23 489 руб., за вытяжку 34980 рублей, итого 293 363 рубля. Срок доставки товара по договору установлен 16 ноября 2009 г., сборка и монтаж мебели в 5-дневный срок с момента доставки товара, т.е. не позднее 21.11.09г. 14 декабря 2009 г. при сборке кухонной мебели в квартире истца представитель ответчика уронил вытяжку кухни, что потребовало ее замены; так же было установлено, что фасады 2-х бутылочниц имеют неправильный размер, на 3-х стеклянных фасадах нет присадок на петли. Фасады в тот же день забрал представитель ответчика и до настоящего времени они не возвращены. В тот же день истец подготовила рекламацию на выявленные недостатки. До настоящего времени кухня не установлена, ответчик не исполнил свои обязательства – не передал товар надлежащего качества. 14.04.10г. истец обратилась к ответчику с претензией об устранении недостатка товара в течение 10 дней, в противном случае сообщила, что будет вынуждена расторгнуть договор. В течение установленного срока ответчик не исполнил обязательства. Истец полагает, что ответчиком нарушены её права потребителя и просит расторгнуть указанный договор купли-продажи №236 М от 30.03.2009 г., взыскать с ООО «Мебель Альберо» оплаченную за товар сумму 293 363 руб., неустойку за нарушение срока передачи предварительно оплаченного товара (ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителя») в размере 0,5% в день за период с 21.11.2009 г. по день вынесения решения, неустойку за просрочку исполнения обязательств по устранению недостатков (ст. 23 Закона РФ) в размере 1% в день от суммы товара за период с 25.04.2010 г. по день вынесения решения, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, а также штраф в доход государства л.д. 4-7).
В судебном заседании истец и ее представитель Юрьев Е.В., допущенный к участию в деле в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования о расторжении договора купли-продажи кухонного гарнитура и вытяжки поддержали, полагали, что кухонный гарнитур должен быть вывезен ответчиком, просили взыскать с ответчика сумму, уплаченную в счет договора, неустойку за неисполнение обязательств по передаче предварительно оплаченного товара в размере 0,5% в день с 21.11.2009 г. до 08.07.2010 г. – 293 363 руб., неустойку за просрочку выполнения требований по устранению недостатков в размере 1% от суммы товара с 07.05.2010 г. по 08.07.2010 г. в размере 184 818 руб. 69 коп., компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, штраф в доход государства на усмотрение суда.
Представитель ответчика ООО «Мебель Альберо» в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил, о месте и времени слушания дела извещен л.д.63), об уважительных причинах отсутствия не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявил. В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, полагает иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, возникшие между участниками процесса, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом РФ "О защите прав потребителей".
Согласно ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Согласно ст. 20 Закона РФ "О защите прав потребителей" недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции (изготовителя) продавца на основании договора с ним, незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме.
В силу ст. 21 закона РФ в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
Статьей 23 Закона РФ "О защите прав потребителей" установлена ответственность продавца (изготовителя) за нарушение сроков, предусмотренных статьями 20, 21, 22 Закона. За нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.
Статьей 23.1 Закона «О защите прав потребителей» установлены последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю.
В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель в случае нарушения его прав вправе требовать компенсации морального вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Пунктом 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрено: при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие имеющие значение для дела обстоятельства.
30.03.2009 г. сторонами заключён договор купли-продажи №236М л.д.13-19), по условиям которого ответчик принял на себя обязательство передать в собственность покупателя (истца) выбранный им из представленных в магазине образцов аналогичный товар – кухонную мебель, цена, размер и цвет которой указаны в спецификации (приложении №3 к договору-л.д.21-22), при этом указано, что права и обязанности сторон действуют в отдельности по отношению к каждому товару, входящему в комплект, продавец вправе передать покупателю по отдельности каждый товар, входящий в комплект, кроме того, каждый предмет кухонной мебели выступает по договору отдельным товаром.
Из договора следует, что покупатель принимает такие условия, а так же обязуется принять переданный товар и оплатить за него денежную сумму в размере и порядке, определенным договором – за комплект кухонной мебели – 234 894 руб., за сервисные услуги (замеры помещения, доставка, сборка и монтаж) – 23 489 руб., сумма предоплаты – 80 000 руб., оставшаяся часть суммы – 178 384 руб. вносится не позднее чем за 5 рабочих дней до получения товара (п.4 Договора –л.д.14).
Из материалов дела усматривается, что истец произвела оплату в порядке, установленном договором – 30.03.2009 г. – 80 000 руб., 25.06.2009 г.- 62 500 руб., 10.10.2009 г. – 60 000 руб., 12.11.2009 г. – 55 884 руб. л.д.20).
Суду представлены спецификации по договору на кухонную мебель л.д.21-22).
25.06.09г. стороны заключили договор купли-продажи (заказ №369м) бытовой техники – вытяжки «Франке», стоимостью 34980 руб. л.д.24), что подтверждается спецификацией и кассовыми чеками л.д. 25). Истцом выполнены обязательства по оплате.
Согласно дополнительного соглашения стороны согласовали дату доставки товара на 16.11.2009 г.(л.д.27). В указанный день товар был доставлен, что подтверждается актом доставки л.д.28) и объяснениями истца. На следующий день стали собирать мебель и выяснилось, что не доставили вытяжку. Стороны согласовали дату доставки и 30.11.09г. все предметы были доставлены л.д. 29), что следует из объяснений истца. В ходе сборки и монтажа кухни выявлено, что фасады 2-х бутылочниц имеют неправильный размер, на 3-х стеклянных фасадах нет присадок на петли, кроме того, сборщик мебели при установке уронил вытяжку и повредил ее, что подтверждается объяснениями истца и рекламацией ответчика л.д.30).
Так же истец пояснила, в связи с тем, что в обещанный период времени ответчик не заменил указанные в рекламации предметы, 14.04.2010 г. в адрес ответчика ею была направлена претензия л.д.31, 11-12) о необходимости в 10-дневный срок исполнить обязательства по договору – доставить недостающие детали надлежащего качества - вытяжку, фасады бутылочниц, стеклянные фасады, а так же выполнить сборку и установку кухонного гарнитура. Претензия вручена ответчику 26.04.10г., что следует из почтового уведомления л.д.10). Также в претензии истец указывает, что в случае неисполнения данных требований она расторгнет договор и намерена обратиться в суд.
Претензия истца по устранению недостатков не была исполнена, в связи с чем, истец 05.05.2010 г. обратилась в суд с указанными исковыми требованиями, в том числе о расторжении договора.
Оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, исходя из буквального толкования условий договора купли-продажи №236-м от 30.03.09г., определяющих понятие предмета договора, суд приходит к выводу, что ответчик поставил истцу товар ненадлежащего качества: поврежденная вытяжка, фасады 2-х бутылочниц имели неправильный размер, на 3-х стеклянных фасадах не было присадок на петли. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, претензией, рекламацией. Истец воспользовалась правом, предусмотренным ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребовав замены товара ненадлежащего качества (вытяжки) и устранения недостатков (бутылочницы и фасады шкафов). Истец установила срок выполнения претензии в 10 дней, который истек 06 мая 2010г. Ответчиком не представлено доказательств выполнения требований истца, изложенных в письменной претензии от 14.04.10г. В связи с чем, у суда нет оснований не доверять объяснениям истца. В связи с неустранением недостатков истец вправе отказаться от исполнения договоров купли-продажи кухонного гарнитура и вытяжки, потребовать возврата уплаченных по договорам сумм 234 894 рубля, 23489 рублей (кухня со сборкой и установкой) и 34980 рублей (вытяжка), а всего 293 363 рубля.
В силу закона ответчик обязан разобрать и вывести за свой счет установленный кухонный гарнитур в квартире истца.
Вместе с тем, не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика неустойки по заявленным основаниям: за просрочку передачи предварительно оплаченного товара (ст.23.1 Закона «О защите прав потребителей») за период с 21.11.09г. по день вынесения решения суда, за просрочку выполнения требований потребителя по устранению недостатков по следующим основаниям (ст.23 Закона «О защите прав потребителей»).
Заключенные сторонами договоры по своей правовой природе являются смешанными договорами, содержащими элементы договора купли-продажи и оказания услуг, в связи с чем, к правоотношениям могут применяться как положения глав 2 Закона РФ (защита прав потребителя при продаже товаров потребления) так и главы 3 (защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).
Из представленных суду документов и объяснений истца следует, что приобретенный истцом товар по рассматриваемым договорам ответчиком истцу доставлен в согласованные сроки 16.11.09г. и 30.11.09г., а в последующем были выявлены недостатки доставленного товара, срок по устранению которых истцом установлен в 10 дней, т.е. до 06 мая 2010г. В связи с чем, суд приходит к выводу, что ответчиком не допущено нарушений срока доставки товара, оснований для взыскания неустойки на нарушение сроков предварительно оплаченного товара не имеется.
Суд не может согласиться с доводом истца, что под доставкой товара он подразумевает привоз товара, его монтаж и установку, поскольку п. 7.2 договора предусмотрено, что право собственности на товар и риск случайной гибели переходят к покупателю при подписании накладной и акта приема-передачи с момента принятия товара, а продавец считается выполнившим свою обязанность по передаче товара. На работы сборке кухонного гарнитура, т.е. по оказанию услуг норма ст. 23.1. Закона РФ не распространяется.
Так же судом установлено, что истец обратилась в суд с исковыми требованиями о расторжении договора 05.05.10г., т.е. до истечении 10-дневного срока, установленного ответчику для устранения недостатков, указанных в претензии (ответчик получил претензию 26.04.2010 г., срок истек 06 мая 2010г.). Выбор способа защиты нарушенных прав принадлежит потребителю. В данном случае истец воспользовался правом требования устранить недостатки, и не дожидаясь истечения срока, воспользовался правом отказа от исполнения договора (расторжения договора), исключающим возможность устранения недостатков. В связи с чем, суд не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности по выплате неустойки за нарушение срока устранения недостатков.
В соответствии с положением ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.151 ГК РФ, п.25 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.04 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» требования о компенсации морального вреда в связи с нарушением прав потребителя подлежит частичному удовлетворению. Заявленная сумма компенсации в размере 50000 рублей явно несоразмерна размеру нарушений, выявленных судом, в связи с чем, суд находит возможным уменьшить ее до 20000 рублей.
Таким образом, оставлены без удовлетворения требований истца о взыскании суммы неустойки и компенсации морального в сумме, превышающей удовлетворенную судом. Общая сумма, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, составит: 20000 +293 363 рубля = 313 363 рубля
В порядке п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика подлежит взысканию штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, что составляет 156 681 руб. 50 коп. (313363/2).
В порядке ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 333 руб. 63 коп., установленная ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Юрьевой Н.В. ООО «Мебель Альберо» о защите прав потребителя, расторжении договора, взыскании неустойки, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мебель Альберо» в пользу Юрьевой Н.В. в счет оплаты по договорам 293 363 рубля, в счет компенсации морального вреда 20000 рублей, а всего на общую сумму 313 363 (триста тринадцать тысяч триста шестьдесят три) рубля.
Исковые требования Юрьевой Н.В. в остальной части о взыскании неустойки, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Обязать ООО «Мебель Альберо» за свой счет разобрать и вывести кухонный гарнитур, установленный по адресу: ..., ..., ...
Взыскать с ООО «Мебель Альберо» в доход бюджета муниципального образования «Пушкинский район» штраф в размере 156 681 рубль 50 копеек, судебные расходы в сумме 6333 рубля 63 копейки, а всего на общую сумму 163 015 (сто шестьдесят три тысячи пятнадцать) рублей 13 копеек.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – 12 июля 2010г.
Судья: